Физкультура в школе будущего — где её место
Наши блогеры часто задумываются о том, какой должна стать школа в будущем. Бывает, что пишут на эту тему и сами педагоги. Учитель физкультуры Галина Шамаева задумалась о смысле физкультуры для общества и о том, почему её роль в школе должна стать иной.
Какой быть школе будущего? Ответить на этот вопрос не проще, чем описать, каким будет человечество через 20, 50, 100 и более лет. Потому что школа так или иначе решает задачи, которые ставит перед ней современное общество (а в более широком смысле и современное человечество). С изменением задач, которые будет ставить жизнь перед человеком, будет меняться и школа.
Мыслители прошлого представляли себе будущее по-разному. Но в разные эпохи создавались картины жизни, имеющие много общего. Так, многие хорошо известные в мировой культуре утопические модели содержат идею о том, что человек будет меньше работать и больше посвящать времени самому себе. К примеру, в романе Н. Чернышевского «Что делать?», интерес к которому не исчерпался с крушением крупнейшего на планете социалистического государства ни в среде читателей, ни в среде учёных, в одном из фрагментов обозначена мысль о том, что в будущем в силу более справедливого распределения материальных ресурсов (вспомним, насколько принципиальным для социалистов был вопрос о том, кто владеет средствами производства и участвует в распределении прибыли) люди получат возможность работать не более чем четыре часа в сутки. Естественно, у них освободится время для того, чтобы заняться собой.
В другой известной утопии — «Городе Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы — был принят обязательный четырёхчасовой рабочий день, сверх этого работать в идеальном обществе запрещалось. Автор средневекового текста полагал, что граждане в освободившееся время радостно займутся развитием своих душ и тел. Идея ограниченного во времени трудового дня, больше которого никто из граждан не работает, есть и в знаменитой «Утопии» (1516) Томаса Мора.
К чему все эти факты? Какое они имеют отношение к школе будущего? Тем более, если учесть, что — позволим себе этот каламбур — любая утопия утопична (то есть нереализуема на практике).
На мой взгляд, есть основания полагать, что человек становится всё более предоставлен сам себе. На него уже не давят сословные ограничения
Мир стал в основном прозрачен и открыт для перемещений, для выбора места жительства и работы (при соблюдении определённых условий вроде знания языка, наличия образования и так далее) — сегодня это настоящая «глобальная деревня» (по предсказанию канадского социолога М. Маклюэна, сделанному во второй трети XX века).
Всё популярнее становятся профессии и виды деятельности, где человек сам может планировать свой образ жизни, распределять время дня так, как ему удобно: это вполне реализуемо, если ты фрилансер (дизайнер, программист, копирайтер, редактор и много кто ещё) или бизнесмен, журналист, музыкант. Такая свобода в управлении временем несёт очень большое количество положительных моментов: человек может заниматься саморазвитием, посвящать время семье, активно отдыхать в разных уголках мира.
Человечество, так или иначе, но идёт вперед: машины выполняют всё больше работы, и человеку все меньше времени приходится уделять труду физическому: он постепенно вытесняется из нашей жизни. Конечно, ещё далеко до того, чтобы человек окончательно избавился от необходимости физически трудиться (да это полностью и не нужно). Но достаточно вспомнить, как смеялись над героем третьей части фантастического фильма «Назад в будущее», когда он объяснял в конце XIX века местным ковбоям, что в будущем человек будет ходить и бегать только для развлечения. Если он был не прав, то почему тогда столь популярны сегодня фитнес-клубы, утренние пробежки, лыжные прогулки, коньки?
Сегодня очень многим жителям страны (да и цивилизованной части планеты в целом) не хватает полноценной физической нагрузки, правильно организованных занятий физической культурой, развивающей тело и держащих дух в необходимом для полной стрессов городской жизни тонусе. Поэтому роль умений и навыков, связанных с физической культурой, будет только возрастать. Потребуется целая система, которая с ранних лет будет прививать ребёнку основные принципы физической культуры, формировать идеал физически и нравственно развитого человека. В будущем быть физически неразвитым, безграмотным в отношении собственного тела и здоровья, как это можно наблюдать у многих граждан нашей страны, станет дурным тоном. Какова же в связи с этим роль учителя физической культуры в школе будущего?
На мой взгляд, в школе будущего повысится роль самого предмета «физическая культура» в становлении и развитии личности. Уроки физической культуры будут являться частью системы по формированию мировоззрения и мироощущения будущих граждан страны.
Сущность этого мировоззрения можно выразить так: без регулярных, в удовольствие и в пользу, физических нагрузок человеку жить нельзя
Моё тело — мой инструмент в этой жизни, и я даю ему физическую нагрузку в той мере, чтобы это было полезно для него и для меня. Обогащение школьника арсеналом возможных путей реализации физической активности — тоже немаловажная задача учителя. В идеале, чем больше таких возможностей для человека, тем комфортнее и интереснее ему жить. Чтобы сделать, к примеру, баскетбол или волейбол таким занятием для человека, к которому он будет прибегать в свободное время по собственному желанию, если представится такая возможность (а лучше — сам будет создавать себе такие возможности в компании с членами своей семьи, одноклассниками, друзьями и так далее). Необходимо дать ему вначале первичные навыки игры, довести до состояния первоначальных успехов, а дальше своё дело сделают азарт, вопросы престижа, здоровья, заинтересованности.
Спортивные игры (хотя ими далеко не исчерпываются те возможные виды физической активности, любовь к которым может привить учитель физической культуры, — есть ещё и плавание, и бег, и работа с отягощениями, спортивная ходьба, походы) имеют огромное социализирующее значение, они объединяют людей и предоставляют им огромные возможности для самореализации.
Наконец, на мой взгляд, должен быть реализован дидактический принцип связи с жизнью — по окончании школы человек должен в своей обычной жизни, не будучи спортсменом-профессионалом, а, являясь, к примеру, бухгалтером, художником, банкиром, слесарем или учителем географии, постоянно обращаться к занятиям физкультурой. Подтягиваясь на турнике по очереди с собственными детьми, играя в «лесенку», отжимаясь в своей комнате или совершая пробежку в парке, плавая в бассейне или катаясь на горных лыжах, собираясь с одноклассниками пару раз в неделю для дружеских состязаний по футболу или волейболу — как уж кому нравится.
В школе люди будут сформированы таким образом, что в каждом дворе по вечерам будет принято не пить пиво на скамейке, а играть в волейбол (к примеру, устраивая соревнования формата «подъезд против подъезда»). Это будет система, поддерживаемая нормами и идеалами самого общества и его членов, а в школе — всем педагогическим коллективом.
К физической культуре перестанут относиться как к чему-то дополнительному, вроде приложения к математике, истории и физике
Школы будущего будут оснащены большим количеством разнообразных спортивных залов, пользоваться которыми смогут и сами учителя (от каждого — по способностям), и никто не воспрепятствует тому, чтобы провести очередной классный час, к примеру, в спортивном зале.
Элементы физической активности должны быть так встроены в систему обучения и воспитания в школе, чтобы скреплять её разнообразные компоненты, но прежде всего — нести мировоззренческий смысл и формировать личность таким образом, чтобы она всю жизнь была причастна к физической культуре. Новый человек в новой школе будет более ответственным за своё здоровье и за свой физический облик. А учитель физической культуры в школе будущего будет обязан адекватно отвечать на эти запросы личности и общества.