7 самых сложных произведений школьной программы
Блоги15.08.2019

7 самых сложных произведений школьной программы

От «Войны и мира» к «Тихому Дону»
Иллюстрация Юрия Реброва к роману «Тихий Дон»

«Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» — каждый ли школьник дочитывает эти романы хотя бы до середины? Наш новый блогер Ксения Щелакова рассказывает, какие произведения из школьного курса литературы практически невозможно осилить, но всё-таки стоит прочитать.

7-е место. Лев Николаевич Толстой, «Война и мир»

Это первое настолько объёмное и сложное произведение, изучаемое в школе. Десятиклассникам трудно разобраться в хитросплетениях дворянских взаимоотношений, скучно читать военные сцены, а особенную тоску вызывают обширные философские лирические отступления. Да и многие сюжетные повороты уже известны читателю благодаря массовой культуре.

Но это классика, академический текст, историческое повествование и философское размышление высшей пробы, которое необходимо иметь в своём интеллектуальном багаже.


6-е место. Владимир Маяковский, «Облако в штанах»

Вроде бы небольшой рифмованный текст, но как же тяжело пробираться сквозь авторские эксперименты с языком. Обилие метафоричных образов и рваность повествования не дают разогнаться — ты как будто спотыкаешься на сложных фразах. Всё внимание сосредотачивается на языке, и ты забываешь об идее и сюжете. Маяковский — поэт на любителя, однако этот факт не умаляет его гениальности.

«Облако в штанах» — знаковая поэма в творчестве Маяковского, раскрывающая его натуру. Это яркое, неординарное, даже агрессивное произведение, которое выделяется на фоне других работ русских писателей.


5-е место. Иван Александрович Гончаров, «Обломов»

Когда начинаешь читать этот роман, легко впасть в уныние: всю первую часть главный герой не встаёт с кровати. После нескольких десятков страниц «ленивого» повествования у школьника опускаются руки.

Но нужно немного потерпеть. После долгого вступления сюжет начинает развиваться: внезапно Обломов оказывается хранителем русского духа, Ольга выбирает не того, а в жителях Обломовки узнаёшь соседей по лестничной клетке.


4-е место. Андрей Платонов, «Котлован»

Платонов в принципе может считаться одним из самых мрачных и вгоняющих в тоску авторов школьной программы. Его произведения, особенно обязательную для изучения в 11-м классе антиутопическую повесть «Котлован», тяжело читать во многом из-за стилистических особенностей. В его языке много своеобразных метафор и вроде бы несовместимых слов. Повествование вязкое и будто просто не может нормально разогнаться, герои неинтересные и незапоминающиеся.

Однако к произведению всё-таки стоит попробовать вернуться через несколько лет после окончания школы, так как стиль писателя, характеры героев и сюжет повести передают мироощущение и описывают устройство Советского государства в годы первой пятилетки.


3-е место. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «История одного города»

Этот сатирический роман, написанный в форме летописи, тяжело прочитать целиком: современный читатель не узнаёт в образах градоначальников настоящих исторических лиц, фантастический гротеск мешает серьёзному восприятию, отрывочность истории не даёт полной динамической картины происходящего.

Но политическая сатира Салтыкова-Щедрина, его образы взяточников, чиновников, местных дельцов и глупцов, к сожалению, всегда актуальны.


2-е место. «Слово о полку Игореве»

Далёкие исторические события, нетипичная манера повествования, сложный для анализа текст заставляют учеников молиться, чтобы это произведение не попалось на экзамене. Автор перескакивает с сюжета на публицистику, с одного временного пласта на другой — здесь любой запутается.

К счастью, существует множество адаптированных художественных переводов, например Дмитрия Лихачёва или Николая Заболоцкого.


1-е место. Михаил Александрович Шолохов, «Тихий Дон»

Это объёмное произведение изучают в 11-м классе, когда выпускникам надо готовиться к профильным экзаменам, к поступлению, к взрослой жизни, и часто на литературу времени просто не остаётся. Исторические события, справки, описание неприглядных сторон жизни отпугивает даже самых стойких.

Но редко бывает так, чтобы противостояние красных и белых, а также царившие в первые годы советской власти хаос, беззаконие, смута и жестокость были изображены как драматический сериал. Кстати, его посмотреть тоже можно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментарии(4)
Литература в школе оторвана от реальной жизни. Романы нельзя понять без знаний жизни той эпохи, когда жили авторы. Когда-то был факультет с названием ИСТФИЛ — совместно история и филология. Другая эпоха — другая культура. Редкие школьники читают классику. Они предпочитают узнать из интернета то, что необходимо для сдачи ЕГЭ. Они читают другие книги и обсуждают другие проблемы. Давно пора начать искать новый подход к изучению литературы в школе. Надо возбуждать желание узнать и прочесть. Но не вижу научных работ на тему изменения подходов преподавания литературы и истории. Я пытаюсь привить любовь к русской литературе через сравнение произведений разных эпох (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/31695-mifologizatsiya-soznaniya-zachem-uchit-istoriyu-i-literaturu). Современный подход знакомства с литературой формировался, когда в редкой семье было радио, а кино было в зачаточном состоянии. Когда-то разорвали литературу и историю, а сейчас не используют современные формы искусства для понимания литературы прошлого и в позапрошлого веков. Консерватизм в образовании уже превратился в болезнь, мешающей росту живого организма.
Да. Никто не читает заданную литературу, потому что детям не интересны эти произведения. Им вообще не интересны произведения (не всем, конечно, но большей части, по крайней мере по моим наблюдениям). Я, как человек читающий, и в то же время шестнадцатилетний подросток, с лёгкостью понимаю эти произведения, так как мне это интересно, к этому я пришёл сам. А так как мне интересно, я пытаюсь вникнуть в это. И разные эпохи не помешают людям, которые хотят понять произведения. И не важно, сложное это произведение, или нет. Некоторым людям и самое «лёгкое» может являться сложным. А теперь я пошёл дочитывать «Хромую судьбу» Стругацких.
Выпендрился? Молодец 😂
Насчет Обломова, Салтыкова-Щедрина (только не рассказы), Платонова, Слова — согласен. А вот Толстой скорее Анна Каренина и Воскресенье, В наше время еще Мать Горького, На дне, Гроза. Авот Война и Мир, Тихий Дон, Маяковского прочел с удовольствием. Видимо все зависит и от учителей. Отдельно стоит Достоесювский. Тут не знаю мне понравилось, но все здесь от психологии очень зависит. Есть люди, которые понимают в школьном возрасте, есть которым нужно позже. Так же я отношусь и к Швейку Гашека. Перечитал лет 7 назад и получил совершенно иное удовольствие — совершенно иной юмор
Больше статей