«Если герой перестанет материться, ему перестанут верить»: что на самом деле хотят читать школьники
«Если герой перестанет материться, ему перестанут верить»: что на самом деле хотят читать школьники
«Если герой перестанет материться, ему перестанут верить»: что на самом деле хотят читать школьники

«Если герой перестанет материться, ему перестанут верить»: что на самом деле хотят читать школьники

Илья Шувалов

2

14.07.2024

Фонд «Живая классика» уже более 13 лет проводит мероприятия, которые помогают подросткам полюбить чтение. В эфире «Радиошколы» его президент Марина Смирнова рассказала, почему с этим не справляются школьные уроки литературы и как это можно исправить.

«О чем этот текст для меня?»

«Живая классика» — это конкурс чтецов, на котором подростки наизусть читают отрывки из любимых прозаических произведений. Ключевое слово здесь — «любимых». То есть это не та литература, которую им сказали прочитать учителя или родители, а та, которая произвела впечатление на них самих. Подростки выходят на сцену не просто прочитать отрывок, а чтобы сделать высказывание, рассказать что-то о себе.

Проект существует уже более 13 лет, его организовывают больше 10 тысяч человек по всей стране — это школьные библиотекари, педагоги, сотрудники театров и другие. Из-за этого у идеи конкурса появились свои интерпретации.

Если забить в поисковик запрос «Что почитать для „Живой классики“?», можно найти много рекомендаций с произведениями, которые побеждали в прошлые годы. Но ровно эти книги мы не рекомендуем. Мы уже слышали, как кто-то блестяще прочитал эти тексты. Получается, что следующий должен прочитать их еще лучше. К тому же эти подборки часто не имеют ничего общего с тем, что на самом деле любят подростки.

Конкурс превращается в обязаловку — то, против чего мы всегда выступали

И все-таки мы понимаем, что есть условные 10% ребят, которые пришли сами и поняли, что книга — это повод для рефлексии, и решили высказаться про себя через литературу.

У каждого есть любимая книга, но мы часто не задумываемся над тем, почему она становится любимой. Если в нее углубиться, не просто в целом изучив сюжет, а найдя трогающий отрывок, поразительную мысль, можно сделать удивительные открытия. Чтение превращается в большую психологическую работу, в которой читатель должен понять: «О чем на самом деле этот текст? О чем он для меня?» Для детей, которые задаются этими вопросами, мы и создали этот конкурс.

«Пойдем к живому классику чай пить»

Название «Живая классика» появилось из-за того, что я увлекалась творчеством Андрея Битова. Это современный писатель, с которым я общалась. Мы с друзьями в шутку называли его живым классиком, говорили: «Пойдем к живому классику чай пить», потом так же называли Людмилу Петрушевскую и других авторов. Фонд появился, когда мы организовывали юбилей Битова, так что можно сказать, что он назван в его честь.

Андрей Битов — современный писатель, приколист, провокатор. Его произведения — это не какая-то забронзовевшая классика, не то же самое, что «Слово о полку Игореве». И те, кто знакомятся с историей конкурса, примерно понимают, какие тексты мы ждем на выступлениях.

Но есть и те люди, кто просто читают название «Живая классика», не считывая зашифрованного смысла. Это тоже вариант. Он нравится всем чиновникам, для них это просто конкурс «про классику». Такая многоуровневость смысла мне нравится, она напоминает чтение книги: кто-то просто считывает сюжет, а кто-то смотрит глубже.

«Если герой перестанет материться, в него нельзя будет поверить»

Мы предлагаем читать произведения не из школьной программы по одной простой причине. С этими текстами у детей уже произошло столкновение в школе — в итоге они либо вызвали отторжение, либо уже со всех сторон были разобраны с учителем. Мы читаем другую, не менее качественную художественную литературу, в том числе современную. Я думаю, ее тоже можно назвать классикой.

В целом мы открыты ко всем текстам, которые предлагают подростки, — главное, чтобы дети разбирались в отрывке, который они выбрали, понимали произведение, контекст, обдумывали то, о чем они читают. Единственное, у нас есть ограничение по тиражу, то есть книга должна быть выпущена профессиональным издательством. Этот фильтр нужен, чтобы ребята не зачитывали хотя бы посты в «ВК», а читали художественные тексты. Такие книги, как «Мятная сказка», тоже не подходят.

Есть очень спорные тексты — например, с нецензурной лексикой. В этом году большие споры вызвало произведение драматурга Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Это история о том, как девочке из детдома мальчик-журналист подарил пачку томатного сока, она посчитала, что он в нее влюблен, и избила его девушку. Потому что думала, что теперь она его девушка. На самом деле это история про одиночество, про человека, который не знает, что такое любовь и как ее проявляют. Это большая трагедия и просто замечательный текст.

Но в пьесе есть нецензурная лексика. И мы понимаем, что без нее это будет другой персонаж

Этот герой живет так, и если он вдруг начнет говорить языком Льва Толстого и перестанет материться, в него нельзя будет поверить, он будет неправдоподобным. Я думаю, что такая лексика в случаях, когда она характеризует героя, вполне уместна.

Опять же, чтение развивает критическое мышление, то есть способность открыто мыслить и говорить про самые разные вещи. Я считаю, что закрываться от каких-то тем очень опасно. Говоря себе: «Этого в мире не существует, и этого, и этого», человек закрывается в коробочке, его мир сворачивается до какого-то спичечного коробка, внутри которого душно и тесно. Развитое критическое мышление делает мир вокруг очень богатым и насыщенным, и я думаю, человеку важно себя этого не лишать. Книги, самые разные, как раз наполняют наш мир новыми смыслами.

«Школе важен не смысл, а кто за кем родился»

В нашем конкурсе уже давно участвуют психологи, которые инициируют дискуссии о книгах с точки зрения психологии. Это, на самом деле, очень глубокие обсуждения, например, на тему одиночества, на тему дружбы.

Подростки очень чувствительны, для них всё в первый раз. Вещи, о которых мы думаем: «Да ерунда, я уже 50 раз это прожил и знаю, какие эмоции испытаю в 51-й», они переживают остро. При этом очень часто они не могут поделиться своими переживаниями и болезненным опытом открыто, им сложно говорить на эти темы.

Но когда дети говорят о литературном произведении, у них есть возможность спрятаться за героем и проговорить то, что на самом деле с ними происходит. Книга становится хорошим инструментом. Мне кажется, идеальный урок литературы так и выглядит — когда художественное произведение вместе с детьми разбирает психолог. Пока в школах такого нет, мы решили взять на себя эту задачу и проводить уроки так, как нам кажется правильным.

Детям в школе абсолютно безразлична история и теория литературы, им без разницы, какие в произведении эпитеты и композиция. Всё это нужно тем, кто позже станет филологом, литературоведом, писателем. Анализ текста для детей должен быть совсем другим.

Урок литературы — это единственный в школе урок про человека, это время, когда дети могут поговорить про модели поведения, про цели в жизни, про счастье, про смыслы. Но сейчас школе почему-то важно, какой писатель за кем родился и какие у них биографии. У детей совершенно теряется вопрос: «Какое отношение текст имеет ко мне?» Конечно, из-за этого они закрываются от литературы.

«Дети не примут даже самые прекрасные рамки»

Я думаю, в читательских дневниках, которые дети составляют летом, кроме дат и биографий авторов нужно выписывать цитаты из произведений. Ведь самое главное в литературе — высказывание. О нем можно подумать: «Вау, как прекрасно сказано, ровно так я и думаю!» — или: «Нет, с этим я не согласен, хочу поспорить». Потом с этими цитатами можно проводить дискуссии в классе. Обсуждать мысли и чувства детям будет намного интереснее, чем дату рождения Пушкина.

Из обсуждения цитат можно сделать игру. Каждый ребенок положит в шапку цитату, которая ему близка, а потом они вместе будут доставать их и фантазировать: о чем может быть эта книга? почему одноклассник поделился? кто мог ее положить? Такая игра — еще и способ через литературу узнавать друг друга получше. Но самое важное здесь, как мне кажется, возможность свободно обсуждать то, что хочется.

Урок литературы можно загнать в рамки, но даже самые прекрасные рамки дети не примут, потому что они хотят свободы

Когда детям не дали высказаться, за них всё сказали и всё объяснили, они начинают думать, что их свобода — в другом. В том, чтобы сбежать с друзьями на улицу, не читать, не делать. По этой же причине детям важно самостоятельно выбирать литературу. Даже если это будут произведения, которые не подходят им по возрасту, они будут читать их, несмотря ни на что — просто потому, что сами сделали выбор и будут его отстаивать.

Полную запись интервью с Мариной Смирновой слушайте по ссылке. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Иллюстрация: InnaSakun / Shutterstock / Fotodom

что скрывает арктика?
Комментарии(2)
Большинство подростков необразованные, не очень умные и сами матерятся постоянно. Так что неудивительно, что они любят читать простую и низкосортную литературу. Чтобы материться много ума не надо
Тот, кто матерится, не то что достойную, даже низкосортную литературу читать не будет, а если и будет, то не поймёт. Это я вам как подросток говорю.
На уроках литературы в воздухе у нас всегда висит неловкое молчание. А всё потому что процентов 90 из класса ничего никогда и не читают. О какой уж там дискуссии может идти речь, когда обсуждать произведение попросту не с кем.
В большинстве своих ровесников я не вижу не капли любознательности, интереса, стремления к свободе мысли. Они не хотят думать, хотят, чтобы за них кто-то подумал и всё решил, с ними невозможно спорить не то что о произведениях, даже о простых жизненных вопросах.