Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы
Стандартные уроки литературы с шаблонными сочинениями не просто убивают желание читать книги. Они уничтожают нормальное читательское восприятие. Но вместо этих самых сочинений можно предложить детям что-нибудь поинтереснее. Например, написать художественный текст по мотивам текста. То есть фанфик (да, фанфик — это не только «50 оттенков серого»).
Заявляю с порога: я не буду ни убеждать вас, что без фанфиков современному учителю никуда, ни кричать, что фанатская литература — это деградация и разврат. Я просто хочу порассуждать о плюсах и минусах использования фанатских текстов на уроках литературы — потому что фанатская литература существует в жизни современного молодого человека, хотим мы того или нет.
Фанфикшн — это литературное творчество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)[1]. Иными словами, это написание текстов по мотивам впечатлившей книги или фильма.
Фанфикшн отражает то, что творится в голове у читателя в тот момент, когда он читает. Все мы порой фантазируем, как дальше сложатся судьбы героев, порой не соглашаемся с автором и мысленно прописываем свою версию событий. Фанфики являются результатом этих мысленных операций, текстуально запечатлённым откликом читателя/зрителя на произведение. Фанатский текст отражает то, как читатели разных возрастных групп, разных национальностей, пристрастий, разного уровня образованности воспринимают литературное произведение.
Меня часто спрашивают: каково количество «этих ваших фанфиков»? Пятьдесят? Сто? Больше, больше. Намного больше. Приведу весьма приблизительную статистику: лишь на одном русскоязычном сайте-хранилище фанатских текстов, в группе поклонников «Гарри Поттера», на сегодняшний день фанфиков — свыше 16 тысяч. Длина каждого фанфика — от нескольких страниц до, например, пятидесяти глав. Это всего лишь одна (!) группа на сайте, всего групп — 971 (да и сайт не единственный). А если учесть, что фанфикшн — явление международное, фанфики пишут и читают во всём мире, и количество сайтов (как и текстов) невозможно подсчитать. Масштаб понятен.
Фанфикшн предоставляет богатый материал для изучения читательской рецепции. Но что с этим делать учителю?
Ну, например, предложить ребёнку написать фанфик по произведению, которое только что прошли. И необязательно это должен быть текст-продолжение («Как сложилась судьба Татьяны после финального разговора с Онегиным?»). Фанфикшн — больше, чем просто дописывание, это определённое переосмысление источника, игра с ним, воплощение того, что есть в твоей голове по поводу книги.
Что можно написать на уроке (или после него)
1. Пропущенная сцена. Написать о моменте, который мог бы быть в книге.
- О чём разговаривали князь Андрей и Наташа Ростова, когда были женихом и невестой?
- Опиши случай из детства Печорина, который сильно на него повлиял.
- Один день из жизни Чацкого.
2. Продолжение. Подумать о том, как сложилась дальше судьба героев, с которыми мы встречаемся в произведении.
- Семейная жизнь Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Опиши завтрак в их семье. Будут ли у них дети? О чем они будут говорить за завтраком? В каких обстоятельствах они живут?
- Что ждёт дальше Чацкого? Встретит ли он свою любовь? Или будет неприкаянно бродить по свету, критикуя всех и вся?
3. Перефокусивировка. Написать о второстепенном или эпизодическом персонаже.
- Один день из жизни графини внучки, появляющейся на балу в доме Фамусовых.
- Напиши о событиях, происходящих в романе в стихах «Евгений Онегин», с точки зрения сестры Татьяны — Ольги.
- Жизнь глазами странницы Феклуши в «Грозе».
4. Моральная переориентация. Представить «положительного» персонажа «отрицательным», и наоборот.
- А что, если прав на самом деле Молчалин, а Чацкий — всего лишь высокомерный человек, любящий бросаться красивыми словами?
5. Жанровые трансформации. Изложить какую-то сцену в виде газетной заметки, поста в фейсбуке, пьесы; превратить комическую сцену в трагическую, и наоборот.
6. Кроссовер. Написать диалог персонажей из разных произведений по заданным параметрам. Диалог Евгения Онегина и князя Андрея Болконского.
Вот пример (авторское предисловие к фанфику):
«Писано сие по заданию из университета, звучащему как-то так: „напишите диалог Печорина доперсидского и постбэловского периода и Онегина посттатьянинского периода. Они могут встретиться хоть на Марсе и разговаривать хоть о политике Дарта Вейдара, но должны как-то выразить себя в диалоге“. Свой вариант сего я решила выложить сюда и посмотреть, что будет».
Почему это полезно
1. Пробуждает воображение и сопереживание
Не совру, если скажу, что большинству школьников плохо понятны и не очень близки переживания Раскольникова или Пьера Безухова. Им до лампочки на «тварь ли я дрожащая» или «карету мне, карету». Фанфик помогает помыслить о персонажах как о живых людях, вне школьной дидактики и завываний в духе «что хотел сказать автор».
2. Учит внимательно читать текст
Чтобы написать хороший фанфик, нужно не просто пофантазировать, но и обратиться к тексту книги: освежить в памяти сюжет, обстоятельства некоторых событий, обратить внимание на детали, манеру речи персонажей и так далее.
3. Учит обращать внимание на особенности творческой манеры автора, его взгляда на мир
Важно не просто дать ученикам задание, а потом ждать, что они напишут. Важно грамотно организовать работу с фанфиками потом: обсудить получившиеся тексты, подтолкнуть к рассуждениям о том, насколько предложенные варианты уместны в художественной вселенной автора.
4. Помогают говорить о собственных переживаниях через текст
Одна из целей уроков литературы, о которой, к сожалению, порой забывают — самопознание. Читая книгу, мы не столько познаём автора, особенности его мировосприятия и самовыражения, сколько познаём себя, наблюдаем за тем, как книга меняет нас, какие чувства и мысли вызывает. Почему бы не поговорить об этом на уроке?
Создавая фанфик, ученик говорит не только о прочитанной книге, но и о себе, своих фантазиях, своём взгляде на мир, отношении к людям, самовосприятии. И если уроки литературы помогут ему что-то понять про себя — это же здорово!
Для традиционного преподавания литературы работа с фанфиками — это вызов. Традиционно предполагается, что задача учителя — открыть ученику произведение и автора, а фанфики порой диктуют прямо противоположное: «о себе и своих фантазиях — с помощью произведения».
К тому же в поле фанфикшна практически не существует границ для интерпретации: автор фанфика имеет право изложить фантазию, которая абсолютно не мотивирована произведением-источником. Учителя это может поставить в тупик: что делать с фанфиком, в котором, например, Пугачёв женится на Маше Мироновой и становится примерным семьянином?
Получается, что традиционный анализ текста подменяется самовыражением. Логичный вопрос: нужно ли это на уроке, ведь самовыражаться ученик может в любом другом месте?
Но важно другое. Ученик, который придумывает Печорина, женившегося на княжне Мэри, который воображает ситуацию «Горя от ума» с точки зрения Молчалина, пишет о Раскольникове, сделавшемся гангстером, не забудет свою встречу с классикой.
Примеры
Напоследок — работы учеников моей коллеги, Ирины Киселевой (учитель русского языка и литературы, школа «Гармония» № 97 г. Ижевска). Она предложила десятому классу создать дневник или блог, который мог бы вести Раскольников. Результатом явились как рукописные страницы дневника (ученики внимательно отнеслись даже к форме — обратите внимание на кривой почерк и смятые листы), так и варианты страниц Раскольникова в различных социальных сетях (Инстаграм, твиттер и так далее).
К чему это я? А к тому, что фанфик не обязательно должен быть в формате эссе. Everything goes, как говорится.
[1] Прасолова К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца ХХ — начала ХХI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг)/ дисс. канд. филологич.наук, Калининград, 2009.
Иллюстрация на обложке: Shutterstock (Eugene Ivanov)