Стать своим для учеников, но не потерять авторитет преподавателя и быть максимально убедительным в этой роли — возможно ли это? «Да», считает театральный педагог, режиссер и автор коммуникативных практик Анна Зуммер: в рамках программы «Город, который учится. Цифровое образование» она уже провела вебинар на эту тему, а нам рассказала о способах быть максимально убедительным на уроке.
1. Начните урок с паузы. И познакомьтесь с классом
Вместо того чтобы тараторить: «Добрый день, меня зовут… Я буду…» — зайдите в класс молча. Порой именно тишина заставляет зрителей сконцентрироваться. Слишком большой и плотный поток информации в самом начале может отпугнуть детей и заставить их закрыться, а тишина сподвигнет задать вопрос: «А почему молчат?» После этого стоит еще немного помолчать — тогда дети, возможно, сами захотят задать вопросы. И вот теперь, когда все внимание детей сосредоточено на вас, можно представиться и рассказать о себе. Кстати, знакомству можно уделить даже целый урок: просто поговорить с учениками, ответить на их вопросы, узнать, что они думают о вашем предмете, наметить какие-то цели, поговорить о том, какими они представляют ваши уроки.
2. Придумайте общий ритуал
Исходя из потребностей и интересов учеников можно вместе с ними придумать какой-то ритуал для того, чтобы настроиться на учебный процесс. Такой ритуал может занимать не более 5 минут в начале урока, но эти 5 минут могут значительно повысить качество усвоения материала в оставшееся время. Ритуал может принимать самые различные формы. Например, можно просто поговорить о том, что беспокоит детей, использовать записки, форму игры или любой другой формат, подходящий вашему классу.
3. Не пренебрегайте общением
Диалог с детьми очень важен, а способов его наладить очень много. Например, можно спросить о том, что окружает детей каждый день, поговорить о новостях и о том, как дети их воспринимают, подискутировать о новом альбоме популярного исполнителя, о кино, сериалах. Вы можете начать с себя, сказав: «Слушайте, а я вчера такой фильм посмотрела…» Но так стоит делать, только если вы действительно посмотрели этот фильм и искренне решили его обсудить. Неплохой темой для разговора может, например, стать отношение детей к мату. Но только не в контексте прямого и бесповоротного запрета, а в контексте того, как они сами относятся к его употреблению в песнях или повседневной речи. С помощью такого разговора можно дать понять ребенку, что вы не упадете в обморок, если он вдруг нечаянно или специально при вас использует «не то» слово или включит какую-то «не такую» песню.
Говорить с детьми вообще можно на самые разные темы, но лучше уделять этому немного времени на уроке. 5–10 минут разговоров покажутся детям той самой халявой, которую они так любят, хотя на самом деле это тоже будет работа на результат.
Если детям понравится с вами разговаривать, они начнут пораньше приходить на уроки, чтобы подольше пообщаться с учителем
А вот собирать класс после уроков не стоит, потому что, как бы сильно они вас ни любили, это станет еще одним обязательным занятием, что не пойдет на пользу ни одной из сторон. Если же ребенок поделился с вами какими-то фактами из своей жизни, которые стоит знать его родителям, лучше сначала объяснить ему, что только так можно будет решить проблему, и только после этого рассказывать все его семье.
4. Используйте приемы для удержания внимания
Пауза отлично помогает определить, слушают тебя или нет. Если дети погружены в процесс, внимательно вас слушают — они непременно заметят, что стало тихо. С помощью пауз можно отлично расставлять акценты и возвращать внимание. Еще один хороший прием — «вопросы в зал». Таким образом вы переключаете внимание учеников с себя на них самих. «Вопрос в зал», кстати, может и не относиться к теме урока, но он точно сработает: сможет оживить, взбодрить аудиторию. Плюс можно использовать такой прием, как переключение с голоса на действие. Например, просто встать, пойти молча к доске и написать какое-нибудь слово или фразу.
5. Не оглядывайтесь на коллег
Очень часто в особенности молодые учителя сталкиваются с покровительственным и снисходительным отношением со стороны более опытных коллег. Появляются навязчивые советы с неприятным подтекстом, обсуждение за спиной, унижение достоинства «новичка». В таком случае, если вам нравится то, что вы делаете, вы видите положительное отношение со стороны учеников, чувствуете, что все, что вы делаете, не зря, просто не обращайте на сплетни внимания. Поймите, что мнение Марьи Ивановны может не быть авторитетным абсолютом. Чтобы не портить отношения, вы можете просто ответить: «Я очень ценю ваше мнение и ваши советы, но, пожалуй, я буду придерживаться своего пути, своей тактики преподавания».
6. Разрушьте «четвертую стену»
«Четвертая стена» в театре рушится в тот момент, когда актер, находясь на сцене, обращается к зрителю, начинает видеть и ощущать пространство вокруг себя. Когда вы сидите в классе и читаете свой материал, не замечая того, что происходит вокруг, — это автоматическое погружение самого себя в темную звуко- и светонепроницаемую коробку. Так не должно быть. У вас должно быть четкое понимание обстановки в классе. Не топите самих себя в собственном материале. Посмотрите, что делает Петя и чем занимается Маша. Если вы видите, что в классе происходит какой-то конфликт, дети провоцируют друг друга или вас — прервитесь на несколько минут и скажите: «Ребята, давайте остановимся, потому что я вижу — что-то происходит. И хочу узнать, что именно». В тот момент, когда вы это скажете, вы увидите и услышите, как с грохотом рушится эта «четвертая стена», которую вы сами же и воздвигли.
7. Учитесь вместе с учениками
Если вы учите детей, это не повод прекращать учиться самому. Чтобы у школьников было стремление к знаниям, начните с себя. Зачитывая из года в год один и тот же материал, вы замыливаете его. Подумайте над новой интересной подачей, обновите материал из старых учебников, добавьте интересных примеров из жизни, кино, музыки, сериалов. К примеру, если вы преподаете физику, можно провести параллель с популярным сериалом «Теория Большого взрыва», в основе сюжета которого как раз лежит ваш предмет, а герои постоянно что-то изобретают, пишут формулы, шутят на подходящую вам тематику.
Можно добавить в свой материал ответ на главный вопрос всех учеников, который чаще всего так и остается незаданным: «Ну и зачем мне это нужно?»
Можно рассказать, в какой области пригодятся эти знания, что с ними можно будет делать. Например, даже в работе режиссера тоже пригодится математика — для составления графиков, смет и отчетов. Таким образом можно также показать детям разнообразный мир профессий и мотивировать их на выбор собственного пути.
8. Будьте искренними
Дети и подростки — это самая чувствительная к фальши аудитория и в театре, и в классе. Не нужно играть в искренность, потому что дети сразу распознают фальшь, перестанут вам доверять и начнут провоцировать какими-то не очень приятными для вас словами или действиями. Они могут делать это сознательно или нет, но и в первом, и во втором случае целью останется выбить вас из равновесия, поместить в другие обстоятельства, спустить с небес на землю. Повышение голоса, агрессия, фразы вроде «Да что вы вытворяете!» или «Пошли вон из класса!» тут не будут эффективными. Скорее вам поможет искренность. Скажите детям, что чувствуете потерю контакта или вам не нравится то, что они делают. Обсудите сложившуюся ситуацию. Впадать в крайности и добиваться цели агрессией никогда не было хорошим вариантом.
9. Не стригите всех под одну гребенку
Все актеры в труппе и все дети в классе индивидуальны. У них совершенно разные способности к вашему предмету, разные характеры, цели и мечты. Если вы общаетесь с детьми, то точно знаете, кто более усидчив, а кто нет, у кого есть задатки лидера, а кто тихоня. Если ребенку некомфортно сидеть за партой 45 минут, просто подойдите к нему и скажите: «Я вижу, что тебе тяжело, давай это решим». Вы можете позволить ребенку, например, походить, предложить другой вариант выполнения задания.
Если же ученику сложно воспринимать сам материал, не стоит закрывать на это глаза. Можно и нужно давать детям знания, которые им по силам. У ребенка есть способности к предмету, очевидный потенциал? Дайте ему задание посложнее уже усвоенного материала, развивайте в нем этот талант. А если ребенку сложно, он, выражаясь современным языком, не шарит — не напрягайте его, дайте стандартное задание. Не стоит требовать от всех одинаковых достижений, потому что дети неодинаковы. Кроме того, если вы понимаете, что ребенку не пригодится идеальное знание вашего предмета и бесконечные пересдачи, не нужно требовать этого на разрыв аорты. Экономьте свой преподавательский ресурс, не спешите выгорать.
10. Не жалейте хороших оценок
Вы можете сколько угодно думать, что именно ваш предмет — костяк всего на свете, но для ребенка это может быть не так. Пересмотрите свою систему выставления оценки. Прекратите ставить пятерки за идеальное выполнение задания, и как только вы это сделаете, прекратится гонка за оценками и начнется учебный процесс.
Выуживание оценок путем невероятных махинаций, доскональное знание предмета и зазубривание материала — все это не нужно
Ученику бывает достаточно просто находиться в процессе и получать достойную похвалу за какие-то базовые знания по предмету. Это, кстати, мотивирует еще и не выходить из этого процесса, интересоваться предметом дальше и, может быть, даже любить его.
11. Избегайте обесценивающих фраз
Первое и основное: не обобщайте. Такими выражениями, как «Вы — позор школы», «Самый ужасный класс» и так далее, вы показываете детям, что они представляют для вас всего лишь общую массу, общий поток. Если перевести эти слова на детский язык, вы буквально говорите: «Вы все одинаковые, у вас нет никаких особенностей». Это стирает личность ребенка. Также не стоит говорить: «Вы не хотите учиться!» Ведь таким образом вы как бы принимаете решение за детей. Фраза «У тебя нет мозгов» или «Твоя работа ничего не стоит» обнуляет все старания и умения ученика. Или, если ребенок начинает говорить о чем-то, что прочитал в интернете, а вы отвечаете: «На заборе тоже написано», — вы мгновенно выстраиваете между вами многовековую стену. Дети начинают думать, что вы обесцениваете то, чем они сейчас живут, что их окружает и что для них актуально. Самое же опасное выражение — «Да что ты понимаешь?», потому что переводится оно как «Твои эмоции и переживания мне не интересны».
Нужно понимать, что вы работаете с личностью, с живым человеком, у которого есть права, равные вашим. Даже если ваш ученик в несколько раз младше вас, вы должны уважать его и отбросить все возрастные стереотипы.
12. Стойте за детей горой
Ученики оценят вашу заботу о них, защиту в случае, когда их права ущемляются другими преподавателями, и конструктивный диалог, даже если неправы сами дети. Таким образом можно заслужить принятие вашего авторитета, а значит, вы сможете повести учеников за собой через темный лес к результату, которого хотите добиться. Главное — помнить, что вы несете ответственность за свой класс перед родителями, учениками, руководством школы, но это лишь составляющие самой важной ответственности, которую вы несете перед самим собой.
«Город, который учится. Цифровое образование» — это экспериментальный проект Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который помогает учебным организациям, педагогам, школьникам и их родителям освоить дистанционные образовательные технологии. В рамках проекта проходит цикл вебинаров «Лучшие практики онлайн-образования». Среди участников — педагоги-новаторы, рассказывающие о том, как развить креативность, сделать уроки интересными и удержать внимание класса.
Иллюстрации: Shutterstock / Huza Studio