«Свинка Пеппа» против «Трёх котов»: образы семьи у «них» и у «нас»
Вы смотрите мультфильмы вместе с ребёнком? Кажется, что они скучные и вообще бестолковые, но это только на первый взгляд. Наш блогер, мама четверых детей Анастасия Глухова, рассказывает, какие ценности транслируют британские мультики, а какие — родные российские.
У меня четверо детей. Конечно, мне приходится отсматривать довольно много детского контента, мультики для малышей — не исключение. Казалось бы, какая разница, что смотреть ребенку среди большого количества однотипных ярких сериалов с антропоморфными животными? Но не все мультики одинаково полезны.
Хочу сравнить два мультсериала, которые говорят с детьми об одних и тех же темах: британскую «Свинку Пеппу» и её российский аналог — «Три кота». Оба в пятиминутных сериях рассматривают разные кейсы: отношения внутри семьи (родители-дети, отношения между сиблингами, супружеские отношения, отношения со старшими поколениями), общение семьи с социумом (детская дружба, дружба между семьями, хобби детей и родителей, образование, работа) и т. д.
Возьму для краткости по одному эпизоду из каждого сериала, но можно быть уверенны — всё то же самое относиться и к остальным сериям. Оба эпизода показывают момент взаимодействия семьи с обществом.
«Свинка Пеппа», эпизод «На работе у папы Свина»
Дети — свинка Пеппа и её брат Джордж — едут с папой Свином на работу. Он не напряжен и с удовольствием берет детей с собой. Они подъезжают к офису — надо нажать на кнопку домофона. Это делает папа Свин, затем повторяет Пеппа. Диспетчер оба раза приветлива и вежлива. В лифте кнопку нажимает Джордж. И дальше все действия будут распределены в такой же последовательности: Пеппа, Джордж, все вместе. То есть независимо от того, что дети разные по возрасту и полу, внимание между ними распределяется одинаково.
Итак, свинки зашли в офис, и папа Свин знакомит детей с коллегами, мистером Кроликом и миссис Кошкой, говорит: «Сегодня у нас очень важные гости!» Коллеги приветливо здороваются. Дети понимают, что они видимы, что к ним относятся с уважением, что они здесь не лишние, что им рады.
Дальше папа проводит экскурсию по офису. Мистер Кролик ставит печати на бумаги с цифрами (бухгалтер). Пеппе нравится печать и она начинает ставить штампы на важном документе. Мистер Кролик явно напрягся, но довольно спокойно предложил Пеппе чистый листок бумаги, чтобы она могла вдоволь наиграться с печатью. Миссис Кошка работает на компьютере. Она рисует геометрические фигуры и распечатывает их (архитектор). Джорджу предлагают составить свой подобный рисунок, он тыкает по кнопкам, а потом получает свой распечатанный «чертеж» и очень радуется.
Дальше папа Свин показывает им свое место работы: он на доске производит математические расчеты (инженер). Дети ничего не понимают в сложных примерах, но могут порисовать на доске цветными маркерами. Все довольны, весело смеются, конец.
О чем говорят авторы: дети, как полноценные члены общества, с уважением включаются в процессы общества на том уровне, который им, детям, доступен. Они получили опыт взаимодействия с незнакомыми взрослыми, и этот опыт был безопасным, так как рядом всегда находился папа, который им активно помогал — близкий надежный человек, и взрослые люди, которые с пониманием и терпением отнеслись к детской непосредственности и незнанию. Кроме того, они в этой безопасной обстановке получили первичное представление о трех профессиях. И еще они просто весело провели время.
«Три кота», эпизод «Ресторан»
У мамы и папы-котов годовщина свадьбы и они с тремя своими котятами едут в ресторан. В ресторане нет никаких детских активностей: их уже на входе предупреждают, что надо вести себя тихо. Метрдотель не здоровается с детьми, только молча смотрит на них сверху вниз, даже не улыбнувшись. Тоскливо играет пианист. Детям кажется, что это не празднично и надо устроить родителям настоящий праздник. Они говорят, что идут мыть руки, а сами бегут договариваться с пианистом, чтобы он сыграл веселую мелодию, с официантом, чтобы воткнул свечку в торт, а сами выключают свет (для атмосферы).
В темноте официант падает, роняет торт, все вокруг в ошметках от торта. Оказывается, торт был для мужчины за соседним столиком, поэтому там не было свечки. Потом наконец-то включаются родители с репликой «Спасибо, конечно, но поехали лучше домой!». Праздничный ужин они устроили дома.
О чем говорят авторы: начнем с того, что детям предлагают недетские активности. Родители могли бы пойти туда вдвоем, тем более, что это их праздник. Кстати в «Свинке Пеппе» есть серия про день рождения мамы, когда папа дарит ей билеты в театр, к ним приезжают бабушка с дедушкой, все вместе немного празднуют, а потом папа с мамой едут в театр, а дети остаются дома с бабушкой и дедушкой — это так называемая «деревня привязанностей»: родители не одни в своем родительстве, у них есть кому помочь, есть дружественные к ним родные и близкие. Котам, получается, даже на один такой важный вечер некому перепоручить детей.
Дальше: в ресторане родители сидят как отмороженные, а дети решают спасать их праздник, то есть фактически берут на себя роль взрослых, спасателей, становятся в родительскую позицию по отношению к маме и папе. Для этого они обманывают родителей и начинают сами по себе общаться и о чем-то договариваться с несколькими незнакомыми взрослыми. Позже, когда у детей ничего не получается (кстати, все конфликтные разборки со взрослыми также проводят дети), родители просто стыдливо сбегают с места действия, ничего не объяснив детям, а вернее даже обесценивая их действия оборотом «спасибо, но».
Что выносит ребенок из этого сюжета: мы одни в этом мире, у нас ничего не получается, не стоит и начинать, этот мир враждебен, лучше не высовываться и сидеть дома. То есть это просто инструкция по взращиванию выученной беспомощности.
Получается, что если сравнивать российский сериал с зарубежным, то сценаристы и создатели «Трех котов» не приняли образец, в котором, во-первых, мир показывается глазами маленького ребенка: для этого такие упрощенные геометрические формы, однотонно раскрашенные, и утрированно упрощенный показ всех профессий и процессов, а все герои обращаются друг к другу, как если бы их называл ребенок (мама Свинка, дедушка Кролик, миссис Газель (учительница) и т. д). А во-вторых, все сюжеты транслируют следующее: какой бы ты ни был, даже если ты свинка, которая любит попрыгать в грязной луже (кстати, тоже нюанс, свинья не самое приятное животное, в отличие от котиков, то есть тут создатели тоже не поняли задумку оригинала), то тебе все равно рады в этом мире, у тебя всё получается, близкие готовы поддержать тебя и помочь узнать этот мир: он безопасен, здесь можно спокойно развиваться.
Конечно, нельзя требовать от создателей мультиков знать о теории привязанности, культуре нормальных семейных отношений, надеяться, что они будут избегать показа токсичного родительства и банальных драматургических, гендерных и социальных клише. Хотя подождите… может, все-таки можно?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.