Развлечения

«Дети понимают
современное
искусство лучше, чем
нам кажется»

Почему стоит сводить ребёнка
на детское Архстояние-2016
2 597

«Дети понимают
современное
искусство лучше, чем
нам кажется»

Почему стоит сводить ребёнка
на детское Архстояние-2016
2 597

«Дети понимают
современное
искусство лучше, чем
нам кажется»

Почему стоит сводить ребёнка
на детское Архстояние-2016
2 597

В этом году детское Архстояние пройдёт 11–13 июня в Никола-Ленивце (Калужская область). Дети будут создавать арт-объекты, писать музыку, делать научные опыты и попробуют приготовить уникальные гастрономические изыски. В преддверии фестиваля Наталия Зайцева попыталась понять, нужно ли приучать детей к искусству с ранних лет.

В каждом маленьком ребёнке и в том, что постарше, есть не только 200 грамм взрывчатки, но и творческие способности, которые могут дать яркие плоды. А когда сотни детей собираются вместе и сообща проявляют свою творческую природу, создавая арт-объекты, — это уже не просто искусство, а настоящий детский праздник.

«Вообще-то я художник! Я умею рисовать самолёты, цветы, детей в детском саду, но лучше всего у меня получаются лошади, потому что я их очень люблю! Однажды я даже сделала лошадь из веток спиленного дерева! Сама!» — с упоением делится со мной девочка, играя в песочнице на детской площадке. Ей пять лет, и она всерьёз считает, что она художник. Причём не станет им в далёком будущем, она художник уже сейчас. Впрочем, не так уж она и заблуждается.

Творчество, созидание, изобретательство — это и есть детство по своей сути

Психологи объясняют нам, почему творя, изобретая, фантазируя, дети развиваются, растут, познают мир. Творчество требует смелости, а смелости у детей не занимать, созидание просит азарта — а кто азартнее детей? Изобретательство невозможно без фантазии, а фантазия — это воздух мира детства. Поэтому так объяснима и закономерна популярность среди детей художественных и изобретательских кружков, поэтому неизбежно было появление фестивалей, на которых дети могли бы дать волю рукам и фантазии.

Так появилось детское Архстояние, которое поначалу было детской программой на Архстоянии большом, взрослом — самом крупном в России фестивале современного искусства. Организаторы поняли, что детская программа — это лишь небольшая часть того, что можно предложить детям. Потому что и объекты, которые они создают, и интерес, который проявляют юные художники и архитекторы, ничем не уступают старшим участникам. Три года назад детская программа стала отдельным двухдневным событием.

Первый фестиваль был экспериментальным — и удался. Второй закрепил успех и оставил детей в восторге. Третий состоится меньше чем через месяц

Есть мнение, что детей нужно знакомить в первую очередь с классическим и понятным искусством: Моцарт и Чайковский перед сном; Васнецов и Шишкин так узнаваемы и логичны, когда речь идёт о сказках; Пушкин — любимый поэт. Необходимость и важность классики нельзя отрицать. Архстояние, будучи оплотом современного искусства, конечно, очень далеко ушло от классики, причём не только по содержанию, но и по форме: многие объекты — это инсталляции и перформансы, то есть создаются в режиме реального времени.

Здесь уравниваются между собой понятия процесса и результата, потому что происходящее — это уже арт-объект. Даже те объекты, которые готовы к открытию и которые остаются после, — это непросто экспонаты, они оживают за счёт действий. Например, в прошлом году куратор фестиваля Андрей Бартенев создал «ловушку для ног» — паутину из белых лент, в которую с удовольствием попадали участники.

На первом детском Архстоянии была «песочница Малевича»: сама песочница в виде черного квадрата, и формочки — архитектоны

Искусство становится совсем близко. Когда ещё можно полепить куличики внутри чёрного квадрата? Игра в творчество, игра в творчестве, творчество в творчестве — это как раз то, зачем приезжают на детское Архстояние.

«Дети живут в контексте современного искусства, они его понимают лучше, чем нам кажется, — рассказывает представитель студии МОГУ (одна из студий Государственной Третьяковской галереи) Николай Фугаров. — Мы в нашей студии создаём объекты в духе Малевича, в духе Кандинского, вообще супрематизм — очень благодатное в этом смысле направление, очень близкое детям, они с радостью занимаются аппликацией, макетированием, очень любят сочетать между собой геометрические формы».

На Архстоянии в этом году участники программы МОГУ будут создавать супрематический гиперболоид

Николай поясняет: «Это стопроцентное попадание. Дети любого возраста, как только они могут склеить два куска бумаги, будут этим заниматься. А когда речь идет о создании фантастического объекта — покажите мне ребёнка, который останется в стороне?»

Но речь, конечно, не только о супрематизме. Участники Архстояния в течение двух дней пишут музыку, готовят необычные блюда, создают керамические предметы, пишут картины, в общем, каждый выбирает то, что душе угодно, а если ей угодно всё сразу — значит всё сразу.

«С самого раннего возраста через любимый метод Public Art мы хотим научить детей базовым приёмам творчества, спровоцировать художественную активность, заразить удовольствием от массового сотворчества и соавторства. Ощутить ток искусства в трёх направлениях: индивидуально-эмоциональном, социально-психологическом и физическом», — говорит Андрей Бартенев. «Было ужасно интересно, приедем ещё!» — пишут дети в соцсетях о прошлогоднем фестивале.

Некоторые считают, что творчество — это талант, к нему должна быть предрасположенность. Психологи утверждают, а педагоги подтверждают, что всё не так

Не важно, из творческой семьи ребёнок или нет, — способности к искусству заложены в человеке изначально. Вся его деятельность на начальном этапе жизни является творчеством и игрой — начиная от простейшей башни из кубиков и заканчивая… Впрочем, нельзя сказать, чем заканчивая, потому что предела детской фантазии не существует. Ведущие эксперты по воспитанию детей рекомендуют ловить момент и «начинать до трёх»: не потому, что нужно срочно развивать растущий организм до «быстрее, выше, сильнее», а потому что творческая среда близка ребёнку, наиболее комфортна для него, и в ней он сам разовьётся именно так, как ему нужно. Именно поэтому дети так легко и с удовольствием участвуют в проектах, подобных Архстоянию, им не приходится утруждаться. Это то самое, знакомое им с младых ногтей: творить и изобретать. Это игра всерьёз: ты вроде бы играешь в художника, а с другой стороны — вот он твой объект, ты его автор или соавтор, а значит, это не такая уж шутка.

Что остаётся, когда заканчивается фестиваль?

В первую очередь, конечно, эмоции. Остается творческий задор, желание создавать уникальные объекты — где угодно, хоть на участке на даче, хоть во дворе. Остаётся азарт, который воплощается потом осенью на занятиях. «У нас в студии есть ребёнок, который хочет стать архитектором. Эта мечта появилась у него во время занятий. Он всерьёз хочет обучаться этой профессии. Мы, конечно, полностью его поддерживаем, но стараемся не давить, просто помогаем ему развиваться в этом направлении», — рассказывает Николай Фугаров. «Дети надолго запоминают этот опыт — строительство уникального арт-объекта. Они фактически самостоятельно, своими руками создают новые детские общественные арт-пространства, аналогов которым не существует», — поясняет Юлия Бычкова, продюсер и куратор детского Архстояния.

Объекты, созданные участниками, после фестиваля живут своей жизнью

Некоторые становятся частью экспозиции в Никола-Ленивце (там, где базируется Архстояние), другие перемещаются в новые места («Вавилонский водопровод» Дмитрия Морозова и «Перемещение через вращение» Романа Ермакова теперь в парке Сколково). В прошлом году детское Архстояние проходило в «Конаково Ривер Клаб», и объекты, которые создали дети, стали частью ландшафта.