Парта для неуспевающих: что такое учительский абьюз и почему он не всегда очевиден
В классах всегда были отличники и двоечники, гуманитарии и математики. И дети о своих ролях прекрасно знали. Наш блогер Галина Альтман предлагает отказаться от такого подхода. И искать то, что может увлечь и заинтересовать каждого ребёнка.
В семье моих знакомых две девочки-школьницы. Старшая такая типичная Гермиона Грэйнджер, отличница и активистка — ей нравится и учиться, и общаться, и сама школа. Родители — молодые, осознанные, уделяющие детям и их развитию много внимания и чутко реагирующие на детские эмоции. Младшую, конечно, отдали в ту же школу, что и старшую: школа хорошая, сильная, в центре, и сестра всегда рядом — чего ещё желать? С удовольствием отметили 1 сентября, пошли в первый класс.
Младшая к школе отнеслась как-то непонятно, без особого восторга. Оценки нормальные, лицо у ребёнка после учёбы ровное, безэмоциональное, видно, что обсуждать школу неинтересно. Настаиваешь — «расскажи, расскажи…» — в слёзы. Старшая говорит, что в классе у младшей всё хорошо, на переменах весёлая, с кем-то дружит, с кем-то общается, вроде выглядит привычно, как дома. А вообще она более скрытная, так что нормально.
Когда случилась пандемия и удалёнка, дети поехали доучиваться на дачу под присмотром бабушки-педагога. Там и выяснилось, что за первый год младшая ничего не усвоила. Как так? Учительница о трудностях не говорила, дома на уроки тратилось гораздо больше времени, чем у старшей сестры. А трудности, оказывается, были, и ещё какие! Учительница работала на результат и рейтинг, ориентируясь на быстро соображающих и активных детей.
Не понял на уроке — твои проблемы, значит, отстающий
Вроде «ничего такого». Но параллельно — любимая «парта для неуспевающих», в классе принято публично критиковать за оценки (по примеру учительницы, конечно), ребёнку тяжело, непонятно, тревожно, и поэтому совершенно неинтересно. Домашка со слезами и закатанными глазами, второй класс — с рыданиями. Никакие «учись с удовольствием, как старшая сестра» не работают. Как хотеть учиться, если не нравится?
И откуда ребёнку знать, как надо и что можно по-другому? Всем вокруг нормально, значит, и тебе должно быть так
Родители не стали дожидаться окончания года и отправили дочь на тестовую неделю в другую школу. Там девочка и осталась: «Так классно, что даже не верится!». Третий класс у неё начался с громкого «Ура», а не с рыданий. Из отстающих быстро перешла в очень даже успешные и замотивированные, доделывает уроки сама, бабушка теперь периодически ненавязчиво контролирует объём знаний и навыков — говорит, стало гораздо лучше.
То есть дело не в сильной или слабой школе. И не в ребёнке. «Представляешь, если непонятно, то можно спросить, и мне нормально объяснят, не ругаются, и я понимаю!». Дело как раз в педагогическом абьюзе и непрозрачной субъективной методике обучения и оценки. Ведь педагог — это про обучение, про способность и желание замотивировать и научить, а не про «стребовать, проконтролировать» и далее по списку: отчитать, пристыдить, поиздеваться, а то и линейкой по рукам — в наших музыкальных школах, к сожалению, это до сих пор обычная практика. А в американских и европейских — подсудное дело.
Педагогический абьюз (любая форма насилия и давления на ученика) — следствие того, что человек не хочет быть учителем
Нет престижности профессии и любви к ней — нет и желания учить. Остаётся только стремление к бесконтрольной власти над полностью зависящими от тебя в учебное время детьми и подростками. Я бы добавила, что абьюз — признак педагога-неудачника, или считающего себя таковым.
К сожалению, мы не были воспитаны родителями и учителями в атмосфере комфорта и развития. Нормальной или даже благоприятной считалась высокотоксичная среда — муштра, бесконечные отчёты, контрольные, двойки с первого класса, зубрёжка и «будь как все», а «талант всегда пробьётся». Неумение учителя коммуницировать и объяснять интерпретировалось как «ребёнок плохо понимает, отстающий», индекс заинтересованности и удовлетворённости вообще не рассматривался, а самооценка растущей личности считалась даже чем-то вредным и ненужным — все должны быть одинаковыми. Или хотя бы выглядеть.
Как профессиональный педагог с 12-летним стажем в сфере музыкального образования и ученица музыкальной и общеобразовательной школ, я знаю об этой сфере всё. Мама забрала меня на семейное обучение с 3-го класса, и не только из-за музыкальных занятий. В основном из-за учительницы начальной школы, которая постоянно подчёркивала, что я «не такая», ленивая, «модница», «вся в себе со своей музыкой» — в общем, шлак и не формат.
Гуманная педагогика — не пустой звук, и направлена она не только на комфорт и нормальный для каждого темп получения и усвоения знаний, а как раз на эффективность обучения и развития личности. Развития, а не деградации. Педагогический абьюз — любые виды насилия, включая эмоциональное и психологическое, — направлен на противоположное.
У меня самой и дети, и взрослые, у которых тяга к музыке уже более осознанная, учатся и играют с удовольствием. Даже те дети, кого родители в музыкальную школу притащили. Без муштры и зубрёжки. Всегда можно найти то, что человеку нравится: любимая мелодия, желание быть крутым, похвастаться в классе, получить приз, не говоря уже о действительной любви к музыке и потрясающим эмоциональным состояниям во время игры, которые она дарит нам всем. Это и есть мотивация педагога — научить и увидеть результат, который достигается вместе и с огромным удовлетворением.
Меняйте школы и учителей, если вы видите, что ребёнку не нравится или некомфортно учиться. Поверьте, «отходить в детохранилище, как положено» в итоге выльется в куда большие затраты, чем поиск подходящего учебного заведения и подходящего педагога.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Orkidia
Кончились те времена, когда «инженерам человеческих душ» в рот глядели и зады вылизывали. Снимайте короны, господа педагоги.