Как правильно рассматривать картины и говорить с ребёнком о живописи
Чтобы помочь ребёнку понять искусство, можно вместе рассматривать картины. Причём необязательно самому отлично разбираться в жанрах и сходу различать Моне и Мане. Искусствовед и преподаватель Виктория Цибульская рассказывает, как говорить о произведениях искусства и предлагает вместе рассмотреть картину Сандро Боттичелли «Весна».
- Очень важно, чтобы вы сами любили то, что хотите показать детям. Если вам набили оскомину репродукции «Утро в сосновом лесу» или «Бурлаков на Волге» в школьных учебниках, оставьте их на потом. Начните с любимого.
- Не волнуйтесь, если вы не помните, к какому направлению относится выбранная вами работа, в каком веке жил художник или какие технические средства он использовал. Это как любоваться цветами, вы можете делать это не зная, как они называются.
- Необязательно сразу читать надпись на табличке. Сначала постойте перед полотном, рассмотрите его. Дошкольникам нужно время, чтобы войти в мир картины, погрузиться в него. Пусть ребёнок сам расскажет, что он видит.
- Начать разговор о произведении искусства можно с простой констатации: нравится-не нравится. Потом можно задать вопросы: почему и что нравится-не нравится.
- Если картина зацепила, то обсуждение можно продолжить. Дошкольники с удовольствием ответят на вопросы: о чём она, кто или что на ней изображено, что делают герои, во что они одеты, какого цвета картина.
Давайте вместе посмотрим на одну из моих любимых картин. «Весна» Сандро Боттичелли никого не оставит равнодушным. Она не запутывает нас неопределённостью сюжета или показной сложностью. Как раз наоборот. Она символ гармонии, ясности и совершенства. Итак, что же мы видим?
- Перед нами поляна в чудесном апельсиновом саду. В изумрудной траве пестрят цветы, их много (кто-то сосчитал, что на картине изображено 500 цветов, относящихся к 170 видам). Сочные плоды горят, как золотые шары на ветвях. Сад не кажется нам настоящим, слишком уж он идеален.
- Справа к нам приближается молодая женщина в венке и наряде, украшенном цветами. Это сама Весна. Она ступает гордо и уверенно, её сосредоточенный строгий взгляд устремлён мимо зрителя. За её спиной раздувает щеки Зефир — ветер Запада. Он тёмный и страшный. Под его порывами гнутся стволы деревьев. Он догнал и схватил спутницу Весны, нимфу Хлориду, в которую влюблён. Она оборачивается в страхе, пытается вырваться, но тщетно. И вот на наших глазах она преображается в богиню Флору.
- В центре под аркой, образованной кронами деревьев, мы видим нежную женскую фигуру в одежде, напоминающую Мадонну, как её много раз писал Боттичелли. Это Венера, богиня любви. Её правая рука выставлена в защитном жесте. Она как бы разделяет Любовь земную, которую олицетворяет страсть Зефира к Хлориде, от любви Небесной. И в этом смысле она — богиня духовной любви и поэтому благосклонна к целомудренным Харитам.
- Три прекрасные Хариты или Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение), одетые в полупрозрачные туники, исполняют медленный танец. Они так легки, что еле-еле касаются ногами земли. Этот танец нас завораживает, но не веселит. Наоборот, от него исходит ощущение покоя и меланхолии. Может быть, они грустят в ожидании любви? Тут как тут проказник Купидон с завязанными глазами целится в них из лука, в какую же он попадёт?
- С левого края картину замыкает фигура прекрасного бога Гермеса Трисмегиста («Трижды Великого»), который стоит спиной к другим персонажам на полотне. Он занят. Своим жезлом, кадуцеем, он разгоняет тучи. А может, вовсе и не тучи, а мрак невежества и предрассудков.
Мы описали основных персонажей картины, полюбовались их красотой, поняли их настроение, насладились богатым колоритом. Искусствоведы исписали тонны бумаги, описывая и анализируя эту картину, но разве нам это так важно?
Найдите то полотно, которое вдохновит именно вас, поделитесь им с детьми, они это обязательно оценят!
Фото: Unsplash (Michał Parzuchowski)
Очень интересная тема, которая пока мало затронута.
Спасибо!