Кто и зачем убивает детскую литературу | Мел
Кто и зачем убивает детскую литературу
  1. Блоги

Кто и зачем убивает детскую литературу

Школьная программа специально составлена так, чтобы задушить интерес к чтению
23 231
29

Кто и зачем убивает детскую литературу

Школьная программа специально составлена так, чтобы задушить интерес к чтению
23 231
29

Ваши дети одолели Толкина и Евгению Пастернак и теперь заглядываются на Чехова, Сэлинджера и «что-там-ещё-в-шкафу»? Это прекрасно! Сердечный вам привет и огромное спасибо за ваших детей. Но в большинстве своём школьники книг не читают — считает Лев Пирогов, главный редактор журнала «Лучик».

Если бы читающих детей было много, первым бы на это отреагировал рынок. Однако вот статистическая сводка Книжной палаты — «20 наиболее издаваемых авторов детской литературы в 2018 году».

Из 20 авторов только Джоан Роулинг представляет литературу для школьников старше десяти лет. Всё остальное — для дошколят. Пушкин и Толстой — это тоже в основном сказки и поучительные рассказы, Киплинг — сказки. Носов, Драгунский, Волков — младшая школа. Обратите внимание, как мало в «топе» современных авторов, всего семеро. Отечественных — четверо, и все они без исключения пишут для малышей.

То, что люди покупают больше книг для дошкольников, неудивительно. Удивительно другое — как рынок отреагировал на такую «структуру спроса». Издатели в заботах об оптимизации прибыли всё менее охотно ищут и издают произведения для детей постарше, а писатели просто перестают их писать.

Будучи редактором журнала для предподростков, я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. Предложений много, но на 99% это сказки и стихи.

— Товарищи! — кричу, — Человеку десять лет, он хочет уважительного, взрослого к себе отношения! А вы ему: «Здравствуй, дружок!»

Не понимают, пожимают плечами. «Но вы же детский журнал?». Вот такое представление общества о детской литературе — как о ромашковом гетто, по которому порхают бабочки и скачут зайчики, — и отражено в таблице.

Картина складывается простая. Пока дети маленькие, родители покупают им книги — «чтобы развивались». Когда дети подрастают и отправляются в школу, большинство родителей умывают руки. А школа делает всё, чтобы не развить — а убить тягу ребёнка к чтению.

Во-первых, злополучная «программа». В неё как будто специально втиснуто всё, что способно засушить ребёнку мозги. Вместо событийной литературы — нравоучительная и сентиментальная «классика», вместо приключений — «любование природой», вместо глаголов — прилагательные, вместо современников, чей опыт был бы близок и понятен, — мальчики из городков в табакерке.

Кто сказал, что «Муму» — детский рассказ? Приходится полностью извращать его смысл, чтобы преподать детям якобы содержащиеся в нём «нравственные уроки». Зачем Герасим утопил Муму? Барыня велела? Так ведь не велела! И потом, он же всё равно ушёл — так уходил бы с собакой! Любой сообразительный ребёнок задаётся этими вопросами, а у методички ответов нет. Не будешь же объяснять детям, что барыня сама глубоко несчастна и распространяет несчастье вокруг себя (как это?), а Герасим погубил животинку, чтобы разорвать цепь зависимостей (что это?).

Книги, которые можно с пользой для ума и души прочесть в 30 лет, заручившись в детстве привычкой к чтению, мы «проходим» в 10-12 лет, чтобы на всю жизнь составить о них представление как о невразумительной скуке.

Во-вторых, современная методология образования вообще старается исключить чтение как навык. Что такое ОГЭ, ЕГЭ и все эти контрольные тесты? Это то, что делается пальцем на тачпаде. Выбери вариант ответа — тыц. Образование в «электронной школе» заточено под принцип «ткни — и получи результат». Умение размышлять, переживать, сомневаться, решать открытые задачи (то есть такие, у которых много решений и больше одного правильного ответа, — жизнь в основном состоит из них) в «электронной школе» не нужно.

Нужно оправдывать применение электронных средств обучения. Ещё бы — электронная доска стоит полмиллиона рублей (во всяком случае, на бумаге), это же какие открываются перспективы! Для освоения бюджетов.

Кстати, о деньгах. Его Величество Рынок при полном или почти полном невмешательстве государства постановил: книжка с картинками должна стоить от 250 рублей. Даже если в ней всего десяток страниц. Давайте посчитаем: десять страниц минус картинки — это примерно десять минут чтения.

Если читать ребёнку хотя бы по полчаса в день, получается 22 500 рублей в месяц. Дороговатое удовольствие! Для кого оно?

Впрочем, как-то выкручиваемся, есть библиотеки и букинисты, в конце концов. А вот «цифровой тоталитаризм», когда человек превращается в алгоритм, в прозрачный для учёта и контроля «аккаунт», для интеллектуальной культуры губителен. Зачем он навязывается? Чтобы заложить основу для социальной сегрегации. Экономика нуждается в людских ресурсах, которые можно эксплуатировать. Если колониальная эпоха закончилась, значит, нужно вырастить своих «дикарей».

Может быть, это и правильная политика, не мне судить. Может, нас всех и правда ожидает то, что футурологи называют «первичным упрощением» — тотальный дефицит ресурсов, цивилизационный кризис и «назад в пещеры». Вот социальные стратеги и поджигают траву навстречу пожару, заранее формируя те «социальные низы», за счёт безмыслия и бесправия которых будет выживать будущая «элита».

Всё может быть. Но как там в песне поётся: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю». Поэтому занимаюсь детской литературой. Поэтому мы делаем журнал «Лучик». Если вам сколько-нибудь созвучны мои мысли, обратите на него внимание. Вдруг нам по пути?

В мартовском номере «Лучика» читайте:

  • Кто такой демон Лапласа и что такое теория хаоса?
  • Как слабые ростки пробивают асфальт?
  • Из чего возникла живопись кубизма?
  • Что интереснее — играть или… просто жить?
  • Школьный детектив: как не потерять голову, когда её нет?
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(29)
Комментарии(29)
Проблема имеет множество сторон, назову еще одну. Я купил книгу Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова», а внук в свои 10 лет все равно скачал и читал ее со смартфона. А потом скачал «Пять похищенных монахов» того же автора. А потом читал со смартфона Джеффа Кинни «Дневник слабака». Оплачивает скачивание книг и фи...
Показать полностью
Вот соглашусь. Вообще не понятен крик души автора по поводу электронных носителей. Обычно, кричат таким образом издатели бумажного контента, когда видят сильного конкурента.
Извините, автор, но современного школьника вряд ли заинтересует предложенные вами темы из журнала "Лучик". Мне бы они тоже были не интересны ле...
Показать полностью
Показать ответы (1)
Прямо криг души. Я дочке стараюсь покупать книжки, а она проедпочитает аудио-книги слушать. Хотя, вот сейчас уже полгода читает сагу про драконов. Глотает книгу за неделю, а потом ждет выпуска следующей. и ей нравится, чему я очень довольна
> Кто сказал, что «Муму» — детский рассказ?

Никто не говорил. Зачем писать ахинею и тут же ее опровергать? "Муму" изучается в пятом классе.

> Зачем Герасим утопил Муму? Барыня велела? Так ведь не велела!

Автор сего опуса рассказ, очевидно, не читал. Барыня очень даже велела. Точне, она потребовала избавиться, е...
Показать полностью
Дети действительно не понимают, зачем Герасим утопил Муму. Взрослые, кстати, тоже. В таком случае, зачем читать этот рассказ пятиклассникам?
Показать ответы (10)
Показать все комментарии