«Наше преимущество перед школой — в харизматичной подаче знаний»
«Наше преимущество перед школой — в харизматичной подаче знаний»
«Наше преимущество перед школой — в харизматичной подаче знаний»

«Наше преимущество перед школой — в харизматичной подаче знаний»

Директор музея Марины Цветаевой — о том, как сделать музей любимым местом школьника

Катерина Короткова

22.06.2016

Практически любой школьник предпочтёт поход в музей однообразному сидению за партой. Живое общение, погружение в новую среду, а иногда и театрализованные представления, устраиваемые работниками музеев, всегда интереснее привычного учительского начётничества и монотонной зубрёжки на отметку. Как сделать выездные уроки эффективными и как влюбить ребёнка в музейную атмосферу —"Мелу» рассказала директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Жук.

Елена Жук

Чтобы стать музеем для школьников, недостаточно просто иметь экспозиции на темы школьной программы. Нужен особый интерес. Недавно, например, мы запустили программу «Урок в музее». Это попытка перекинуть мостик из школьного класса на экспозицию музея. Программа хоть и молодая, но опробована успешно. Инициатива таких необычных уроков чаще исходит от самих школ. Ученики не сопротивляются. Безусловно, дети имеют право выбора — идти на такое мероприятие или нет. Но мне трудно представить ситуацию, при которой школьник откажется от выездного урока.

Главным плюсом таких взаимоотношений между музеем и школой является то, что школьники практически учатся за компьютерами, а нам удаётся выдернуть их из онлайн-пространства. Нельзя забывать, что живое общение ничто не заменит. Из гаджетов их можно вытянуть только живой эмоцией.

В этом наше преимущество перед школой: у нас есть возможность более харизматичной подачи материала. Только представьте: учитель должен одинаково владеть материалами всех курсов, за рамки методички выходить не положено. А музей — место с большей свободой для фантазии.


Нельзя сказать однозначно: Цветаева — поэт для детей или нет. Есть разные мнения на этот счёт. Потому что у неё есть произведения, которые можно понять и прочувствовать, лишь имея определённый жизненный опыт. Но у неё есть, например, и «Письмо к детям». В нём в лёгкой форме рассказывается о базовых ценностях, пронести которые нужно через всю жизнь. Детям оно очень нравится.

Есть свои трудности: не про все периоды жизни Цветаевой стоит рассказывать детям в начальной школе. Но у нас есть собственный пример, который показывает, что творчество Цветаевой можно «адаптировать» под детское восприятие, — это образовательная программа «Волшебный фонарь». Она включает в себя занятия в музее для детей 7-11 лет, на которых им рассказывают о культуре повседневности Серебряного века.


Стихи учить наизусть нужно обязательно. Это тренирует память, да и когда ты помнишь пару стихов из школьной программы, это определённый культурный уровень. Конечно, простое зазубривание не сделает тебя умнее, но и обучение литературе не должно ограничиваться пределами методички.


Для того чтобы ребёнку нравилось в музее, там ему просто должно быть комфортно. Не должно быть красных ограничительных ленточек, нельзя шикать. В одной из частей экспозиции дети могут сесть на ковёр.

В европейских музеях дети чувствуют себя свободнее. Они садятся на пол и так слушают экскурсовода. То есть через 15 минут после начала экскурсии у них не отваливаются ноги. С точки зрения функционирования музей должен быть разным: сложно наслаждаться местом, где с первого шага ты попадаешь в пространство, где нельзя дышать и фотографировать.

Своему ребёнку я бы сказала: «Музей — это большая волшебная шкатулка, в которой хранятся древности. К ним нужно относиться бережно. Не шуметь и не бегать, потому что они такие старые, что могут рассыпаться. В то же время в музее нет ничего страшного».


Комментариев пока нет
Больше статей