«Можешь учить — учи. Не можешь — тоже учи»: как мы лишили педагогов права на выгорание

«Можешь учить — учи. Не можешь — тоже учи»: как мы лишили педагогов права на выгорание

12 282
5

Учителя, врачи и полицейские больше всего подвержены выгоранию. Но именно в этих профессиях у людей нет возможности взять внеплановый отпуск и сделать перерыв, чтобы прийти в себя. Наш блогер Вадим Мелешко рассуждает, что же делать учителям, у которых нет вдохновения работать, а работать им всё равно надо.

Почему-то считается, что музыкант, художник, поэт и иже с ними могут себе позволить ничего не делать, если нет вдохновения и муза куда-то упорхнула. Мол, вас же не устроит жалкая мазня или примитивный мотивчик, значит, надо подождать, пока возникнет соответствующий настрой, снизойдет озарение, ударит творческая струя, и вот тогда главное — не мешать человеку творить, создавать шедевр!

А почему тот же повар не имеет права заявить, дескать, сегодня у меня нет никакого настроения готовить, вот вам консервы и все свободны? Потому что это поставит крест на его карьере. Точно так же и парикмахер не может отказать клиенту, мотивируя это тем, что «как-то душа не лежит, никакого желания работать». Со строителями в частном секторе дело обстоит немного иначе: мастер может внезапно запить, все поймут — лучше переждать, у человека сложный жизненный период. Зато когда пропьется, все сделает на славу, по высшему классу!

Но с учителями и врачами всё не так. Какое бы у них настроение ни было, они обязаны учить и лечить максимально хорошо, чтобы без нареканий. И никого не устроит аргумент, мол, извините, что-то у меня в последнее время на душе неспокойно, поэтому и уроки у меня неинтересные, и с детьми никакого желания работать нет, и с родителями общаться, и с коллегами делиться новостями, и планы с отчетами писать не могу — всё валится из рук. Кому это интересно?

Ты профессионал, а значит, должен делать то, чему тебя учили, хорошо и качественно в любом состоянии

За исключением разве что болезни. Но на этот счет есть особые инструкции. А вот про отсутствие музы как оправдание плохой работы — это, извините, чушь! И это при том, что параллельно все и везде говорят, мол, педагог — профессия творческая, и вообще, педагогика — это искусство, а не ремесло, тут важен душевный порыв, эмоциональный настрой! Ой ли? Почему-то люди искусства имеют право на капризы, а педагоги — нет.

С точки зрения организации работы любой общественной структуры каждый человек должен выполнять в ней свою функцию так, как от него ждут, и тогда, когда это нужно. В этом смысле он — винтик. Школа — тот же механизм, и в ней действуют те же правила, что и везде: находясь на своем месте, ты должен делать то, что надо, строго по расписанию. Плохое настроение в расчет не берется. Можешь учить — учи. Не можешь — тоже учи, потому что ты обязан это делать в соответствии с должностными инструкциями. Или увольняйся, мы другого найдем.

В реальной жизни педагог, находясь в кризисе, либо впадает в запой, либо начинает постоянно срываться на детях

Либо продолжает вести занятия, но по шаблону, для «галочки», без желания в ком-то что-то разбудить или зажечь. Или увольняется. В подобной ситуации, как мы бы сегодня сказали, важно вовремя распознать проблему и оказать человеку квалифицированную психологическую помощь. Правда, школьных психологов у нас не хватает даже на детей, а уж про тех штатных специалистов, которые должны работать со взрослыми, и говорить не приходится, это только за свой счет и в свободное от работы время.

Так к чему же мы все-таки приходим? Не к тому ли, с чего начали, — «Можешь не учить — не учи» и «Если уж учить, то только тогда, когда не можешь не учить»? Получается, именно такой подход наиболее гуманен по отношению к учителям, ученикам и системе образования в целом. По крайней мере с точки зрения классического либерализма, когда в центре всего находится именно человек, и система работает на обеспечение его интересов, а отнюдь не наоборот. Но либерализм у нас не в фаворе.

Мы привыкли, что система сама по себе является центром, вокруг которого обязаны крутиться и обслуживать его все остальные

К тому же, если интересы человека поставить превыше всего, окажется, что бесчисленные примеры самых изощренных капризов наших звездных знаменитостей можно считать обоснованием ровно этого подхода. Да, я велик и понимаю, что всё (концерт, выступление, съемки и пр.) держится только на мне, а потому я требую, чтобы все мои желания были учтены и ко мне относились с пониманием!

Но почему же в одном случае это проходит и все понимают, что такое поведение оправданно, а в другом — нет? Что мешает тому же учителю поставить условия — мол, если хотите, чтобы я творил с полной отдачей и демонстрировал потрясающие результаты, мне нужно вот это, это и это (читай: райдер)? Может, все-таки потому, что даже если педагогика и искусство, то оно все же довольно особое, не вполне привычное, «ремесленное»? То есть ради эстрадного певца, поэтессы, актера или кинозвезды мы готовы идти на уступки, а ради педагога — нет, потому что он всего лишь человек системы и должен подчиняться законам системы?

И все же в нашей системе тоже можно поставить человека в центр всего. И это совсем не обязательно должен быть ученик. Учителя тоже имеют на это право. Но такое возможно, только когда сам педагог знает себе цену и люди вокруг принимают ситуацию как данность. Вот тогда он имеет право заявить: «Я учу, потому что не могу не учить, и знаю, что делаю это хорошо. Другие тоже это знают. Но если я почувствую, что не в состоянии держать марку и поддерживать высокое качество, то не надо заставлять и вынуждать, я имею право взять паузу, передохнуть и дождаться вдохновения, без которого невозможно творить с полной отдачей!»

Абсурд, не правда ли? Ведь и дураку понятно, что врач никогда не должен отказывать в лечении больному на основании того, что у него-де ну совсем нет настроения работать. Так почему же у педагога должно быть это право?

В общем, лучше всего просто спросить у рядовых учителей, что они думают по этому поводу. И как они сами решают проблему, перед которой в своё время встал их замечательный коллега Илья Семенович Мельников из «Доживем до понедельника».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

Читайте также
Комментарии(5)
Композитор обязан вставать в семь утра, садиться за стол, брать перо в руки и терпеливо и кропотливо работать, а не ждать «музу». В соответствии с заветами Чайковского, который говорил: «Вдохновенье — гостья, которая не любит посещать ленивых».

Педагогика — как бы тоже искусство; но в гораздо большей степени в значении этого слова «ремесло». Оно больше похоже на стрельбу по мишени, а не на сочинение стихов или музыки. А настоящий мастер стрельбы это кто? — Вовсе не тот, кто один раз в жизни при стечении подходящих обстоятельств выбил 100 из 100, а тот, кто в любом состоянии, с похмелья, больной, косой и хромой стабильно выбивает свои 80 (или сколько там мастеру положено по нормативам).

У каждого учителя есть масса наработанных приёмов, заготовок на многие случаи жизни; и хороший мастер педагогики больной, с похмелья, с температурой 39 — сумеет протянуть один-два самых трудных дня так, что со стороны никто и не заметит разницы.

Тяжёлая же и затяжная рефлексия, на которую вы намекаете, лечится только добрым коллективом. Если коллектив злой (или всем просто начхать), то учитель да, выгорит и сойдёт с дистанции. Это жизнь. Ну, или смерть. Но рассуждать тут особо не о чем.
Автор, зачем вы пытаетесь сравнить теплое с мягким???? Какому артисту дадут новый ангажемент, если он по капризу будет отказываться от выступления? Вы хоть одного музыканта, даже из так называемого «шоубиза», назовите, который просто так сорвал концерт, потому что «настроения не было»? Да у востребованных музыкантов график на износ! Учитель может, по крайней мере, больничный взять, а солист с афиши — только если он совсем в лежку лежит и встать не может. Я пианист-концертмейстер, в прошлом году с жесточайшим бронхитом выходила на сцену и выдавала качество, потому что мои солисты готовились несколько месяцев к конкурсу и заменить меня было некому. И так работает большинство, миллион примеров можно привести. Выходят на сцену, невзирая на усталость, болезни, домашние проблемы, потому что слушателя и зрителя это не интересует, а концертного менеджера тем более. Не пишите о том, в чем не разбираетесь!
Бред какой то. Тему высосали из пальца и бла, бла, бла. Графомания полная
Показать все комментарии
Больше статей