Педагогический позор, или Такое воспитание в школу лучше не возвращать
Блоги05.09.2021

Педагогический позор, или Такое воспитание в школу лучше не возвращать

Говорят, задача современной школы — обучить гибким навыкам. А кто научит ребёнка сопереживать, дружить, помогать? Наш блогер Александр Бушуев уверен, что в попытке отказаться от воспитания школа пришла к глупым массовым мероприятиям и формализму.

Совсем не так уж и давно в порыве «уйти от советского прошлого» было заявлено, что школа вообще не должна воспитывать. На школу посыпались инновации, призванные по-быстрому осовременить систему образования. Многие инновации основаны на идее, что содержание образования (проще говоря — учебный материал) сам по себе воспитывает: подбери информацию, транслируй её в привлекательной обёртке ученикам и они сами преобразуются в лучшего человека. При таком подходе в перспективе можно, наверное, заменить далеко не идеального учителя идеальным искусственным интеллектом.

Как-то стало уходить из поля зрения, что воспитание — это совершенно особенное взаимодействие целостной личности педагога и становящейся личности ребёнка, и это взаимодействие происходит на чисто человеческой духовной основе. Благодаря такому взаимодействию в растущем человеке происходит становление смысловых ценностных отношений к себе (здоровье, самореализация), к другим (сострадание, доверие), к духовной стороне жизни (идеалы, долг).

Однако современные педагогические подходы базируются на идее формирования не внутренних качеств, а внешних компетенций. На головы учителей сваливается масса рекомендаций: 100 лучших фильмов, книг, выдающиеся даты календаря, готовые разработки классных часов. Как результат — у многих педагогов, особенно недавних выпускников педагогических образовательных учреждений, воспитание сводится к банальному информированию, воспитание подменяется обучением.

Вспоминается один показательный классный час, посвящённый блокаде Ленинграда

Молодая, ярко разодетая, расточающая улыбки студентка по какой-то готовой разработке рассказывала детям о том, как голодали ленинградцы и ели даже кошек, показывала отрезанный кусочек аппетитного хлеба весом в 125 грамм. Уходя с этого «воспитательного мероприятия», весёлые ученики задавали друг другу вопросы типа: «А ты стал бы есть кошку?». Вот так тонкий, деликатный процесс воспитания (который, кстати не должен заявляться в открытую), лишённый духовной основы, превращается в примитивную накачку необоснованными нормами и правилами.

А потом мы удивляемся, что современные дети, имеющие гораздо более развитое самосознание, чем во все прежние времена, противятся такому «воспитанию» и демонстрируют свою приверженность совсем другим «учителям».

В этом же направлении (подмена воспитания обучением) находится и большинство массовых мероприятий

К примеру: массовая линейка у вечного огня для учащихся с 4 по 11 класс (!!!). Любой разумный человек, даже не будучи педагогом, понимает, что между четвероклассником и одиннадцатиклассником дистанция в целую жизнь, а может быть и не в одну, если обновить знания по возрастной психологии. Какой бы святой нам ни казалась массовая акция (например, «Бессмертный полк»), надо семь раз подумать, прежде чем включать в неё детей массовым порядком.

А развлекательные массовые мероприятия, копирующие зачастую примитивные телешоу — это вообще педагогический позор! К чему приведёт такое «шоу воспитание»? Со всех сторон звучит: «Верните воспитание в школу!». Такое «воспитание» лучше не возвращать.

Массовое «воспитание» неминуемо становится словесным воспитанием и это в условиях, когда дети погружены в очень интенсивную и агрессивную коммуникационную среду, когда слово обесценилось. Давно известна педагогическая истина, что ребёнок становится лучше не там, где получает массу нотаций, а где получает живой опыт лучшей, чем в быту, жизни. Это значит, что центром сосредоточения воспитательной деятельности должны быть группа детей, класс. Создать положительный морально-психологический климат в классе, насытить жизнь учащихся событийностью — вот главный предмет деятельности педагога.

Понятно, что эта задача непосильна для одного классного руководителя, особенно, если администрация ориентирована на мероприятийный подход в воспитании. Главная забота хорошего администратора любого уровня — доверять педагогу и ограждать его от всего формального, не имеющего отношение к настоящему воспитанию.

Главная забота классного руководителя — найти единомышленников среди родителей, самих учащихся, среди своего окружения

Классный классный руководитель — это центр притяжения для хороших людей. И было бы правильно оценивать деятельность классного руководителя не по количеству проведённых мероприятий, а по количеству людей, вовлечённых им в работу с классом. Речь идёт не о разовых договорённостях по посещению музеев, театров, библиотек, а о постоянном участии одухотворённых людей в жизни детей.

Предвижу возражения, что никто не хочет помогать за бесплатно, тратить своё время. Но я уверен, ЕСТЬ люди, которые хотели бы реализовать свои способности в работе с детьми, но НЕ НАХОДЯТ способа из-за закрытости образовательных учреждений, бюрократических ограничений, из-за нашей неспособности думать и искать новые формы и средства в воспитании.

Порою кажется, что в современной действительности все усилия по воспитанию обречены на провал. Сопротивляться этому может только одухотворённый педагог, осознающий свою ответственность за, ни много, ни мало, судьбу народа, потому что только наличие слоя воспитанных, одухотворённых людей и способно спасти общество от деградации и варварства в виде новой революции и гражданской войны.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Pixel-Shot

Комментарии(25)
Воспитание происходит в процессе, когда ребенок или подросток принимают решение. Это решение может быть навязано взрослым (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/48326-ispolnitelnost-vs-otvetstvennost-shkola-ne-gotovit-detey-k-vzrosloy-zhizni), а может рождаться на основе самостоятельного выбора из нескольких решений (https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva). Варианты могут предлагать взрослые, а выбор варианта формируется в диалоге взрослых и детей (в любом возрасте). Любые мероприятия, в которых дети обязаны подчиниться, могут воспитывать лишь желание не ссориться с более сильным взрослым, формируют пассивность и боязнь проявления инициативы. Важно для принятия решений по коллективным мероприятиям привлекать детей, чтобы они ощущали себя теми личностями, с которыми считаются. Для этого нужно создавать Советы класса, где при обсуждении общих мероприятий все равны, включая учеников класса = https://nashedelo.ru/a/nachnite-s-sozdaniya-soveta-klassa-k-diskursu-k-teme-upravlyayushchikh-sovetov-v-shkolakh
Воспитание — слишком широкое понятие… Под этим понятием я имею в виду профессиональную деятельность специально подготовленного человека. Конечно, ребёнок тоже в своё время приходит к самовоспитанию. однако. не каждый, не всегда, и делает это как правило непрофессионально. То же самое можно сказать о многих родителях. Спасибо за отклик.
почему-то воспитание принимается за что-то наподобие школьного урока, где все (чертята) ученики сидят за партами а (старый черт) учитель объясняет им: дети, запомните, при встрече надо говорить «здравствуйте»… нет, конечно, некоторые вещи из массива «воспитание» говорятся словами через рот — поздоровайся, не ковыряй в носу, не кричи в библиотеке, поделись, не перебивай…но в основном воспитание — это наблюдение за поведением старших. и даже если школа официально не воспитывает, процесс все равно идет самотеком. приоритет, конечно, у родителей — отсутствие воспитания тоже воспитание. тем не менее показательно, что учителя, имеющие маломальский авторитет у учеников, влияют на их поведение, на их мировоззрение.
так что не надо плакать, что у вас отняли кнут и пряник. у вас был только кнут, и то это было не воспитание, а принуждение. давайте будем честными и назовем вещи своими именами — легко разобраться, где было принуждение через страх наказания, а где — воспитание через уважение к человеку.
Согласна. Детей воспитывают примером. Наша школа с давних пор преуспела только в одном наглядном примере — лицемерии. Начиная с дресс-кода с претензиями ко всей внешности учеников, при этом учителя в подавляющем большинстве ни вкусом, ни стилем не блещут, ни соблюдением своих же требований ими самими не напрягаются.
Преподаватель, курящий за углом школы, не докажет ни одному ребёнку, что курение — зло.
И так практически по всем вопросам — от уровня профессионального до жизненных принципов.
Можно уточнить у автора, о каких «духовных ценностях идет речь» — это такая размытая формулировка. В современном обществе нет единых ценностей. У разных людей в зависимости от их убеждений и ценности разные. Как быть, если ценности учителя и ценности родителей расходятся, имеет ли право учитель транслировать свои ценности?
Допустим, под «духовными ценностями» понимаются общечеловеческие ценности гуманизма — доброта, уважение к другому человеку, его мнению — но как же эти ценности будут «воспитываться» человеком, который на практике регулярно демонстрирует детям совершенно противоположные вещи — отсутствие уважения, неприятие чужого мнения — а это то, чем грешит большая часть учительской общественности.
Может все же перестать говорить о воспитании в школе, т. к. для этого как минимум, у воспитателей слова не должны расходиться с делом?
Ну и забавно, что примерами воспитания снова возникают вечный огонь и блокада. Вы уже «воспитали» всем этим патриотическим пафосом полное отторжение у детей к этой тематике. Их уже тошнит от темы войны, если вы будете продолжать в том же духе, вы окончательно девальвируете уважение к памяти погибших.
Согласен с Вами насчёт обратного эффекта «патриотического пафоса». Это опять вопрос профессиональной культуры педагогов — говорить о сложных вещах деликатно. вдумчиво, а не пафосно и многословно. Духовное и духовность находятся на обочине массового сознания — об этом надо писать отдельно. Для начала хотя бы надо педагогам перечитывать Всеобщую Декларацию прав человека, в которой обозначены как высшие ценности — жизнь, здоровье, достоинство, права и свободы человека.
Показать все комментарии