Школа в чуме или интернат: где и как учатся дети оленеводов-кочевников
Школа в чуме или интернат: где и как учатся дети оленеводов-кочевников

Школа в чуме или интернат: где и как учатся дети оленеводов-кочевников

Александра Жадова

1

24.11.2017

Кочевые школы придумали почти сто лет назад как замену школам-интернатам, куда детей забирали насильно. И они подолгу не виделись с родителями. Кочевых школ всё больше, но вот проблем у них меньше не становится. Александра Жадова поговорила с директором Музея кочевой культуры Константином Куксиным и антропологом из проекта «Настоящие люди» Александрой Терехиной об истории кочевых школ и о том, что с ними происходит сейчас.

Когда появились первые школы для кочевников

Первые школы на Крайнем Севере появились в 1920-30-х годах. Тогда образование строилось на энтузиазме учителей, которые приезжали учить детей из семей оленеводов. И чаще всего им приходилось перенимать кочевой образ жизни, хотя они и делали попытки уговорить родителей отдать ребёнка в школу-интернат. Параллельно с кочевыми школами с 30-х годов создавалась система «красных чумов» — для обучения взрослых кочевников в рамках программы всеобщей ликвидации безграмотности.

В 50-х годах на смену кочевым окончательно пришли школы-интернаты. Детей на вертолётах забирали от родителей на весь учебный год в посёлок, а это девять месяцев. Забирали всех, даже если родители не хотели. Всё было драматично: детей прятали, не хотели отдавать, часто ребёнка приходилось забирать в школу вместе с милицией.

Сейчас мало что изменилось. В основном дети народов Крайнего Севера по-прежнему учатся и живут в школах-интернатах. К ним привыкли, да и все взрослые кочевники в своё время прошли через них. Сочетание «пройти через» ассоциируется с тяжёлыми страницами в истории или личными трагедиям. Это и правда до сих пор тяжёлое испытание для ребёнка — надолго оставить семью и свой чум. Ребёнок попадает в незнакомую среду, где другая еда, одежда, другие правила поведения.

Как кочевники воспитывают детей

Детство в тундре, несмотря на суровость условий, можно назвать беззаботным. Детей очень любят, их не нагружают домашними обязанностями, а взрослым они помогают, только если сами захотят. Детям с самого раннего возраста дают много свободы. А ещё с ними говорят на равных. Иногда дети даже возмущаются, что в школах-интернатах с ними говорят, как с маленькими, поучают или заставляют что-то делать по учёбе. Кроме того, кочевая жизнь не подчиняется распорядку дня и графикам, к которым мы привыкли. День зависит от окружающих условий. В школе так не получится.

Как рассказывают недавние выпускники школ-интернатов, первое время им было сложно и страшно: «Садишься в вертолёт, кажется, всё нормально, потому что ждёшь школы всё лето. Но уже вечером в интернате становится невыносимо». И вот как раз для тех, кому в школе-интернате было совсем плохо, придумали кочевые школы.

Как устроены кочевые школы

Они бывают разного формата: непосредственно кочевые, когда школа перемещается вместе с семьёй или группой кочевников, и стационарные — это отдельно стоящий чум, балок или строение, которое находится на пути оленеводов или недалеко от них. Так дети и родители не отрываются друг от друга и могут друг с другом видеться.

Нельзя сказать, что это что-то новое, скорее переосмысление опыта начала XX века. Но, как ни странно, многие родители-кочевники недовольны новым форматом обучения. За несколько поколений все привыкли к интернатам, и считается, что только там ребёнок может получить качественное образование. А кочевые школы — это замаскированный вариант «красного чума», где учат только читать и писать. После них ребёнок якобы не сможет учиться где-то ещё, а перспектива дальнейшей жизни ограничится оленеводством или неквалифицированным трудом.

В мире тоже есть примеры учёбы кочевников (Судан, Нигерия) или детей, которые живут на отдалённых территориях, как, например, в Австралии. Там школьные уроки сначала велись по рациям, которые были у каждого ребёнка, а теперь её заменили онлайн-видеоуроки. К сожалению, такой вариант не подходит для российского севера: там нет стабильного дешёвого интернета и не хватает топлива, приходится его экономить. Семьи физически не могут выделить строго фиксированное время на занятия и обеспечить работу генератора для них. Кроме того, долгая история школ-интернатов сделала взрослых немного инфантильными, когда ответственность за образование детей родители перекладывают на государство. Поэтому внутренняя организованность самостоятельных занятий очень низкая, а иногда её вообще нет.

Почему кочевые школы пока всё же уступают школам-интернатам

Кочевые школы были заново «придуманы» в Якутии для того, чтобы не отрывать детей от традиционного образа жизни, который забывается в посёлке. Правда, с организацией кочевых школ проблема: нужно обеспечить необходимыми материалами, учесть специфику тундровой жизни. Кочевые школы могли бы стать хорошей альтернативой дошкольному и начальному образованию. Но для этого требуется гибкость при составлении обучающей программы, а она подчиняется жёстким федеральным стандартам.

Как бы там ни было, система школ-интернатов всё равно оправдывает себя. Все дети получают образование, а после 9 класса продолжают учиться или возвращаются в тундру. Но образовательный стандарт, к которому все привыкли (и который внедрили насильственно), конечно, не может соответствовать современным трендам гуманизации и человекоцентричности. Сегодня важно не только получить образование, как факт, но и учитывать потребности этнических групп. И поэтому «выдирание» ребёнка из привычной ему среды напоминает варварство. Пока кочевые школы не могут полноценно заменить интернаты, но они могут помочь подготовить детей к культурно-бытовым особенностям жизни в посёлке и учёбе в средней и старшей школе.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Татьяна Кобзева
Про инфантильность родителей хорошо подмечено
Больше статей