Цикл дискуссий к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

Цикл дискуссий к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

Время чтения: 3 мин
Теги по теме:

Цикл дискуссий к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

Время чтения: 3 мин

ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с проектом scienceme.ru начинает цикл дискуссий при участии специалистов в различных областях знаний — искусство, наука, философия, культура, — чтобы поговорить о ключевых аспектах творчества художников Лондонской школы. Работы этих художников не раз становились объектами глубокого анализа, поскольку представляют собой концентрированные проявления как личного трагического опыта, так и коллективных потрясений. Дискуссии затронут широкий круг тем — от переживаний трагедии войны до связи творчества художников Лондонской школы с философскими и научными концепциями современников.

Расписание и темы:

Лондонская школа: фигуративное искусство как новая абстракция

(29 марта, 18:00, Главное здание, зал № 29)

В первой половине XX века искусство в основном отказывается от репрезентативности. Художественный мир наполняется «теорией», отходит от пространственной ясности и историчности: искусство стремится отразить идею об искусстве. Но кризисы, с которыми сталкивается человечество, вызывают острую необходимость вернуться к реальности. Художники Лондонской школы осуществили этот поворот, но, несмотря на то что их
искусство фигуративно, оно далеко от реалистической традиции.

Лондонская школа: кризис зла

(5 апреля, 18:00, Главное здание, зал № 29)

Двадцатый век заставил человека столкнуться с тем, что все сформированные этические и религиозные представления о добре и зле больше не работают. Это стало следствием трагедии войны, чудовищных преступлений нацизма, физических страданий людей — человеческое тело оказалось политическим полем, где насилие достигло предельного градуса. Расследование медицинских экспериментов нацистов в рамках Нюрнбергского процесса породило новое, более прикладное представление об этике: появилась медицинская этика и биоэтика. В рамках дискуссии будет сделана попытка осмыслить творчество художников Лондонской школы сквозь призму этических проблем XX века.

«Смерть бога» и христианские образы
(12 апреля, 18:00, Главное здание, зал № 29)

События, происходившие при жизни художников Лондонской школы, — войны, революции, научные открытия, экономические кризисы — демонстрируют всю хрупкость благополучия и рациональности жизни. В искусстве после Второй мировой войны часто встречаются образы, заимствованные из христианской иконографии, однако они неизбежно приобретают секулярный, даже нигилистический характер. Дискуссия раскроет возможности понимания творчества художников Лондонской школы в контексте «обезбожения» мира и нового взгляда на христианские доктрины.

Тело без органов: философия и послевоенное искусство

(19 апреля, 18:00, Главное здание, зал № 29)

«Тело без органов» — философская концепция, введенная Антоненом Арто и подробно разработанная Жилем Делёзом, стала ключевой для развития последующих тенденций в живописи, танце, театре и кино. В качестве
принципа мышления и видения является наиболее подходящей для передачи напряженности жизни, и живопись представителей Лондонской школы пытается заставить зрителя сделать себя «телом без органов», научиться воспринимать на уровне работы нервных окончаний, благодаря чему жизнь освобождается от «организации» и приходит к утверждению своей подлинности.

Лондонская школа и поэзия. Искусство после Освенцима

(18 мая, 20:00, Главное здание, зал № 29)

Фраза немецкого философа Теодора Адорно «после Освенцима любое слово, в котором слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование» стала приговором для всего искусства, которое могло быть создано после Холокоста. Лондонская школа является продуктом этого мироощущения, которое становится импульсом для создания новых форм и выразительных средств при условии осознания губительности старого понимания
искусства. В рамках разговора о послевоенной живописи и поэзии станет возможным понять, как искусство преодолевало кризис репрезентации, обусловленный кровавыми страницами истории человечества.

Лондонская школа: экзистенциальный ужас и переживание войны

(19 мая, 20:00, Главное здание, зал № 29)

Экзистенциальное переживание ужаса — один из источников художественного языка мастеров Лондонской школы. Война — это событие, которое можно описать как бесконечное ощущение смерти. Искусство Лондонской школы пропитано этим потрясением от открывшейся алогичности и неупорядоченности мира. Приемы, которые используют художники, позволяют делать ощутимым страх человека, вызванный чувством слитности с этим миром и одновременно ужасом пребывания в нем.


29 марта — 19 мая

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей