10 лучших спектаклей лета, которые стоит посмотреть с детьми
16.06.2017
Лето перестаёт быть мёртвым сезоном для московских театров. За каникулы можно посмотреть не только отличные спектакли, которые идут уже два-три сезона, но и несколько абсолютно новых постановок для детей и подростков. Итак, лето премьер в нашем обзоре лучших театральных постановок июня, июля и августа.
Для детей (6+)
«Шерлок. Продолжение»
18 июня, Московский детский театр теней
Театральный детективный сериал про Шерлока Холмса придумал Московский театр теней. В июне — премьера новой серии, которая основана на рассказе Конан Дойла «Пёстрая лента». По мнению создателей, театр теней как нельзя лучше может передать таинственную атмосферу английского детектива. Но это не единственная особенность постановки. Главное — это взгляд, точка зрения, с которой рассказана история. Например, первая часть «Шерлока», поставленная по «Собаке Баскервилей», была рассказом о событиях с точки зрения, собственно, собаки, оказавшейся в версии театра существом очень дружелюбным. Вторая часть детективного театрального сериала — «Вампир из Сассекса» — стала историей о том, что Шерлок Холмс борется с людскими суевериями и берётся доказать, что вампиров не существует. И вот — третий «Шерлок»: «Пёстрая лента». Здесь знаменитый сыщик и его друг доктор Ватсон попытаются понять, что не так в фантастическом, полном экзотических животных поместье Сток-Морон, хозяин которого недавно вернулся из Индии. Художник всего проекта — Виктор Никоненко, который использует в спектакле не только приемы теневого театра, но и кукольного, и драматического. В один вечер будут показаны две части «Шерлока»: «Вампир из Сассекса» и «Пестрая лента».
«Школа сна»
22 и 23 июня в 19.00, Центр драматургии и режиссуры на Беговой
Научные методики засыпания, правила грамотного сна и ещё 105 секретов идеального времяпрепровождения в царстве Морфея — вот что ждёт публику на спектакле, где вместо зрительских кресел — огромная кровать, а вместо спокойного созерцания происходящего на сцене — активнейшее участие в действии. Бег по кругу, потягивание, позёвывание, почёсывание спины соседа, натягивание одеяла на себя, переворачивание с боку на бок, слушание сказки, демонстрация способностей к закрыванию глаз, бой подушками и бесконечный хохот. Спектакль — инъекция хорошего настроения, спектакль — шутка, спектакль — заряд бодрости дня на два-три: вот что поставили Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова в малюсеньком, но очень интересном театре, который в этом сезоне стал одним из главных ньюсмейкеров театральной Москвы.
«Винни-Пух»
24 июня, Московский областной театр юного зрителя
Юрий Алесин — один из главных действующих лиц современного театра для детей, создатель театра «Снарк» и организатор фестиваля частных театров «Карабас», поставил своего «Винни-Пуха» в формате рок-концерта для детей. Эта идея, на которой строится весь спектакль, лежит на поверхности и подсказана самим Аланом Милном: ведь его главный герой все время сочиняет и исполняет «шумелки». Из них-то Алесин и составил программу концерта, а исполнителями сделал главных героев: самого Пуха, Кристофера Робина, Пятачка, Кролика, Ослика Иа и Тигры. Композитор Ашот Ахвердян написал к шумелкам оригинальную музыку, артисты театра выучились играть на музыкальных инструментах, а одна из главных сказок ХХ века получила ещё одно — очень занятное — воплощение.
«Охота на лис»
8 июля и 29 июля и 20 августа, театр «Домик Фанни Белл»
В книжной серии про «Петсона и Финдуса» так все обаятельно нарисовано самим автором Свеном Нурдквистом, что не всякий режиссёр возьмётся ставить спектакль по его историям. Каждый ребёнок, однажды взявший книгу об озорном котёнке и его сварливом хозяине, точно знает, как выглядят любимые герои и узнает их, пожалуй, даже с закрытыми глазами. Проверку на «настоящесть» Петсон и Финдус из спектакля «Петсон и Финдус против: Охота на лис» в театре «Домик Фанни Белл» проходят с первого детского взгляда. Режиссёр Елена Лабутина не просто добивается внешнего сходства, а как будто даёт первоисточник, с которого всё и было списано. Как будто все так и было, а Свен Нурдквист подсмотрел и запечатлел. Не самая популярная история в серии вдруг превращается в важное высказывание о заботе и доброте, а ещё одновременно в яркий праздник с фейерверком блестящих конфетти и Петсоном и Финдусом, с которыми можно запросто дружить и знакомиться ещё минут десять после финала.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
20 июня и 16 июня, центральный театр кукол имени С. Образцова
В спектакле Бориса Константинова и Виктора Воеводина сказка Пушкина просто рассказана с помощью кукол. Она не переиначена, не перелицована, не исковеркана — просто рассказана. А это самое сложное в театре. Сделать так, чтобы сызмальства знакомое оказалось безумно интересным, чтобы от поворотов сто раз известного сюжета захватывало дух, а от сочувствия к главным героям перехватывало дыхание. У режиссёров этого спектакля и художника Виктора Никоненко — получилось.
Для подростков (12 +)
Habitaculum
16, 17, 18 июня, театр «Камчатка»
Гастроли испанской «Камчатки» — театра, который играет и на улицах, и в квартирах, театра, который ищет новый язык — и новые темы, театра, который говорит о серьёзном и сложном, но при этом действительно любит людей, — это событие важное. Это то впечатление, которое жалко не получить. В этом году театр привез спектакль Habitaculum — он посвящён тому, как живут мигранты, вечные искатели новой жизни, которые почти всегда видят не парадную её сторону, а изнанку. Спектакль будет идти в квартире (адрес сообщат только тем, кто купит билеты), и потребует от зрителя, по словам создателей, открытости и доверия. Нужно будет «играть, чувствовать, смотреть в глаза друг другу, ведь это очень радостный, эмоциональный, личный спектакль».
«Упражнения и танцы Гвидо»
27, 28 и 29 июня, театр Наталии Сац
Опера об опере (именно так обозначил жанр своего сочинения композитор Владимир Мартынов) — это история о том, как в христианской цивилизации возникла музыка: откуда, зачем, ради чего? В центре этого спектакля Георгия Исаакяна, который будет идти в живописном цехе, среди кистей и красок, полотнищ будущих декораций и незаконченных занавесов, в зале с церковной акустикой, — один человек, бенедиктинский монах, который жил на рубеже X–XI веков. «Это произведение Владимира Мартынова — о том, чего сегодня многие не помнят или вовсе не знают: что когда-то не было ни нот, ни современной системы записи музыки, и что это все придумал один человек, бенедиктинский монах, который жил на рубеже Х-ХI веков. Гвидо Д’Ареццо. Гвидо Аретинский», — говорит режиссёр.
«Я хочу в школу»
23 июня, РАМТ
Полмесяца — достаточно для того, чтобы успеть соскучиться по школе, и в РАМТе, одном из лучших театров для подростков (в том числе), так и подумали и выпустили свой новый спектакль. Речь там о школе, но не об обычной школе, а о такой, о которой мы все мечтаем, — почти Хогвартс. Во всяком случае там в рамках учебной программы есть экскурсии на Эверест и полёты на воздушном шаре. А так же педагоги, которые обращаются к ученикам на «вы». И вот эту школу закрыли, а её ученики оказались в обычном классе. О том, как они выживали в этом самом обычном классе, о том, как боролись за право остаться собой и сохранить свою дружбу, и рассказывает спектакль, поставленный Александром Баркаром по мотивам одноимённой повести Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.
«Капитан Фракасс»
19 и 20 июня, театр «Мастерская Петра Фоменко»
Подзаголовок нового спектакля Евгения Каменьковича — «романтическое сочинение в 2-х актах по мотивам одноимённого романа». В 1863 году Теофиль Готье сочинил авантюрный роман — с переодеваниями и превращениями, бесстрашными героями и их безупречными возлюбленными, бесконечными приключениями и нескончаемыми сюжетными поворотами. Роман про театр, в котором бродячая труппа колесит по земле. Актёры тут и там разыгрывают представления на сцене и то и дело совершают подвиги во имя любви в жизни. Спектакль Евгения Каменьковича об этом и есть: о любви и о театре.
«Старик и море»
19 и 20 июля, в театре имени Е. Вахтангова
Спектакль к 100-летию Юрия Любимова создают режиссёр Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов, художник Петр Попов, актриса Алла Демидова и ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко. Они берут за основу текст Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», а дальше слова Анатолия Васильева: «Благодарности хотим. Памяти хотим. Любви хотим. К этому Великому Творцу Протеста — режиссёру Юрию Любимову. И никаких предательств, и никакого ропота». За каждым из перечисленных художников — история. Каждый — отдельная художественная вселенная. И само соединение в одном сценическом пространстве этих личностей, их замыслов, дарований и судеб, может стать театральным событием огромного масштаба. Ведь все эти люди на самом деле определяют ход развития и суть сегодняшнего российского театра. Мировая премьера спектакля состоится в рамках Международного фестиваля имени А. П. Чехова.
Фото: teatrcdr.ru, teniteatr.ru, mogtyz.ru, funnybell.ru, puppet.ru, kamchatka-moscow.ru, teatr-sats.ru, ramt.ru, fomenko.theatre.ru (Ксения Исакова), chekhovfest.ru