«Сложные темы в современной детской литературе неизбежны»

«Сложные темы в современной детской литературе неизбежны»

Время чтения: 7 мин

В издательстве «КомпасГид» вышла повесть Анны Зеньковой «С горячим приветом от Фёклы» — история о мальчике-сироте Севке, который вместе с другими ребятами оказывается в лесу без воды и еды, только с коробком спичек. Мария Петрова поговорила с автором о новой книге, материнстве и изоляции.

Главный герой Севка попадает в детский лагерь в качестве одного из воспитанников детского дома. Почему именно в эту локацию, в эту проблематику вы поселили своего героя? Обсудить эту тему с ребёнком, которым будет читать книгу, довольно непросто.

Тема сиротства в современном контексте звучит как никогда ярко и часто убедительно. Выберите ряд книг по заданной тематике, и в 90% случаев окажется, что в основу повествования положена не история развития личности, как таковая, а некие смачные и ужасающие подробности сиротского существования, тотально безнадежного. Я такие вещи читать не могу — сразу плачу. Наверное, вот из этого моего внутреннего сопротивления и родилась история Севы — мальчика, который оказался в ситуации под названием «никомунепожелаешь», но сумел обернуть эту ситуацию себе на пользу, как бы странно это ни звучало. Севиными устами я говорю с читателями не об ужасах и несправедливости жизни, а о возможности выбора и тех дорогах, которые этот выбор открывают.

Фёкла — уникальный харизматичный остроумный персонаж. Она сопровождает главного героя на протяжении всей истории, как ангел-хранитель. Даже её имя вынесено в заголовок книги. Как она создавалась?

Да, Фёкла, не смотря на некоторую эфемерность в вопросах присутствия, довольно-таки весомый и осязаемый персонаж. Она внезапно и резко исчезает из поля зрения читателя, но при этом продолжает существовать параллельно сюжету, вроде бы и за кадром, но по-прежнему в главных ролях. Не могу сказать, что для её создания был взят какой-то прототип, это, скорее, собирательный образ: нарисованный сознанием портрет человека, которого обычно не хватает всем — маленьким, и большим взрослым. Здесь и любящая мама, и уютная, ласковая бабушка, и строгая, но справедливая няня в одном лице. Такое вот олицетворение женщины в самых лучших её проявлениях.

Ещё недавно в подростковой литературе тема смерти была табуирована. Как вы решились включить её в повесть?

В процессе написания текста я не ориентируюсь на вопросы цензуры, как и издательство «КомпасГид». На мой взгляд, она мешает видеть частное за общим и зачастую далека от реальности, чем усложняет жизнь писателям, особенно тем, кто трудится в жанре реализма. В 2010 году в издательстве «КомпасГид» выходила книга Амели Фрид «А дедушка в костюме?», которая сейчас по праву считается библиографической редкостью, по мнению многих специалистов в ней очень точно и верно описано, как необходимо разговаривать о смерти с детьми. Книги уже нет в продаже, но читатели «Мела», если им это интересно, могут найти её е в библиотеках.

Детская литература — это высокое искусство, требующее от авторов большей степени ответственности, нежели, скажем, взрослая. Здесь трагический пафос и неосторожные рефлексии в принципе недопустимы. Но вот если говорить о проблематике «сложных тем», в современной детской литературе это, как мне кажется, неминуемое явление. И даже обязательное!

Допустим, тема «умирания». А ведь что такое смерть? Это в первую очередь свидетельство жизни, и детям, даже маленьким, нужно рассказывать, как все устроено на самом деле, уже хотя бы для того, чтобы они не боялись. Проблема, возможно, кроется в том, как рассказать. Это уже вотчина родителя и автора, вопрос его технического и душевного мастерства.

Книга — универсальный советчик в силу своей демократичности и собирательного опыта. Она ничего не навязывает, не поучает. Она просто рядом — молчит, давая тебе возможность подумать — верить или не верить. То есть выбор в итоге остается за читателем, но подспорьем для этого выбора может запросто послужить прочитанное — скажем, опыт 11-летнего Севы, который, безусловно, меняется на протяжении всей истории. Его мысли, его реакции. События, произошедшие с другими персонажами повести «С горячим приветом от Фёклы». Конечно, при условии, что всё происходящее в книге увлекло и «зацепило».

Финал книги благополучный, в жизни чаще всего всё происходит иначе. Как вы считаете, счастливый финал важен для читателя?

Возвращаясь к предыдущему вопросу — да, благополучный финал это та самая необязательная, но в сущности необходимая деталь, которая отличает взрослую книгу от детской. Без надежды, пусть робкой, неоднозначной, детская книга не может существовать. Подросткам как никому нужен тот самый пресловутый «луч солнца». Они уже и так разочарованы этим чудовищным миром — дальше некуда. Задача автора как раз в том, чтобы открыть, показать другую мирскую сторону — светлую, которая пока вне поля зрения юношеского максимализма. Но и это преодолеваемо. Главное, убедить подростка в том, что завтра — это такая же реальность, как и солнце в ненастный день — оно просто спряталось за тучами.

Ржавый и Севка выступают антиподами в экстремальных условиях в лесу. Ржавый к ним готов, а вот Севка — растерян и взволнован происходящим. Важно уже с юного возраста готовить ребенка к взрослым реалиям?

Всё это может быть важно и нужно только лишь в том случае, если это важно и нужно самому ребёнку. То есть вот такая конкретная ситуация, когда он приходит и говорит: «Мама, я хочу сконструировать табурет — отведи меня в столярную мастерскую». Или: «Папа, а давай попробуем разводить на даче пчёл. Я читал в одной книге — это так здорово!». Всё остальное — это чистой воды родительская неврастения, которую хорошо бы вовремя заметить и скорректировать. Не нужно пытаться вырастить из ребёнка человека — он уже и так им родился. Это фактически готовая личность, и все что может себе позволить взрослый в вопросах воспитания — это просто помогать: словом или делом, в идеале — собственным примером, не пытаясь при этом лепить «по образу и подобию».

Жизнь — это такая изощренная школа выживания, где и классов, и учителей и предметов — бесчисленное множество. И здесь в большей степени важны стремления и интересы самого ребёнка, нежели папы или мамы. Иногда родители — это лучшие учителя, а иногда — худшие, при всех своих искренних порывах. В том числе, в навязчивом стремлении передать потомкам «навыки выживания». Тут важно понимать, что когда в семье математического гения вдруг рождается танцор, это не трагедия, а вполне себе закономерность. Природа пытается усовершенствовать генофонд, разнообразить биомассу. И к ее решениям нужно относиться уважительно, даже если очень хочется поспорить.

Для современного подростка интернет — большая часть жизни, виртуальная жизнь им интереснее и доступнее. В вашей новой книге есть место гаджетам, но всё-таки герои больше получают опыта от мира реального. Подростки преодолевают свои комплексы и переживания в общении со сверстниками, узнают особенности выживания в лесу. Для вас важно вернуть ребенка к тому прежнему миру до гаджетов хотя бы по средствам книги?

Гаджеты, при всей странности звучания, это не так уж и плохо. Плохо, когда они единственное, что есть в жизни ребенка из разряда увлекательного. В отношении детей, точнее их воспитания в существующих реалиях, мой девиз таков: «Куда бы ты ни пошёл — возьми с собой смартфон. В нём есть фонарик и карта». То есть я веду к тому, что и гаджеты, и кремневый камешек для розжига костра могут легко уживаться в кармане подростка, не создавая дисбаланс мировосприятия, если задать этому подростку правильный ориентир: роботы наши друзья, но они не заменят живого общения.

Современные дети могут этого и не знать, если им вовремя не объяснить. И тут на передний план выходит начальное воспитание, родители, семья. Если в семье принято ходить с палатками в походы, париться по выходным в бане, то с высокой долей вероятности все эти навыки закрепятся за ребенком и перейдут с ним во взрослую жизнь, в лучшем случае станут традициями, передающимися из поколения в поколение.

Быть одновременно мамой и детским писателем непросто? Поделитесь лайфхаками, как всё успевать?

Писателем я себя почувствовала задолго до того, как у меня появились дети. Прозвучит, наверное, сурово, но это скорее им пришлось ко мне приспосабливаться. У нас есть железное правило в семье — если мама закрылась в комнате, значит, она работает и отвлекать её нельзя. Старшему сыну пришлось тяжелее — он долго не мог понять, кто тот невидимый соперник, с которым ему приходится делить маму. К счастью, со временем ситуация перестала быть острой и перешла в разряд «надо — значит надо». Ну а младший просто перенял этот опыт «краткосрочного смирения».

Конечно, случаются и саботажи и, как правило, в самое неподходящее время — с выносом дверей и душераздирающими ультиматумами. Но я в такие минуты стараюсь не забывать о том, что дети — это дети. Они хотят быть рядом с мамой, несмотря ни на что, и в этом их священное право.

Уже в августе этого года планируется выход вашей второй книги в издательстве «КомпасГид» — повести «Григорий без отчества Бабочкин».

Да, я очень рада продолжить сотрудничество с издательством «КомпасГид». В конце лета уже можно будет прочесть новую повесть. — «Григорий без отчества Бабочкин». Это название, как и в случае с первой книгой «С горячим приветом от Фёклы», вышло из самого текста. Такой незамысловатый, но действенный нейминг.

История получилась, так сказать, на злобу дня, о настоящей жизни современных школьников. Попадая в непростые ситуации, подростки с разными характерами, социальными положениями, представлениями о дружбе и вечных ценностях становятся друзьями, находят точки соприкосновения, помогают друг другу. Тематика повести непростая, но, хочется верить, что сама история по итогам вышла вполне оптимистичной. И я этому рада. Терпеть не могу трагические финалы. Они мне кажутся бессмысленными.

Сейчас даже самый маленький ребенок знает такие слова как пандемия, эпидемия, изоляция. Как вы думаете, детскую литературу ждёт бум книг, сюжет которых рассказывает о серьезной угрозе человечеству в виде вируса? И вытекающий из него вопрос, как вы считаете, важно ли детскому писателю следить за трендами?

Думаю, профицит около апокалиптических продуктов интеллектуального труда в недалеком будущем уже неизбежен. Не столько по причине «трендовости» самой темы, а потому, что у тех же писателей появится возможность не воображать, а созидать новый мир, который уже как минимум не будет прежним. Естественно, связанные с этим переживания отразятся и на писательском творчестве. Что касается трендов, то их значение, на мой взгляд, несколько преувеличено. Тренды — это явление проходящее, а вот настоящие ценности — вечны. На них нам и стоит опираться.

Родители и дети находятся 24 часа вместе. Какие игры или, может быть, онлайн программы, развлечения порекомендуете?

Есть такое научно обоснованное явление, именуемое ломкой динамического стереотипа: когда изменение условий существования организма приводит к его временному анабиозу. Иначе говоря, если человека лишить доступа к привычному образу жизни, то он тут же начнет хандрить и морщиться и, скорее всего, впадёт в депрессию, пока не достигнет условной точки смирения, и только после этого пойдет на поправку.

Большинство людей сейчас оказалось в заложниках не только карантинной системы, но и этой психологической ловушки. К несчастью, суть её в том, что чем сильнее мы сопротивляемся переменам, тем сильнее они на нас давят. Выход один — расслабиться и получать удовольствие от перемен. Ведь карантин — это ещё и возможность испробовать что-то новое внутри семьи. То, на что раньше не хватало времени — совместное чтение книг, долгие приемы пищи «с разговорчиками», настольные игры, йога. Есть масса доступных, но при этом неведомых современному человеку вещей, способных дарить радость.

Порекомендуйте 5 книг издательства «КомпасГид», на ваш взгляд, которые непременно заинтересуют юного читателя.

  • «Вилли» Нины Дашевской — именно с этой повести началось моей знакомство с «КомпасГид», и я до сих пор считаю этот текст одним из лучших издательства.
  • «Вовка, который оседлал бомбу» Юрия Никитинского — прекрасная история, трогающая душу.
  • Трилогия «Иди и возвращайся» Евгении Овчинниковой — понравится и девочкам, и мальчикам, тяготеющим к детективам.
  • «Господин Розочка» Зильке Ламбека — любимая книга моих детей. Читаем уже сотый раз и нам не надоедает!
  • «Облачный полк» Эдуарда Веркина — пожалуй, лучшая повесть о войне среди «современников».

Беседовала Мария Петрова

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментариев пока нет
Больше статей