В московской школе «Класс-центр» под руководством Сергея Казарновского дети наряду с обычными предметами изучают драму, музыку, живопись. О том, почему даже «технарям» нужно заниматься творчеством, а еще о воспитании своих собственных детей Максима (44 года) и Маши (39 лет) Сергей Казарновский рассказал в новых «Правилах воспитания».
1. Работать со своими детьми — самое сложное, что вообще можно придумать. Когда я работал в школе инженером и ставил первые спектакли, сын Максим ездил со мной, потому что его просто негде было оставить, и я ему придумал роль в спектакле. Когда он вырос, играл главные роли в спектаклях, играл на саксофоне. А потом, ещё будучи студентом университета, начал работать со мной в школе. Но настоящими коллегами мы стали, когда я уже готовился к открытию «Класс-центра».
На работе наши отношения с сыном были исключительно партнерскими: только на таких условиях Максим был согласен сотрудничать.
Партнерские отношения с собственным ребенком не так просто выстроить. И у нас случались разногласия, споры, недопонимание. Но мы всегда находились в поиске диалога, уважали друг друга, старались выслушать. Я очень горжусь тем, что сын пусть уже и не преподает в школе, но остается моим коллегой. И что дочь после учебы в ГИТИСе тоже выбрала эту область — сейчас мои дети работают в Московском международном салоне образования, который основал Максим.
2. Я — человек из педагогической династии. Правда, узнал я об этом, уже начав работать в школе. Тогда мама напомнила мне, что бабушка была директором школы, а прабабушка — гимназии. Но мои родители из того времени, когда о прошлом говорили скупо. И не всегда стремились продолжить дело предков.
Я своих детей тоже к выбору профессии не подталкивал. Просто всегда был собой, не врал им, ничего от них не скрывал. Все, что я делал, было у них перед глазами, а часто они еще и принимали в этом активное участие. Все, что мне было интересно, старался рассказать и показать им.
Но это не значит, что надо полностью подстраивать детей под свои интересы. Наоборот, важно в свою очередь постараться увидеть что-то интересное для себя и в их мире. Тогда есть вероятность, что в дальнейшем у вас выработается какой-то общий культурный код.
Недавно Маша сказала, что была со своей дочерью и моей внучкой Мартой на концерте джазового пианиста Чика Кориа, который играл со знаменитым музыкантом и аранжировщиком Гэри Бертоном. Она вспоминала, как я брал их с Максимом на джазовые концерты, когда они были совсем маленькими. «Ты сидел слушал, а нам было любопытно, почему тебе это интересно. И мы тоже слушали. Сегодня твоя внучка сидела и слушала точно так же».
Я люблю музыку, обожаю джаз. И Максим, и Маша в свое время получили музыкальное образование. Пусть они не стали музыкантами, но для них это неотъемлемая часть жизни, часть культуры. Это дает им возможность получать положительные эмоции, и теперь они стараются заразить этим детей, как это в свое время у меня получилось с ними.
3. Дети не должны быть подобием родителей. По мнению педагога, психолога, заслуженного профессора МГУ Александра Асмолова, все родители хотят, чтобы дети были им подобны, но в то же время если их спросить: «Хотите, чтобы ваш ребенок был бесподобным?» — они ответят: «Конечно».
Это противоречие нужно преодолевать. Не дай бог пытаться насильно воспитать в детях то, что не получилось у тебя самого. Это ужасно. Чтобы дети могли развиваться, нужен фундамент, но еще важнее — определённая степень свободы. Важно создавать такие условия, чтобы дети знали и умели много, но хотели узнать еще больше.
4. Периода «отцов и детей» едва ли можно избежать. Нужно понимать, что в какой-то момент дети и родители начинают по-разному смотреть на жизнь, интересоваться разными вещами. Внутренняя связь с детьми — это не какой-то жесткий жгут. В разные периоды она может сокращаться или, наоборот, удлиняться, слегка отдаляя вас друг от друга. Главное — стараться жить так, чтобы она не порвалась.
5. Я очень боюсь слова «любовь» по отношению к ученикам. Любовь — это сложный и тяжелый процесс. Это не только восторг и уважение, это ревность и зачастую обостренное ощущение предательства. Это тяжелый труд. Я же стараюсь придерживаться правила «to keep a distance» — соблюдать дистанцию. Считаю, что уважение в отношениях «ученик — учитель» важнее. «Любить детей» звучит как обязанность любить субъектов своей профессии. Врач же не должен любить своих пациентов? Вот и учитель тоже, на мой взгляд, не обязан непременно любить своих учеников.
6. Талант — это не бесподобное чтение стихов или быстрый счет. Когда мы в школе говорим о способных, одаренных детях, то имеем в виду, что в их глазах горит желание что-либо делать, изучать. Это и есть их дар.
Но это желание, на мой взгляд, можно воспитать. Один из внутренних девизов нашей школы — «Не только знать — чувствовать!». Второй — «Не все равно». Они, на мой взгляд, и отражают главные правила воспитания детей.
7. Креативность — важное качество человека будущего. Чтобы чувствовать себя уверенно в современном мире, нужно быстро реагировать на все новое, уметь находить нестандартные решения, не бояться изменений. А для этого важна способность переходить из одной предметной области в другую, умение искать мостики для такого перехода, видеть связи между разными областями знаний.
Мне недавно задали вопрос «Зачем гуманитарию математика?». Но ведь это важный предмет, который учит логике, учит понимать последовательность действий.
Мы распаковываем новую модель телефона, и первый вопрос — «Как его настроить?». Есть определенный алгоритм, определенная последовательность действий — это чисто математическое мышление. И так сейчас во всём.
Например, на ютубе есть молодой парень, который сначала записывает ролики, как он играет на разных музыкальных инструментах, а потом монтирует из этих роликов видео, будто бы музыку исполняет целый оркестр. Это и есть та самая метапредметность — человек просто объединил искусство и цифру, подошел к этому креативно, и получилась такая вот необычная, цепляющая история.
8. Важно учить детей выходить за рамки привычных алгоритмов. Мы видим, сколько сил сегодня многие тратят на то, чтобы придумать что-то новое. А потом оказывается, что самые гениальные идеи лежали на поверхности. Чтобы увидеть это очевидное, нужно уметь мыслить шире, смотреть на привычные вещи нестандартно.
Но для того, чтобы научиться мыслить нестандартно, нужно для начала хорошо освоить все стандартные способы. Сначала изучаем порядок действий, а потом думаем, как можно выйти за его рамки.
9. Драма, музыка и живопись всегда были частью классического образования. На вратах первой русской школы Ломоносова были указаны 4 столпа образования: арифметика, грамматика, гимнастика и стыд. Почему стыд? Потому что это эмоция, а эмоции развивать так же важно, как и знания. Сегодня нужно уметь не просто широко смотреть на мир, видеть проблемы, связанные с изучением закономерностей природы, естественными науками, но и развивать эмпатию, другие составляющие эмоционального интеллекта.
Когда мы учимся через искусство, мы изучаем не только закономерности. В физике все ясно: если человек садится в ванну, то из нее выливается определённый объем воды. А в искусстве все субъективно, и в этом основной интерес. Изучая такие вещи, человек начинает понимать: нет только черного и белого, нет только хорошего и плохого. Есть много других оттенков, других способов увидеть мир.
Переводить эти предметы в разряд дополнительного образования — грубая ошибка.
10. Главное — научиться терпению и не ждать благодарности. Когда дети только начинают творить, они в какой-то степени могут делать это нелепо, не очень точно. В этот момент нам, взрослым, не нужно сразу давать оценки, нужно быть выдержанными. Особенно когда мы видим, что что-то не так. Хочется исправить, но нужно терпеть. И дать возможность детям сделать это самим — только тогда будет результат.
И никогда не ждите благодарности. Это самое главное. Она обязательно придет сама. А если не придет, это вовсе не значит, что ее нет. Особенно это касается педагогической профессии.
Фото: Личный архив