Почему детям не интересна история и как это изменить
Блоги24.11.2019

Почему детям не интересна история и как это изменить

Менделеева и Эйнштейна мы знаем по портретам в кабинетах физики и химии. В детстве кажется, что они родились старыми и умными, учить про них неинтересно. Наш блогер ДШИ.Онлайн советует показать, что у детей с учёными и историческими личностями куда больше общего, чем им кажется.

Информация без реального примера для ребёнка, да что уж там, и для взрослого зачастую довольно скучна. Речь тут не об увлекательном художественном романе или узкоспециализированной теме — предмете воздыхания конкретного человека, а о знаниях, которые заведомо не входят в имеющийся круг интересов. Это касается, пожалуй, всех областей научного знания, включая и историю.

Софи Андерсон, «It’s Touch and Go to Laugh or No», 1857 год
  • 476 год — падение Западной Римской империи
  • 793 год — начало эпохи викингов
  • 1380 год — Куликовская битва
  • 1789 год — начало французской революции
  • 1919 год — учреждение Лиги Наций

Ребёнок не понимает, что эти сухие даты и факты под собой несут, как знания о прошлом могут пригодиться в современной жизни. Настоящей жизни.

Зачем учить их, захламляя подвижный ум, который найдёт для себя массу всего интересного в более наглядных, осязаемых, захватывающих вещах. Так и должно быть. Ребёнок этого и не должен понимать.

Князь Святослав, Наполеон Бонапарт, Александр III — что скрывается за этими именами на бумаге? Это ведь живые люди, с которыми происходило множество историй, которые могли бы, и даже часто становятся сюжетами для художественных книг, даже приключенческих романов. Эти люди чувствовали, как и мы. Они злились, расстраивались, веселились, соперничали, дружили, влюблялись. Они жили в домах, носили одежду, вкушали пищу, играли в игры.

Кроме того существовали не только короли и полководцы. Не только учёные и классические писатели, которые, как вполне законно кажется ребёнку, уже родились старыми и скучными. Были вполне себе обычные мальчишки и девчонки с вполне обычными для детей и подростков интересами, переживаниями, чувствами. Только обычность эта в разные эпохи в разных культурах может быть совершенно различной. Сами короли и писатели также выросли из детей. Послушных и капризных, тихонь и забияк, успешных и не очень.

Поняв это, ребёнок вдруг осознаёт, что он и сам часть истории. Её двигатель и будущее, кем бы он ни был, и кем бы ни стал. Как прийти к этому пониманию? Вот тут-то на помощь приходит визуализация. Проще говоря — игра. Чем старше ребёнок, тем больше он хочет приблизить свою игру к некой, лишь им одним определяемой, достоверности. Это замечательный повод внести в неё толику, например, той же истории. Это актуально всегда, тем более в период её изучения в школе.

Попытаться примерить на себя образ исторического персонажа. Почувствовать прикосновение материи и удобство (или нет) кроя, который был на (имя можно вставить по желанию) в момент свершения того или иного события. Ощутить вкус блюда, оживив ощущения человека, давно уже несуществующего. Чувствовать то же, что и он. Писать пером, как тот же писатель-классик. Сделать кляксу. Расстроиться. Попробовать снова. Он тоже через всё это прошёл. Раздосадоваться, бросить перо и чернила. Выбежать на улицу и поиграть с ребятами в давно забытую, но от этого не менее увлекательную игру. И это было! Люди жили, люди живут. Люди чувствовали и чувствуют сейчас.

Через такие простые вещи приходит и понимание, и интерес, и, в конечном итоге, успех. Хотя бы на школьных занятиях. Но думается, что не только.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментарии(4)
«Информация […] зачастую довольно скучна»; «ощутить вкус блюда, оживив ощущения»… Вы так пишете, как будто история — это горькая пилюля, которую детям в школе нужно подслащивать.
Ещё как интересна! В США дети изучают историю с огромным интересом.

А враньё и взрослым до сраки.
А я слышал, что в США только 2% студентов выбирают своим направлением исторические науки.
Детей надо не истории учить, а учить отставивать свои права перед государством. Вон, во Франции времён Наполеона наверняка знали свою «славную» историю со времён Королевства Франков, да что толку, если король — самодур, а церковь — инструмент «мыслеконтроля»? Пришлось всю эту аристократию отправить к «славным» предкам. Урок из истории лишь один: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.» Патриции наглеют — плебеи уходят из города, оставляя патрициев на произвол судьбы. Патрициев на долго не хватает. Жизнь дороже. То же самое и в другом конце мира: чиновники наглеют — китайцы сжигают и чиновников, и их дворцы. И вся история в этом, и в любой точке Земли одно и то же. Поэтому, кто это понял, всю ту туфту про подвиги не изучают. Все и так будут знать, что делать, и без «истории». Как говорит Дробышевский про палеолит: «Все кругом были добрые, потому что все с копьями ходили.» Вот вам и вся ваша история — тотально упирается в оружейный паритет между властителями и народом. Поэтому ублюдочные страны свой народ и разоружают — вот так вот и рассказывайте историю.