15 тысяч за выпускной альбом: почему школьные фото такие странные и что с этим делать
15 тысяч за выпускной альбом: почему школьные фото такие странные и что с этим делать

15 тысяч за выпускной альбом: почему школьные фото такие странные и что с этим делать

Анастасия Никушина

1

11.05.2022

Изображение на обложке: выпускной альбом Андрея Уварова

Обычно выпускные фотоальбомы остаются неоткрытыми после получения. Потому что листать их не хочется. Кажется, это всеобщее проклятие и скрыться от него нельзя: никому не нравится, как он получился, даже если книжка с глянцевыми фотографиями стоила немало. Что не так с этой индустрией и есть ли выход? Размышляет школьный фотограф Андрей Уваров.

Сделать альбом, который хотел бы получить сам

У меня есть детская травма: мои выпускные альбомы что за 9-й, что за 11-й класс отвратительные. Поэтому я смотрю на всю работу как бы с точки зрения выпускника и думаю, какую книжку я сам хотел бы получить.

Из-за этого желания получить что-то крутое я и пришел в школьную фотографию. Это было в 2013 году. Тогда в индустрии были только дядечки в жилетках и с пивными животами, а я хотел сделать выпускной альбом своему классу. Тогда, правда, ничего не вышло: со своими работать всегда себе дороже. Ребята не приходили на съемки и даже не искали серьезных оправданий. Деньги мы не могли собрать, наверное, месяца три, так что из этой затеи ничего не вышло. Но меня затянуло во всю эту историю.

Андрей Уваров

Я пытался делать макеты для своего класса и облазил весь интернет в поисках референсов, но ничего приличного не нашел. Примерно в тот момент я и понял, какая это огромная, классная и еще «пустая» профессия, в которой нет конкуренции, как, например, на свадебном рынке.

С каждым годом я по чуть-чуть увеличивал количество классов. Потом меня засосало так, что в 2015 году, знакомясь с новыми людьми, я представлялся как школьный фотограф.

Почему школьные альбомы такие странные

Сложно точно сказать, почему раньше школьные фотоальбомы были такими, какими они были. Я думаю, что это связано с тем, что все сильные фотографы шли делать свадьбы — менее ресурсозатратные и простые проекты. Вообще, все, кто становится фотографом, рано или поздно попадают на свадьбу. До школ редко кто доходил: денег там, может быть, и столько же, но возни гораздо больше.

Школьная фотография требует больших компетенций: навыков верстки, дизайна, а еще умения общаться сразу с несколькими заказчиками по одному проекту. К тому же важно уметь найти контакт с детьми. Все это надо делать быстро, есть жесткие рамки, а работы много.

Сейчас свадебный рынок перенасыщен и войти в него, справившись с конкуренцией, почти нереально. Требования при этом там очень высокие. Чтобы нормально зарабатывать, нужно купить две хорошие камеры и оборудование к ним — по актуальным ценам получится около миллиона рублей. Школьному фотографу подойдет и средняя камера.

Раньше специалисты думали, что школам нужны покемоны по углам фото и дикий хромакей. А потом появился Pinterest с красивыми картиночками, и все школьники захотели так же — рынку пришлось подстроиться, и вуаля! Теперь все выглядит более цивилизованно — и найти хорошего фотографа стало гораздо проще.

Главное — не идти в студии с названием, в котором есть слово VIP

Там точно будет стыд, пока что эта теория осечек не давала. Сделать альбом на четверочку с плюсом можно почти в любом городе с населением в 100 тысяч. Там с вероятностью 95% будет хороший школьный фотограф, который, может быть, не очень известен и не умеет продвигать себя. Но, думаю, если интернет в городе более-менее работает, то родители смогут на него выйти.

Правда, какие-то спецпроекты и масштабные штуки, где заморачивается не только фотограф, но и школьники, я видел только в столицах. Думаю, это связано с тем, что на местном уровне нет примера, чтобы кто-то взял и сделал в Нижневартовске, например, классный и большой проект. Нам везет, потому что мы можем найти свою аудиторию на дорогой выпускной альбом и сделать креатив.

Зарплата — только весной?

Сейчас мы работаем большой командой, в которой есть не только фотографы, но и менеджеры. Мы довольно прибыльные ребята, и дебет с кредитом у нас сходится, несмотря на расходы на YouTube-канал и разные эксперименты. За прошлый год у нас было почти 200 классов — этого достаточно, чтобы обеспечить всем хорошую зарплату.

В этом сезоне классов пока меньше: около 110 заказчиков. Альбомов тоже вдвое меньше, около 2 тысяч. Но сезон еще не закончился, хотя до уровня прошлого года мы вряд ли дойдем.

Наша общая выручка за прошлый сезон — 11 миллионов

Фотограф — часть команды со своим ограниченным функционалом. Он только делает снимки и отбирает подходящие работы, а потом передает все на обработку. С заказчиками тоже контактирует не он.

  • Портрет для выпускного альбома. Работа студии Андрея Уварова
  • Портрет для выпускного альбома. Работа студии Андрея Уварова
  • Портрет для выпускного альбома. Работа студии Андрея Уварова
  • Портрет для выпускного альбома. Работа студии Андрея Уварова
Портрет для выпускного альбома. Работа студии Андрея Уварова

За съемку специалист получает в среднем 10 тысяч рублей — на мой взгляд, сумма более чем справедливая. При этом выходных прошлой весной у фотографа было 2 или 3 в каждом месяце. Можно перемножить и понять, что на безбедное существование в течение 2–3 месяцев ему хватит. Поэтому летом кто-то просто отдыхает, а кто-то уходит снимать свадьбы.

Как правило, заказы заканчиваются где-то в июле: начинается затишье. Оно длится в лучшем случае полтора месяца, то есть половину июля и август. В сентябре мы снова начинаем работать, потому что уже в этом месяце некоторые заказчики начинают заниматься подготовкой альбома. В этом году мы уже подписали около 10 новых договоров на следующий сезон.

Так что миф о том, что школьный фотограф работает один месяц в году, — только миф. Просто если в сентябре он может заработать от 50 до 100 тысяч, то в апреле — уже от 200 до 300 тысяч рублей. Да, это разные уровни дохода, но работа точно есть 9–10 месяцев в году.

Цена и вид хорошего альбома

Мы делаем альбомы двух типов и в целом стараемся работать как некий конвейер по производству классных выпускных альбомов. У нас есть четкие требования: где мы работаем, где нет и что сделать, чтобы нам помочь, но ничего не испортить. Все эти инструкции прописаны и для членов команды, и для родителей.

  • Выпускной альбом, созданный в студии Андрея Уварова
  • Выпускной альбом, созданный в студии Андрея Уварова
  • Выпускной альбом, созданный в студии Андрея Уварова
  • Выпускной альбом, созданный в студии Андрея Уварова
Выпускной альбом, созданный в студии Андрея Уварова

Одна из самых больших бед школьных фотографов — организация съемки. Кто-то снимает по 7–8 часов, и ради фото детям приходится жертвовать целым днем, особенно в Москве, где до студии еще надо доехать. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы всем было комфортно, удобно, а модели не уставали за время съемки и быстрее получали хороший результат. Например, мы сразу на площадке даем посмотреть фото, а выбирают их дети уже дома.

Но делать максимально красивые и креативные альбомы мы все-таки не можем

Они будут стоить по 15 тысяч рублей за штуку, даже если объем будет хоть сколько-нибудь значимым. И это касается не только наших идей: если у родителей есть свое видение, его нужно аккуратненько обходить, чтобы не провоцировать конфликт.

Однажды у нас получилось сделать большой классный спецпроект, в котором каждое фото было персонализированным, за ним стояла личность ученика — его увлечения, идеи. Например, если кто-то занимался фотографией, мы делали фото как будто в проявочной: ставили специальный свет, искали реквизит. Процесс создания такого альбома не может быть потоковым.

Тогда мы сотрудничали с небольшим классом из частной школы и, поскольку проект был пробным, брали оплату по себестоимости. Вышло 5500 с человека. Такое можно снять и с классом в 40 человек, но в этом случае мы потратим не 2–3 дня на съемки, как обычно, а около 6 дней — цена пропорционально вырастет.

К нам обращались родители, но когда слышали цену в 10–12 тысяч с человека, отказывались. Они хотят творчество, но творчество за счет кого-нибудь другого. Даже в Москве и Санкт-Петербурге такая история не окупится, поэтому для меня такие спецпроекты скорее развлечение, а не способ заработать денег.

Родителям, которые хотят выбрать хорошего фотографа, я бы советовал критически оценивать его портфолио. Сейчас фотограф чаще всего и дизайнер. В тренде сейчас минимализм, который предполагает почти полное отсутствие графических элементов на изображениях. Если в прошлых проектах, наоборот, слишком много декора — лучше отказаться.

Здорово, если на фотографии, снятой не на хромакей, а в школьных интерьерах, виден импульсный свет: сразу почти журнальное качество. Наконец, еще один важный признак — ретушь. Это тоже некий знак качества, так что если лицо кажется «мыльным», лучше не тратить время.

Клиенты находят фотографов сами

Со школами фотографу работать не так выгодно. По моему опыту, любое такое сотрудничество связано с откатом. Директор сразу говорит, что хочет себе 10–20%, а то и 30% от прибыли проекта за какие-то непонятные заслуги. Поэтому, если нам говорят про откат школе, например, за предоставление класса для съемки, мы вешаем его родителям на плечи. Говорим в лоб: «Ребята, с нас требуют откат, а возможности заплатить у нас нет. Поэтому варианты такие: либо вы сами скидываетесь на этот откат, либо мы идем с вами в студию — но студию вы тоже оплачиваете».

В большинстве случаев родители выбирают или первый, или второй вариант. Иногда находится чья-то инициативная мама, у которой много свободного времени, — она отправляется к директору и спрашивает, охренели, что ли, они там все. Проблема решается.

Конечно, иногда в школе молодой директор 40–45 лет. Он не только сам поучаствует в съемках и поможет со всеми организационными вопросами, но и расскажет о нас другим классам. Правда, это скорее случайность, нежели закономерность.

Отправлять портфолио в школы 100% не поможет

Начинающим фотографам эффективнее искать выходы на самих школьников. Можно найти какую-нибудь школьную группу «Подслушано в…» и начать писать одиннадцатиклассникам. Вот так сидишь — и вручную вечерами: «Привет, я занимаюсь фотоальбомами, вот портфолио». Это самый рутинный и долгий вариант, но если денег на рекламу нет, то он отлично работает.

Но наш самый частый заказчик — школьники и родители, которые приходят к нам сами. Инициаторами всего проекта становятся школьники. Они заранее знают, какие альбомы хотят: видели их в пабликах, подборках, нашли у нас на сайте. Одноклассники сверяют свои желания, а потом приходят с ними к родителям, которые и обращаются к нам. Находят по рекламе, блогу или банальному сарафанному радио.

Я бы хотел посоветовать всем родителям не откладывать подготовку фотоальбома, если они вообще собираются его делать. Родители обычно думают, что всё успеют, — приходят в октябре, спрашивают детали, а деньги собирают только к весне. За это время альбомы успевают подорожать, и бедные родители оказываются в культурном шоке: «Мы же вот деньги собрали!»

Дефицит бумаги: что будет с альбомами

Сейчас ситуация с печатью новых тиражей сложная. Выпускной альбом как единица типографии — это и бумага, и клей, и картон, и пластик для ламинации, и краска, и обслуживание станков. Сейчас все это есть, но что мы будем делать, когда посреди сезона из строя выйдет станок и печатать альбомы с заявленным качеством мы уже не сможем?

Я уже пообщался с двумя типографиями, которые обещают точно работать в этом году. Все необходимое к сезону там уже закупили, поэтому на всех, кто уже заказал альбомы, продукции хватит. Но дальше все, увы, будет зависеть от внешних факторов, которые не может изменить ни фотограф, ни типография.

Я бы не хотел, чтобы фотокнижки исчезли совсем, а школьный фотограф снимал только последний звонок, немного ретушировал фото и отправлял заказчикам ссылку на папку. Мне кажется, фотокнига несет большую ценность именно в законченном виде. Тактильные снимки гораздо круче цифровых. Да, виртуальные альбомы позволят сэкономить, но через 20 лет их, возможно, даже не получится найти. Фотоальбомы — это традиция.

Коллеги понимают эту проблему и пытаются выкрутиться. Кто-то хочет печатать только одну общую фотографию, а остальные «зашивать» в QR-коды, по которым можно будет переходить к конкретным снимкам. Как показывает практика, ссылки и QR-коды тоже легко ломаются — не потому что фотограф сделал что-то не так, а потому что хостинг могут заблокировать. Непонятно, как обеспечить сохранность фото в цифровом виде.

Теперь рисков (которые, естественно, закладываются всеми участниками сделки в итоговую цену за товар) будет слишком много. В следующем году мы можем оказаться в ситуации, когда альбом напечатать можно, но это так дорого, что особо никому и не нужно. Поэтому, скорее всего, рынок пойдет на удешевление и упрощение. Возможно, в фотоальбомах станет меньше страниц, а печатать их будут на более тонкой бумаге с меньшим количеством красок.

Но пока что мы не загадываем на следующий год. Внешние обстоятельства могут вообще похоронить индустрию, и о каких форматах тогда разговаривать? Но скатываться в упаднические настроения не хочется. Выводы лучше сделать к концу лета, а пока — просто работать.

Составьте собственный опрос для сбора отзывов пользователей
Вставка HTML
Изображение на обложке: выпускной альбом Андрея Уварова
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Valeria Aristova
Хороший подход, знакомый) В 2012 году озадачилась ровно тем же, только не для себя, а своего старшего сына. И точно так же, как одноклассники не поверили в Андрея, в меня не поверили родители одноклассников моего ребенка))) Зато потом, в мае, все сидели на выпускном и разглядывали 160 страниц уникальной, персональной, школьной фотоистории. С тех пор так и держу марку @memoi_books, и не гонюсь за кол-вом. Книги очень дорогие, да, не все проходят ценовой барьер, но те, кто проходят, не только сами пересматривают свои выпускные книги, но и другим дают посмотреть. Проверено временем и родительскими комитетами ;)
Больше статей