5 советов учителю, как стать самому немного визуалом
Блоги03.10.2018

5 советов учителю, как стать самому немного визуалом

Изображение — это не просто картинка

«Поколение визуалов» — это мы постоянно слышим как характеристику окружающих нас детей и подростков. «Совсем не читают, только картинки смотрят». Алексей Демин советует не бороться с этим, а использовать изменение мира во благо учителей и их учеников.

Несколько лет назад Ник Саузанис (Nick Sousanis) защитил диссертацию в виде комикса. Эта идея появилась у него в процессе междисциплинарного исследования в Columbia’s Teachers College. Он всегда любил рисовать, поэтому решил представить научному совету визуальную диссертацию, сказав, что «сложные идеи невозможно объяснить только словами».

Для Саузаниса и его руководителя было очевидно, что изображения — это единственно верная форма описать научное открытие. Автор не ставил своей целью разрушить традиционный стиль защиты диссертаций, он просто выбрал ту форму, которая лучше всего передаст смысл его работы.

Книга-диссертация Ника Саузаниса. Фото: Flickr (Alan Levine)

После защиты работы Harvard University Press предложило учёному издать книгу «Разуплощение» (Unflattening). Книга иллюстрирует (в прямом смысле) процесс восприятия информации и историю развития изображений на примере идей Эратосфена, Коперника, Декарта и многих других. Это не книга с иллюстрациями, это книга, состоящая полностью из иллюстраций. Но её нужно читать и изучать так же серьёзно и глубоко, как книги с текстами.

Одна из целей книги, по словам издателя Шармилы Сен (Sharmila Sen), — показать, что серьёзные идеи могут быть переданы не только с помощью слов: «На протяжении многих веков слова считались непревзойдённым средством выражения сознания. Настолько непревзойдённым, что мы сами не понимаем, насколько глубоко они проникают во все сферы нашей деятельности».

Саузанис не пытается обесценить письменное слово. Он показывает, что у нас есть больше возможностей для коммуникации. Автор надеется, что эта работа расширит узкие границы привычного процесса познания и обучения.

В одном из своих интервью Саузанис сказал:

«С самого начала работы я старался создать особый язык, который будет понятен разным группам людей. Я воплотил его в визуальных и вербальных метафорах, чтобы люди из разных научных областей могли находили полезное для себя в моём исследовании. Чтобы они брали в руки книгу, смотрели её, работали с ней и не убирали назад на полку. И сейчас иногда мне присылают фото моей книги на полках с философской и научной литературой и в самых разных окружениях. И мне очень приятно это видеть».

Трудно сказать, что именно придаёт работе потенциал для использования в образовании. Существует много комиксов с глубоким смыслом, которые обсуждают интеллектуалы, много книг и статей о визуальной грамотности. Но обычно для пояснения идей используются слова. Саузанис нашёл новую возможность использовать изображения — чтобы говорить об изображениях. «Книга заставляет мозг работать в двух плоскостях, как у билингва. Это стимулирует интеллектуальную и познавательную деятельность. По крайней мере, я чувствовала это на себе, и, надеюсь, другие почувствуют то же», — говорит Сен.

Джон Дебе (John Debes) предложил термин визуальной грамотности в 1968 году. И этому понятию в последнее время придают разное значение. Возможно, 50 лет назад Ник Саузанис в своих научных поисках мог бы прийти к аналогичным выводам, но скорее, они — уникальный продукт нашего времени, интернет-эпохи. Времени, когда визуальная грамотность особенно важна.

Почему визуальная грамотность так важна именно сейчас?

Согласно исследованию 2015 года, мы загружаем и делимся почти двумя миллиардами фото ежедневно. Только в инстаграм с 2010 по 2015 год загружено 20 миллиардов изображений. Интернет полностью изменил способ использования изображений в коммуникации.

«Картины больше не являются ценностью, их слишком много, — говорит Джесси Хемпл (Jessi Hempel) из журнала Fortune Magazine. — Мы собрали и сохранили их как произведения искусства и как документальные факты. И теперь изображения стали новым языком, глобально понятным и доступным каждому».

С новым языком приходят и новые мысли. К примеру, классические и средневековые теории памяти и обучения уделяли большое внимание тому, как способ начертания слов и линий влияет на структурирование информации в сознании.

Современные исследователи, педагоги, искусствоведы, кинорежиссёры и актёры доказывают, что визуальная грамотность нужна не только для организации вербальных идей. Она стимулирует развитие творчества, критического мышления, способности к обучению, эмпатии, понимание технологий.

Предчувствуя своеобразный визуальный ренессанс, Хемпл проводит интересную параллель между интернетом и печатным прессом:

«В 1400-х годах житель Европы считался образованным, если умел произнести по буквам своё имя — 80% населения не могли этого сделать. Потом появился печатный пресс. И через несколько веков большинство людей научилось выражать сложные идеи в письменной форме. Этот сдвиг в грамотности повлёк за собой прогресс в науке, образовании и искусстве. Сейчас мы наблюдаем подобный сдвиг в визуальной коммуникации. Наше окружение заполнено картинками, хотя в историческом плане смартфоны и интернет — ещё очень „молодые“ средства общения и познания мира».

Брайан Кеннеди (Brian Kennedy) из Музея искусств Толедо провёл исследование, чтобы узнать больше о том, как визуальная грамотность влияет на способ мышления учащихся. «Около 30% коры головного мозга обрабатывает визуальную информацию, — говорит он. — Больше, чем любое другое человеческое чувство. Зрительные нейроны имеют более миллиона нервных окончаний. 90% всей информации, получаемой нами из внешнего мира, — визуальная. Если мозг уделяет столько внимания обработке зрительных сигналов, то логично, что визуальная грамотность является ключевой для современного человека».

Кеннеди создал собственный курс обучения в Музее искусств Толедо, где люди изучают, как работает их зрительное восприятие. Одно из важнейших открытий в процессе обучения — это понимание разницы между «смотреть» и «видеть». «Мы привыкли к тому, что „смотреть“ и „видеть“ — это одно и то же. Но между этими двумя действиями есть разница. Если визуальная грамотность — это способность читать, писать и понимать визуальный язык, то смотреть на картину всё равно, что поверхностно просматривать текст, а умение видеть картину сравнимо с умением читать текст», — говорит он.

Каким же образом можно научиться не просто смотреть, а видеть? «Как только вы начнёте останавливать внимание и всматриваться, вы начнёте замечать разные элементы изображения. Это называется „наблюдение“ — осознанный мысленный сбор и упорядочивание визуальных элементов. Это и есть тот самый мостик между смотрением и видением».

«Одна из главных причин, по которой учащиеся XXI века должны развивать эту сторону мышления, — это понимание того, как именно на них воздействует медиасреда. Ведь многие из нас используют визуальный язык неосознанно». Наш мозг считывает образы и воспринимает идеи, передаваемые ему напрямую без нашего сознательного участия. Понимание нового языка даёт преимущество в школе, на работе и дома.

Выступление Брайана Кеннеди на конференции TED.

Можно ли учить визуальной грамотности?

Джеймс Стурм (James Sturm), основатель института «Cartoon Studies» (≈ Мультипликационных исследований) говорит, что создание программ визуальной грамотности в университетах — это вопрос времени:

«Современный мир визуален, учёные постоянно доказывают важность образов в запоминании и усвоении информации. В бизнесе используются комиксы, рисованные истории помогают „включить“ творческое мышление, в медицине врачи и пациенты в своём общении также визуализируют сложные идеи».

Художественный критик New York Times Роберта Смит (Roberta Smith) поддерживает эту идею. В то время, когда общество уделяет огромное внимание повышению уровня вербальной грамотности, визуальная грамотность и мышление абсолютно забыты и воспринимаются как бесполезные: «Мы не учим тому, что называется визуальная грамотность. Чему угодно, только не этому. Но было бы хорошо, если, например, историю искусств преподавали бы в школах с самого раннего возраста».

Редактор книги комиксов «TOON» Франсуаза Мули (Francoise Mouly) считает, что сегодня в поддержку развития визуальной грамотности есть много средств, однако учителя не знают, с чего начать и как именно их использовать: «Лучше любых объяснений возможность для детей как можно больше времени проводить в музеях и галереях, рассматривая картины и произведения искусства. Но всё происходит иначе. Чаще всего мы фокусируемся на речи — учителя, родители, библиотекари, экскурсоводы чувствуют себя более комфортно, выражая идеи словами. Просто потому, что так учили их. И даже если им говорят (на какой-нибудь конференции или в интернете), что комиксы отлично подходят для обучения, то многие признаются, что не умеют читать комиксы и графические истории и не знают, как подбирать нужные визуальные материалы для обучения».

Дети в Лувре рисуют. Фото: Flickr (Chris Waits)

Более того, некоторые учителя используют визуально безграмотные материалы, представляющие собой текст и иллюстрирующую его картинку. Представьте себя ребёнком: если уже есть картинка, то зачем читать текст? Вы не искали бы ничего дополнительного в тексте. Во многих книгах для детей нет баланса между картинкой и текстом, нет понимания силы и самостоятельной ценности изображений».

Моули поняла это, когда её сын учился читать. «В книге нарисована кошка у двери и внизу подпись «Это кошка у двери» или нарисована кошка, выходящая из дома, и написано: «Кошка выходит из дома».

Для развития визуальной грамотности недостаточно просто использовать в школе иллюстрации или слайды, сделанные в Power Point. Что же нужно делать и с чего лучше начать?

Как развить визуальную грамотность

1. Используйте фото без текста

Фото: Sam Shere (1905–1982) Zeppelin-ramp de Hindenburg / Hindenburg zeppelin disaster. Фото: Wikimedia Commons

Франк Бэйкер (Frank W. Baker), автор трёх книг, включая «Медиаграмотность в школе», показывает своим ученикам знаменитые фото и картины без подписей — фото из новостей, исторические или известные фото из популярной культуры.

«Чаще всего школьники не узнают этих фото, не знакомы с контекстом и знаний из истории или культуры у них, откровенно говоря, мало», — говорит он. Например, ученики смотрят на фото катастрофы дирижабля «Гинденбург» без названия, подписей, без пояснений. Они должны внимательно рассмотреть изображение, его детали, узнать, что это и почему фото вошло в историю.

Современные дети постоянно потребляют визуальную информацию. Привычка рассматривать фото и задумываться над их смыслом необходима для развития критического мышления, решения проблем и успешной жизни.

2. Изучайте графический дизайн вместе с поэзией

Франсуаза Моули: «Комиксы — это не просто картинки и слова, это скорее графические стихи. Изображения и слова образуют общий дизайн, нечто большее, чем линии слов и иллюстрации; они сплавляются в единое целое, в идею-образ. Аналогично тому, как слова в поэзии не составляют простую цепочку, а рождают новые смыслы, образы и ассоциации».

Попробуйте посмотреть на графический дизайн как на поэзию и поймёте, как организовать информацию таким образом, чтобы она включала визуальное мышление и вызывала нужные ассоциации у учащихся.

3. Перестаньте использовать картинки как иллюстрации

Благодаря грамотному дизайну мы видим вращение планет, видим расстояние от солнца до планет и других объектов солнечной системы, то есть понимаем историю без слов. Источник: deviantart.com

Большинство учебных материалов содержит картинки, но не как полноценную форму коммуникации, а в качестве иллюстраций или дополнения слов. Даже комиксы и графические истории часто используют, чтобы «разбавить» вербальную суть посланий.

Не пытайтесь заполнить цветочком пустое пространство слайда. Позвольте изображениям говорить громче слов, быть самостоятельными средствами обучения.

4. Не разделяйте учеников на визуалов и не визуалов

Фото: freepik.com

Мы все от рождения визуалы. Не верите? Специалисты отдела нейронных исследований Медицинского центра университета Джорджтаун доказали, что мы учимся читать, добавляя слова к своему «визуальному словарю» (через зрительные образы и ассоциации).

Ранее было доказано, что мозг распознаёт и обрабатывает слова целиком как изображения (именно поэтому мы можем читать слова с перепутанными местами буквами). Участок, распознающий слова как картинки, находится в левой части коры головного мозга, а в правой на том же месте — участок, отвечающий за моментальное распознавание лиц. То есть срабатывает приблизительно такой же механизм — быстро схватывается образ слова как изображение, мозг не разделяет его и не читает по буквам.

Чем быстрее учителя смогут отойти от привычных, но устаревших представлений и признать первенство визуального восприятия, тем быстрее ученики станут более способными в обучении и более визуально грамотными.

5. Выражайте сложные идеи без слов

Фото: Flickr

Даже Саузанис изначально не думал, что его рисунки воспримут серьёзно без хотя бы небольшого текстового сопровождения. Он не верил, что серьёзное издательство Harvard Press действительно заинтересовано в его работе. Однако, на объяснение Ника Саузаниса о том, что «сложные идеи невозможно объяснить только словами», издатель ответил, что «многие идеи проще понять вообще без слов».

Язык был и всегда будет первичной формой коммуникации. Но визуальный язык заслуживает больше внимания, чем мы уделяем ему сегодня. Он обладает гораздо большим потенциалом для образования, чем используется сейчас. Чем быстрее мы поймём это, тем быстрее расширим свои собственные возможности в новом 21 веке.

Перевод статьи Why Visual Literacy Is More Important Than Ever & 5 Ways to Cultivate It

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей