«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»
«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»
«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»

«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»

Саша Шведченко

6

13.12.2018

Изображение на обложке: Unsplash (Jaredd Craig)

«Кот Бродского» — это не домашнее животное Иосифа Бродского, а литературный проект, который начинался во Владивостоке. В стендапах «Кот Бродского: говорят подростки» школьники оценивают разные произведения. Например, выбирают худшую книгу из школьной программы. «Мел» поговорил с участниками проекта, которые ещё учатся в школе, но уже многое понимают про литературу. И попросил посоветовать, что почитать.

Софья Анциферова, 16 лет, Красноярск

Я учусь в Красноярском юридическом техникуме. Моя учительница по русскому и литературе предложила мне поучаствовать в конкурсе «Кот Бродского». Меня это заинтересовало, потому что о книгах всегда интересно говорить, тем более, я люблю литературу. Я поняла, что это возможность донести свою мысль и мотивировать молодёжь читать.

Чтобы дети начали больше читать, нужно изменить школьную программу: разбавить русскую классику современной литературой и давать детям больше возможности самовыражаться. Потому что зачастую многие учителя и преподаватели на корню обрубают мнение ученика. Они не понимают, что ребёнку может не понравиться книга. Это же, мол, классика. После этого у людей вообще пропадает желание учиться дальше.

Мне, например, кажется, что русская литература немного нудная. Там медленно развиваются события, очень долгие завязки. Плюс мы далеко находимся от того времени и не можем полностью прочувствовать ту обстановку и ту атмосферу. Поэтому читать её порой скучно. Но если в ней покопаться, то она очень глубокая, интересная и заставляет задуматься о многих вещах.

Некоторые произведения я не вижу смысла изучать в школе, например, «После бала» или «Кому на Руси жить хорошо». А вот«Война и мир», «Мёртвые души», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание» — то, что читать нужно. Любой человек должен иметь эту базу.

Рекомендую: Филипп Рот — «Возмущение»


Варвара Азизова, 15 лет, Москва

Мне очень повезло со школой. Учителя действительно разбираются в литературе и знают, как и что преподнести. Но я общаюсь с ребятами, которым не так повезло, как мне. Я знаю, что даже о самой лучшей книге можно легко испортить впечатление. Очень часто в российских школах просто не умеют говорить о книгах.

Учителя, которые рассказывают про то же «Горе от ума», делали это столько раз, что потеряли искру и нерв. В литературе очень важна дискуссия, а этого сейчас нет. Преподносится только одна точка зрения, но ведь книги — это то, что нужно обсуждать.

Но я совершенно не согласна с тем, что вся современная молодёжь ничего не читает. Все люди из моего окружения очень читающие. Причём любят они как современную литературу, так и классику. По-моему, это действительно стереотип.

Рекомендую: Доннели Джениффер — «Революция»


Кирилл Сухих, 16 лет, Владивосток

Когда у нас был «Кот Бродского», посвящённый худшей книге из школьной программы, я выбрал «Бедную Лизу». Её проходят в 8 классе. В этом возрасте дети не особо настроены на русскую классику. Когда вчерашним мальчикам и девочкам дают довольно сложные для понимания книги — про суицид и непотребное поведение — это ненормально.

Есть хорошие книги, ориентированные на подростков. И я думаю, что в 7-8 классе стоит добавить именно их. Например, произведение «Виноваты звёзды». Детям это читать гораздо интереснее, чем Карамзина. Хотя я понимаю, что русская классическая литература — это основа языка.

Рекомендую: Эрих Мария Ремарк — «На западном фронте без перемен»


Андрей Петушков, 15 лет, Москва

Современные подростки читают. Не хватит пальцев рук и ног, чтобы пересчитать моих знакомых, которым в кайф как минимум заходить в книжный магазин, покупать книги, нюхать их… И, естественно, читать.

Факт, что сейчас читают меньше. Сериалы и видосики популярнее. Тем не менее, кто-то развлекает или даже учит себя книгой, а кто-то — ютьюбчиком. И это не значит, что книга — хороший источник, а ютьюбчик — плохой. Просто пути подачи информации разные. Поэтому культура чтения ещё очень далека от заката (а будет ли она вообще к нему близка?), а у весомого количества молодых ребят сохраняется настоящая страсть к книжкам.

Мир становится быстрее. Человек начинает думать резко и обрывисто, поэтому ему гораздо проще посмотреть короткое видео со сменяющейся и динамичной картинкой, нежели сосредоточиться на спокойном чтении книги. Было такое? Читаешь, читаешь, читаешь… Чёрт! Почему я сейчас думал про Новый год, а не вдавался в сюжет? И перечитываешь. Это клиповое мышление — невозможность по-настоящему сосредоточиться.

Рекомендую: Шэрон Дрейпер — «Привет, давай поговорим»


Алиса Майдан, 14 лет, Владивосток

Благодаря «Коту Бродского» я больше не должна заставлять себя читать книги. Я их читаю, потому что мне нравится. Помимо этого, я стала узнавать о книгах, о которых никогда не слышала раньше.

Почему некоторые подростки не читают? Возможно, потому что это немодно. Или это сложнее, чем открыть видос на ютьюбе или включить сериал. А может быть, это влияние школы, где нас заставляют читать то, что мы не хотим. Проще не читать в принципе. Для начала я бы убрала из программы те книги, которые неактуальны и проблемы подростков не решают.

Они никак нас не воспитывают и просто нам неинтересны. «Бедная Лиза» — первое, что приходит в голову. Возможно, учителям стоит поменять отношение к своему предмету и ученикам. Но это настолько глобальная проблема, что я не уверена, что её можно решить.

Рекомендую: Джон Грин — «Бумажные города»


Иван Вербицкий, 15 лет, Красноярск

Когда я готовился к участию в проекте «Кот Бродского», чтение большого романа поначалу вызывало у меня сложности. Я вообще люблю короткие тексты. Например, очерки или статьи. Но, слава богу, произведение мне попалось нетрудное и доступное.

Когда мы читаем русскую классику в школе, я стараюсь читать очень быстро. Бывает, что я перелистываю страницы и читаю по пунктам. После этого читаю краткий пересказ и анализ произведения. Так я понимаю, насколько моё мнение совпадает с мнением других людей. Это, конечно, не очень правильный способ, но к этому я пришёл сам.

Я три года занимался в театральной студии и жизнь планирую связать с искусством. Литературу придётся сдавать, поэтому я перешёл в гуманитарный класс. Любимые авторы, несмотря на то, что я за краткость, у меня всё-таки есть: это Стивен Кинг, а из русского — Чехов и Достоевский.

В моей голове вообще заложено, что читать необходимо. То, что социальные сети вытесняют чтение, — это, конечно, неправильно. Но гаджеты нужны, и читать на мобильном или слушать аудиокнигу часто гораздо удобнее.

Рекомендую: Достоевский — «Неточка Незванова»

Изображение на обложке: Unsplash (Jaredd Craig)
Читайте также
Комментарии(6)
Лично мне не нравятся любовные романы и романы на тему страдающих от депрессии/апатии людей. А ведь это — большая часть классики. В школьной литературе тяжело найти книги, где были бы описаны РЕШЕНИЯ проблем. Проблем самореализации, проблем налаживания отношений, проблем выбора из двух зол и ещё много каких. Я люблю приключения, фантастику, фэнтэзи, рассказы про профессии, рассказы про душевнобольных (депрессия не считается). Много ли подобных произведений найдётся в классике? Да, они есть, но там от силы одно в год попадётся в программе. Особенно противно, если ты залезаешь в жанр фантастики, но вынужден вместо рассказов про инопланетян с иным образом жизни и про всякие интересные устройства читаешь про то, что там за проблемы с отношениями у двух людей. Увы, аннотации не помогают понять, на чём делает акцент автор.
.
Дети не любят читать большие книги? Вы просто не предлагали им читать большие фантастические романы.
.
Я бы была рада, если бы в школьную программу включили рассказ «Цветы для Элджернона», где описывается человек, прошедший превращение из умственно отсталого в светило науки, и переживший душевные потрясения из-за изменения отношения к нему близких и незнакомых людей.
Я не понимаю, почему в программу не включат «451 градус по фарингейту» это очень интересное и нужное произведение. Оно показывает то что будет с нами в будущем и подростков заставляет задуматься о пользе и нужде в чтении
А мне очень нравилась «Бедная Лиза» в раннем детстве. Для справки: я сейчас в 5 классе, и вроде как тоже подросток.
Я наткнулачь на эту книгу в электронной читалке и она с первых строк мне очень понравилась. Казалось бы, все хорошо — главная героиня нашла свою любовь. Но в итоге все идет по наклонной. Я все ждала хэппи энда, но в итоге героиня покончила с собой. Сказать, что я была шокирована — не сказать ничего. Мне невероятно понравилось этот поворот.
«Бедную Лизу» я зачитала до дыр. И до сих пор просто ненавижу хэппи энды и все приторное в книгах
Песнь льда и пламени — просто для вас написана. Через страницу убивают очередного главного героя.
У двух из рекомендованных книг есть экранизации (которые, как это обычно бывает, хуже книги), но тем не менее. Это «Бумажные города» и «Виноваты звезды».
Больше статей