Чем хорош новый «Один дома» и какие ещё фильмы и сериалы посмотреть с детьми
Чем хорош новый «Один дома» и какие ещё фильмы и сериалы посмотреть с детьми
Чем хорош новый «Один дома» и какие ещё фильмы и сериалы посмотреть с детьми

Чем хорош новый «Один дома» и какие ещё фильмы и сериалы посмотреть с детьми

Мнение кинокритика

От редакции

1

07.01.2022

кадр из фильма «Один дома» / Disney+

Вы уже сходили с детьми в кино? А может быть, давно смотрите фильмы дома, по подписке? А что любите — старое доброе или модные франшизы и сериалы? В эфире нашей «Радиошколы» мы поговорили с Егором Москвитиным, кинокритиком и организатором викторины «Кинофан» — о том, почему не стоит ругать «Ёлки» и что еще смотреть с детьми на каникулах.

Что происходит с семейным кино

Кадр из фильма «Последний богатырь: Посланник тьмы» /  Disney

Январские каникулы — это волшебное время, когда российский зритель, который обычно не ходит в кино, идёт смотреть фильмы на большом экране. До эпидемии коронавируса в этом месяце российский прокат приносил в 4-5 раз больше денег, чем в любой другой сезон. Именно из-за этого особенного спроса в январе выходит так много фильмов. Среди них бывают крайне сомнительные картины, а бывают и хорошие. Но в этом году нам скорее не повезло — в кинотеатрах для семейного просмотра почти ничего нет. Разве что «Последний богатырь» — это франшиза Disney, в рамках которой был адаптирован местный фольклор в разных странах.

Многие ругают нашу новогоднюю франшизу «Ёлки», но на самом деле она не так страшна. Мы сейчас этого уже и не помним, но до появления «Ёлок» ландшафт нашего проката выглядел ужасно. Под Новый год выходили комедии от «Камеди клаба» и «КВН»: «Яйца судьбы», «Гитлер против Наполеона» и многое другое. Так что появление достаточно интеллигентных и семейных «Ёлок» скорее исправило ситуацию. Хотя идея фильма не оригинальна, ведь это переработка британской «Реальной любви».

В целом же в российском кинематографе есть большие проблемы с семейным кино. Традиция романа-воспитания у нас утрачена. Дело в том, что после распада СССР гуманистическая традиция литературы пропала, в 90-е всем было не до хороших семейных фильмов, так что можно образно сказать, что «атрофировались мышцы» у тех, кто снимал кино для подростков, детей и родителей.

Почему нам в свое время так полюбились «Ночной дозор» и «Дневной дозор»? Просто эти фильмы подходили для всех, их можно было смотреть всей семьей, и они давали надежду: в стенах между квартирами в панельках идет какой-то магический ток, какая-то большая борьба добра со злом, в которой мы можем участвовать. Чем более серая реальность тебя окружает, тем больше ты ценишь какие-то фантастические надстройки над нею.

Советский фильм «Чародеи», к слову, даёт такую же потрясающую надстройку. По-моему, это самое рождественское, сказочное и святочное явление из всего, что происходило с советским кино.

Что смотреть с детьми

Кадр из фильма «Один дома» / Disney+

Даже прогрессивные родители всегда немного консервативные: мы всегда начинаем предлагать детям то, что нравилось нам самим. Это нормально, но то, что нравилось нам раньше, может не иметь ничего общего с интересами ребенка.

При этом хороших современных фильмов для детей достаточно, просто отечественных среди них не так много. Плюс сейчас есть спрос на так называемые «двухэтажные драмы», в которых есть одновременно что-то понятное и веселое для детей и нечто, цепляющее взрослых.

Например, если вы будете смотреть новую версию фильма «Один дома», то увидите, что там вполне безопасный юмор. Однако при этом там впервые излагается точка зрения грабителей, которые вынуждены из-за нищеты, кризиса и отчаяния проникнуть в чужой дом. В конце фильма все, конечно, помирятся. Но в целом это уже кино про проблемы нового времени, после которого вам придется объяснять детям, почему воровство не имеет оправдания.

Или возьмем, например, сериал «Мальчик с оленьими рогами». Это очень нежная история, которая на Netflix имеет ограничение по возрасту 12+. В сериале действие происходит в мире, разрушенном катастрофами и эпидемиями. В результате этих изменений дети стали рождаться наполовину детьми, а наполовину зверушками. Это метафора того, что только примирение с природой может остановить конец света и распад общества.

Однако это страшная вещь, о которой не так-то просто говорить с подростком

Есть еще мини-сериал «Станция 11», он вышел совсем недавно, перед Новым годом — и это очень красивая история про то, как дети и взрослые объединяются, чтобы спасти мир. По сюжету, во время театральной постановки от странной болезни умирает актер, спектакль прерывается, зрители расходятся по домам, а один парень из зала (он, кстати, пытался помочь умирающему актеру) замечает маленькую восьмилетнюю актрису, за которой никто из родителей не пришел. Он предлагает проводить девочку до дома, но ему звонит его сестра из больницы и предупреждает о какой-то странной болезни. В итоге парень вместе с незнакомой девочкой покупает запас продуктов на 8 тысяч долларов и идёт к своему старшему брату, успешному актеру, в пентхаус. Они сидят там 90 дней и ждут, когда закончится конец света.

Кадр из фильма «Станция 11» / «more.tv»

В итоге, спустя годы наши герои становятся бродячей труппой, которая ставит Шекспира для почти уничтоженного мира, причем сюжеты драматурга помогают им в собственной борьбе. И, да, сцен насилия или жестокости в этом сериале нет, так что можно не беспокоиться и смотреть его с детьми.

Социальная повестка в детском кино

Кадр из фильма «Властелин колец» /«Amazon Prime Video»

У меня с этим трендом довольно сложные отношения. С одной стороны, если бы я жил в Америке и у меня были бы дети, я был бы за них спокоен. Они бы соприкасались с чужим жизненным опытом и учились сопереживать самым разным людям с помощью таких фильмов.

К тому же подростку важно видеть на экране именно себя и свою проблему. Это мы, взрослые, уже насмотренные и натренированные зрители, поэтому для меня, например, не будет проблемой сопереживать героине-девушке или герою старшего возраста. Но когда ты ребенок, тебе важно видеть именно себя — героя с теми же проблемами, той же внешностью, тем же разрезом глаз и тем же страхом.

Поэтому, мне кажется, в социальной повестке, инклюзивности, которая приходит в том числе и в детское кино, нет ничего страшного. Но при условии, что это происходит в обществе, которое потом таких детей поддержит.

Однако если сейчас в России показывать все, что делает Disney, то детям придется объяснять, что они потребляют глобальный продукт, но живут в другой среде, где совершенно иные обстоятельства. Поэтому я за то, чтобы это происходило очень осторожно.

Но социальная повестка — не единственный тренд на сегодня. Сейчас, например, все очень ждут сериал «Властелин колец» — наверное, главную премьеру следующего года. Дело в том, что у «Властелина колец» сама структура противоречит главной истории прошлого десятилетия — «Игре престолов». «Игра престолов» — это сериал про умножение хаоса, ситуацию неопределенности, раскол общества и кризис ценностей. В нём отсутствует квест или поход, который объединил бы всех хороших против всех плохих. «Властелин колец» — это история про упорядочивание пространства, обретение гармонии и очищение мира. Нужна ли нам сейчас такая история? Это один из главных вопросов, и скоро мы получим на него ответ.

Полную запись интервью с Егором Москвитиным слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

кадр из фильма «Один дома» / Disney+
Комментарии(1)
Новый «Один дома» — параша для отсталых. Если критику нравится этот фильм, то, либо у меня для него плохие новости, либо он просто обычный СМИ-лицемер.
Больше статей