«Со всей страстью силятся они стряхнуть с себя сеть загадок»: 4 новеллы Стефана Цвейга о взрослении
28 ноября день рождения австрийского писателя, драматурга и журналиста Стефана Цвейга. Библиотека им. Н.А. Некрасова подготовила небольшой путеводитель по его циклу «Первые переживания: 4 новеллы из страны детства». В них рассказывается о взрослении подростков.
Австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг — блестящий новеллист, автор романов, пьес и беллетризованных биографий. Долгое время он был одним из двух самых читаемых на земле австрийцев, «странным, гротескным образом наряду с Кафкой», по выражению критика Р. Хегера.
Известно, что Стефан Цвейг был большим поклонником русской литературы. В конце 1920-х в СССР вышло собрание его сочинений с предисловием Максима Горького, в 1928 году он сам приезжал в Союз на празднование 100-летия со дня рождения Льва Толстого.
Цвейгу очень нравился жанр новеллы. И у него даже была собственная модель её построения: события часто происходят во время путешествия, драма разыгрывается стремительно, персонажи к финалу становятся «на десять минут старше», крепче, серьёзнее, а иногда грустнее. В приведённом цикле речь пойдёт о подростках, оказавшихся именно в таких обстоятельствах.
Найти все перечисленные новеллы и проверить наличие других произведений Стефана Цвейга можно в электронном каталоге Библиотеки имени Н. А. Некрасова.
1. «В сумерках»
Первые объятия, дрожь, учащённый пульс, поцелуи и обморок влюблённого мальчика Боба.
«Вот я и вспомнил. Я вижу стройного мальчика, который спускается по широкой лестнице замка. Сейчас ночь, и луна светит неярко, но я — словно с помощью освещённого зеркала — различаю и каждую линию его гибкой фигуры, и каждую черту его лица. Он удивительно хорош собой: гладкие чёрные волосы по-детски падают на высокий, даже слишком высокий лоб, а руки, простёртые во тьме, чтобы ощутить тепло нагретого солнцем воздуха, очень нежны и красивы. Он идёт не спеша. Задумчиво спускается он в большой, шумящий листвой сад, через который белым мостом перекинулась широкая аллея».
Мальчик Боб приехал в гости в шотландский замок к своей сестре. Со взрослыми он общаться боится, а девушек стесняется. Однажды он идёт гулять вечером в сад и встречает женщину, которая внезапно крепко обнимает его. На следующий день он снова возвращается в тот сад, снова встречает ту незнакомку, она снова обнимает его и убегает. Через некоторое время Боб догадывается, кто эта женщина. Её зовут Марго, и она тоже гостит в замке. Он влюблён, испуган и потрясён происходящим и своими чувствами. Затем он придумывает забраться на дерево к её окну и поговорить с ней, но от волнения падает вниз… Через некоторое время он встречает другую девушку, Елизавету, которая оказывается сестрой Марго. Она влюбляется в Боба, но тот думает только о Марго.
2. «Гувернантка»
Подлые поступки взрослых, страх, боязнь будущего, столкновение с непростой реальностью двух сестёр-подростков.
«За последние дни девочек точно подменили. Они не играют, не смеются, глаза утратили весёлый, беззаботный блеск. Ими владеют беспокойство и растерянность, угрюмое недоверие ко всем окружающим. Они больше не верят тому, что им говорят, в каждом слове подозревают ложь или умысел. Целыми днями они высматривают и наблюдают, следят за каждым движением, ловят каждый жест, каждую интонацию. Как тени, они бродят по комнатам, подслушивают у дверей, пытаясь что-нибудь узнать; со всей страстью силятся они стряхнуть с себя тёмную сеть загадок и тайн или бросить хоть один взгляд сквозь неё на мир действительности. Детская вера — эта счастливая, безмятежная слепота — покинула их».
Две сестры обсуждают и строят предположения, почему их гувернантка недавно плакала в своей комнате. Они решают устроить собственное расследование и подслушивают разговор девушки с их кузеном. Выясняется, что та беременна. Девочки недоумевают, как это могло получиться, если гувернантка не замужем. Теперь они знают эту страшную тайну и ждут, что будет дальше. Вскоре всё выясняется, гувернантка опозорена и должна покинуть их дом. Сестры считают поступок своей матери, выгнавшей гувернантку, подлым и решают подарить девушке на прощанье её любимые белые гвоздики.
3. «Жгучая тайна»
Тревога, недоверие, отчаяние и ярость маленького мальчика, который наблюдает флирт своей мамы с молодым бароном.
«Что с ними? — думал мальчик, сидя против них в быстро катившейся коляске. — Почему они со мной не такие, как раньше? Почему мама не смотрит мне в глаза? Почему он всё шутит со мной и ломается? Они не разговаривают со мной, как вчера и позавчера. У них даже лица какие-то другие. У мамы такие красные губы — верно, она их накрасила. Этого я ещё никогда не видел. А он всё морщит лоб, как будто его обидели. Я им ничего не сделал, не сказал ни слова. Почему же они сердятся?»
Двенадцатилетний мальчик и его мама едут отдыхать на альпийский курорт. В столовой они встречают молодого барона, который не прочь завести любовную интригу. План барона стать другом мальчику, чтобы ближе подобраться к его маме, срабатывает. Женщина тоже не против хотя бы раз в жизни пуститься во все тяжкие, но в последний момент отказывает барону. Цель не достигнута, поэтому дружба с мальчиком становится барону в тягость. Отношения между мамой и сыном портятся тоже, ведь её флирт с бароном продолжается.
4. «Летняя новелла»
Тайные письма, взволнованность, желание, боязнь, страсть, стыд и воображаемая любовь юной девушки.
«А может быть, меня просто привлекало это неосознанное, смятенное, бьющее через край томление, та неповторимая, чудесная пора в жизни девушки, когда взгляд её с жадностью устремляется на всё, ибо нет ещё того единственного, к чему она прилепится, как водоросли к плавучему бревну. Я мог без устали наблюдать её мечтательный, важный взгляд, бурную порывистость, с которой она ласкала каждое живое существо, будь то кошка или собака; беспокойство, которое заставляло её браться сразу за несколько дел и ни одно не доводить до конца; лихорадочную поспешность, с которой она по вечерам проглатывала жалкие книжонки из библиотеки отеля или перелистывала два растрёпанных, привезённых с собой томика стихов Гёте и Баумбаха…»
Пожилой мужчина отдыхает в небольшом итальянском городке. Скука, полупустой отель… Он знакомится с молодым человеком и рассказывает ему, как год назад в том же отеле он, чтобы развлечься, стал писать страстные письма 16-летней девушке. Подойти к ней он не решался, поэтому придумал игру в таинственного поклонника. В определённый момент всё пошло не по плану, но старика это не остановило.