Не только музыкалка и художка: в какие еще кружки отправить ребенка
Не только музыкалка и художка: в какие еще кружки отправить ребенка
Что такое техническое творчество, почему такие кружки нужны регионам и как они могут помочь детям выбрать будущую профессию? На эти и другие вопросы о дополнительном образовании в эфире нашей «Радиошколы» ответила руководитель проекта Rukami и директор Центра поддержки проектов по развитию талантов Национальной технологической инициативы Наталья Смелкова.
Общаться на равных
Мир кружков очень богат — правда, некоторые из них все еще работают по старинке в формате, когда есть взрослый и есть ребенок и их роли очень четко ограничены и всем понятны. Но на самом деле будущее не за такими кружками. Современной молодежи достаточно сложно принимать такой формат отношений. Даже в школе уже общий язык с детьми находят те преподаватели, которые стирают границу и могут общаться с ребенком на равных, что способствует большей заинтересованности школьника в предмете.
В кружках ровно такая же история. Наставник пытается выстроить отношения с ребенком на равных, является ментором, обладающим некими знаниями, верящим в того, с кем он работает, и понимающим, что все получится. Его миссия — помочь раскрыться и направить. Но разница между советскими и современными кружками ограничивается не только этим, здесь куча других важных взрослых ролей.
Помимо наставника, есть еще такая роль, как практик будущего, — за этим термином кроется то, что в хорошем кружке важно, чтобы хотя бы изредка приходил человек, который знает, как это работает в реальности. И я сейчас не имею в виду конкретную отрасль, тематику. Это может быть все что угодно, от биоинформатики до робототехники. Если будет приходить человек, который с этим работает в реальности, будет рассказывать ребятам о том, как это происходит, то интерес молодежи будет сразу же на другом уровне.
Зародить в ребенке искру
На самом деле, рынок дополнительного образования не заполнен только робототехникой и программированием. Просто это та история, которая полетела и стала популярной, потому что она наиболее понятна. Мы как родители думаем о будущей профессии: с роботом все понятно, ты здесь что-то приладил, здесь запрограммировал, и вот он пошел. То же самое с ребенком, который идет в школу программирования: мы понимаем, что есть IT-индустрия, в которой он обязательно устроится.
Популярность этих сфер объясняется только этим, на мой взгляд: они очень широки, и в их случае понятен карьерный путь. Тематики могут быть разные: и биоинформатика, и программирование, и IT, и big data, и ИИ. Один кружок совместить в себе все не может. Тематики — одно из главных отличий современных кружков от советских.
Также весомым отличием является то, как мы вдохновляем ребенка. История, когда ребенка приводят в кружок родители, имеет свой срок годности
Родитель приводит ребенка, он какое-то время там отбывает, теряет весь первоначальный интерес, и все… Ни к чему хорошему это не приведет. Рабочая история, когда ребенок сам приходит к родителям и заявляет о своем интересе, когда говорит о том, что он хочет туда ходить, когда в нем живет вдохновение.
Проект Rukami, которым я руковожу, как раз про вдохновение, но не только. Например, у нас проходят фестивали на ВДНХ, где полное многообразие всего, детей там просто не оттащить от разных тематических точек. Вот та самая искра, интерес, ради которого мы делаем проект. И очень важно зародить в ребенке искру, с которой он придет в кружок, а этот интерес кружок у него разовьет.
Инженерия, дизайн и рефлексия
Техническое творчество не равно инженерии. Оно намного шире, потому что туда еще входит дизайн и философское осмысление целей деятельности. В хороших кружках, занимающихся техническим творчеством, существует продуктовый подход: дети учатся не просто что-то смастерить руками, включая голову в том числе, но и задумываются, зачем они это делают. Даже когда они создают машину Голдберга, они стараются делать ее красивой, потому что дизайн — это довольно важная история для любого продукта. Они понимают, зачем это делают. Они понимают, где их услуги могут пригодиться. Техническое творчество — это инженерия, дизайн (зачатки маркетинга) и рефлексия.
В России за пределами городов-миллионников таких кружков не очень много, и им нужно качественно расти. Кроме того, есть родители из регионов, которые живут в информационном вакууме, не знают или мало знают о технологических кружках.
Родители традиционно выбирают между музыкалкой, фигурным катанием, художкой. И мы пытаемся эту проблему решить
В прошлом году мы делали исследование, где основным реципиентом был родитель. Мы собирали информацию по городам, где у нас проходили фестивали, о том, какие кружки у них вообще существуют, вставляли цитаты руководителей кружков, оценивали по шкале, пытаясь понять, где работа идет по проектной деятельности, а где иначе.
Мы делали такой путеводитель по пяти городам. В этом году будем делать еще по восьми городам. Сейчас работаем над Ростовом. Это один источник информации для родителей. Есть еще один — сейчас должны завершить конкурс исследований, который проводит Ассоциация участников технологических кружков. Они составляют карту кружков всей России. Это станет ответом на вопрос «А куда вести ребенка?». Сейчас эта карта собирается, будет структурироваться, а затем ее предложат родителям.
Каким должен быть результат работы кружка?
Результат работы кружка сильно зависит от его специфики. Нам очень интересно развивать и поддерживать кружки, которые максимально настроены на проектную деятельность и готовы работать, допустим, в плотной связке с реальным бизнесом, решать какие-то реальные, понятные задачи, которые может делегировать бизнес. Это идеальный вариант.
Есть кружки, которые успешно существуют, и их итоговый продукт, который они могут получить, — участие в олимпиадах. Причем я говорю не про предметную олимпиаду, я про НТИ, инженерную командную олимпиаду, у которой есть огромная сеть разработчиков по всей России. При них существуют кружки, где занимаются подготовкой детей к олимпиадам, повышают компетенцию команд.
Кружки бывают разные, не везде и не всегда делают конкретно проекты. Это тоже нормально на самом деле, потому что в целом техническое творчество — про компетенцию и скиллы, которые будут важны в будущем. По опросам, в лидерский список для 2020 года входили креативность, критическое мышление, междисциплинарность, лидерство, умение работать в команде, умение брать на себя ответственность. Это и развивается в технологических кружках.
Проекты «юных технологических энтузиастов»
Есть проекты, которые поразили меня эмоционально, но никуда не вышли. Например, ребенок, у которого чудовищная аллергия на животных, сделал из Lego собаку. Ничего в нем технологически прорывного нет. Но он эмоционально настолько трогает. Еще один проект — ребенок придумал умный бинт, которым можно залечивать ожоги.
Тут можно ставить памятник маме. Она тестировала продукт на себе. Обожгла себя утюгом дважды, потому что нужно было провести исследование
Есть проекты, которые поразили меня технологически. В Татарстане, например, мальчик придумал миоэлектрический протез верхней конечности. Он все детали сделал на 3D-принтере. И получилось так, что все доступные аналоги стоят в 40 раз дороже. Это прорыв. Он и сам придумал, и сам распечатал, и сам запрограммировал. Команда из Челябинска сделала свою установку, которая автоматически сортирует твердые отходы. Сейчас, кстати, хотела узнать у администрации, удалось ли. Они планировали установить ее в парках. Или, допустим, прекрасный проект — «Робо-Азбука». Десятилетний Георгий из Курска из 3D-ручки сделал разные части, из них роботы складывались. С помощью разных комбинаций они учили младшего брата русскому и английскому алфавиту, цифрам, простейшим геометрическим фигурам. Это был очень необычный подход — сделать проект из простых подручных средств, но со смекалкой.
Полную запись интервью с Натальей Смелковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».