В защиту свинки Пеппы: этот мультик учит рисовать и понимать цветовую гармонию
Недавно студенты психфака МГУ составили свой рейтинг мультфильмов. Многосерийный мультфильм «Свинка Пеппа» попал в стоп-лист будущих психологов из-за примитивного изображения героев и отношения Пеппы к папе Свину. Блогер Carte Blanсhe доказывает обратное. Герои мультфильма продуманы создателями до мелочей.
Смотрите «Свинку Пеппу», если вы хотите рисовать со своим ребёнком. Смотрите этот мультик, если вы художник-иллюстратор, которого научили рисовать с натуры в академической манере, а теперь вот приходится задумываться о выработке собственного стиля — отбирать художественные средства (линия, пятно, цвет, обьём), выбирать уровень стилизации, вырабатывать художественный язык для детской иллюстрации.
«Свинка Пеппа» — это сложный и тщательно продуманный, нарисованный мир, который так обманчиво прост. Для профессионального художника он станет отправной точкой для собственных размышлений, а непрофессиональному иллюстратору поможет делать сложные вещи просто.
Изобразительный язык мультфильма «Свинка Пеппа» полностью подчинён дидактическим целям.
Перед художником явно была поставлена задача создать персонажей, которых легко сможет нарисовать ребёнок трёх-пяти лет и родитель без художественного образования и навыков рисования
Причём используя только простые материалы: карандаш, фломастер, шариковая ручка. Основное изобразительные средство здесь — линия, вспомогательное — цветовое пятно. Стилизация под детский рисунок. Получилась максимальная выразительность при минимуме средств.
Персонажи легко узнаваемы. Каждая деталь и чёрточка работает на это. Цвет Пеппы — красный, мама в оранжевой одежде, папа в зелёном, Джордж в синем. На узнавание работают и детали — реснички мамы, очки папы, борода других героев.
Персонажи мультика разного возраста, и возраст этот мгновенно и легко определяется. При этом художник изобразил тело очень схематично — «палка, палка, огуречик». Возраст героев показан за счёт чёткого определения соотношение головы к телу. Верно указаны основные пропорции — и этого достаточно, чтобы пятилетняя Пеппа отличалась от двухлетнего Джорджа. Они оба выглядят младше десятилетней кузины, а младенец Александр выглядит младенцем.
На примере этого мультика ребёнок учится наблюдать и замечать возрастные пропорции. А для художника это основной и важнейший аспект рисования человеческой фигуры. Для примера посмотрите другой хороший мультик, где к этой строжайшей пропорциональности не стремились — «Три кота». Тоже схематичные персонажи, но со случайными и невнятными пропорциями и неопределённым возрастом.
Линия и цвет дополнительно помогают определить возраст пожилых персонажей: головы бабушек и дедушек нарисованы чуть волнистой линией, обозначающей контуры старческого подбородка. Цвет, которым они раскрашены, менее яркий.
В «Свинке Пеппе» нет ни одной детали, завитушки, пуговки, которая была бы нарисована «для красоты». Каждая чёрточка несёт смысловую нагрузку. Это относится и к персонажам, и к композиции кадра
Детское внимание, как известно, легко рассеивается, быстро переключается и склонно выделять мелкие детали в ущерб общей картине. Каждый кадр построен таким образом, что концентрирует внимание ребёнка на главном — сцене, действии, основных персонажах. Персонажи всегда в центре кадра, сцена нарисована фронтально, без перспективы, однако при необходимости передаётся и плановость. Разделение на передний и задний план достигается лёгким размытием линий и пятен заднего плана при сохранении чёткости переднего. Например, на кухне, где надо показать стол перед плитой.
Смешные и слишком крутые зелёные холмы, на которых стоят домики, нарисованы для предельно чёткого указания композиционного и смыслового центра (во вселенной ребёнка это дом!), а также для концентрации на действии. Вот в неподвижном и не мелькающем кадре машинка долго едет вверх к дому — мы едем к бабушке. Вот машинка так же долго съезжает с холма, бабушка машет у порога — мы уезжаем от бабушки.
Всегда понятно где и когда происходит действие: на кухне, в детской, в гостиной, под открытым небом, в какое время суток и время года, при какой погоде. Для каждой сцены и состояния придуманы средства, обозначающие их максимально точно при минимуме средств, детали интерьера, растения, архитектура, цвет неба схематизированы.
Цветовая гармония достигается тем, что основные цвета (которые должен учиться различать ребёнок в этом возрасте) в мультфильме сближены по тону и насыщенности. Предельная схематизация рисунка до основных геометрических форм выдвигает цветовое восприятие на первый план. Цвет становится активным смыслоразличителем! Красный круг — яблоко, а круг золотисто-жёлтый — уже лук. Это так же учит ребёнка различать оттенки и запоминать цвета.
Художники создали стиль рисования, который позволяет нарисовать абсолютно всё: людей, животных, предметы, транспорт, механизмы. Они фактически создают детскую иллюстрированную энциклопедию. Художники-иллюстраторы знают, как сложно выбрать уровень стилизации для такой задачи, чтобы все изображения выглядели однородно.
Кажущаяся простота обманчива. Изобразительный мир Пеппы сложен, тщательно продуман и строго подчинён дидактическим целям
Художники-иллюстраторы мультика виртуозно владеют изобразительными средствами и тщательно их отбирают для решения точно сформулированных задач.
Мультфильм формирует в ребёнке чувство цветовой гармонии, помогает изучить цвета и оттенки, стимулирует художественную активность. Мультик подсказывает приёмы и способы, которые помогут самостоятельно наблюдать мир: определять пропорции, вычленять в сложных объёмах простые формы, изображать предметы разной сложности (от яблока до самолёта) минимальными средствами с максимальной выразительностью.
…верный признак деградации и души, и сознания — видеть внешний фантик, игнорируя суть. Поэтому, да, мусолить хватит. Человек разумный и с живой душой все поймет или почувствует сам, без всяких объяснений, остальным- объяснения бесполезны, эти люди мысляти чувствуют другими категориямии.