Что значит выражение «наставить рога»

2 288

Что значит выражение «наставить рога»

2 288

Что значит выражение «наставить рога»

2 288

Все знают, что значит это выражение, но далеко не все понимают, откуда оно произошло. Почему рога — это символ унижения изменой? Потому что обманутый муж — олень? Или есть другие объяснения? Разбираемся.

У этого выражения, известного во многих европейских языках, есть четыре версии происхождения, ни одна из которых не выглядит стопроцентно достоверной. Мы опишем все, чтобы вам было из чего выбрать.

Версия первая, древнегреческая

История Актеона, который увидел то, что не должен был видеть, и был за это превращен в оленя, рассказывается в поэме Овидия «Метаморфозы».

Юный Актеон, сын Аристея и внук Аполлона, однажды охотился со своими товарищами в лесах Киферона. Во время привала он отделился от коллектива, отправился искать дополнительной прохлады и вышел на цветущую долину Гаргафию. Там он заметил прелестный грот, обвитый зеленью, и понял, что это именно то, что нужно. Наивный Актеон не знал, что в этом гроте любит отдыхать дочь Зевса Артемида — девственная, всегда юная богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, покровительница (что иронично) всего живого на земле.

Артемида как раз переодевалась в гроте — готовилась к купанию. Она отдала лук и стрелы одной из нимф, сняла сандалии и уже было отправилась к ручью, когда увидела Актеона. Актеон, хоть и внук Аполлона, был смертным, Артемида же — богиней, и смертным ее видеть было не по правилам. Она разгневалась и, не выходя из грота, превратила Актеона в оленя. Овидий уточняет, что олень получился стройным, но стройность эта ему вообще не помогла. У Актеона выросли ветвистые рога, а поскольку охотился он с собаками, они, не узнав хозяина, долго гоняли его по лесам и лугам Киферона, а потом растерзали на глазах у товарищей.

«Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны», — пишет Овидий, оставляя нас размышлять об импульсивности и неоправданной жестокости девственной покровительницы всего живого.

Версия вторая, древнегерманская

Жены древних германцев, провожая своих германцев на войну, надевали им на головы шлемы с рогами. На языке женщин (цитата по «Грамоте.ру») это означало снарядить мужа в поход и остаться свободной. То есть жена, наставив рога и оставшись дома, могла позволить себе завести новые отношения, потому что муж все равно на войне и не факт, что вернется.

Версия третья, византийская

Вот эта версия более или менее похожа на правду. Жил в Византии в XII веке император Андроник Комнин — он был красив, хитер, храбр и силен и прожил полную событий жизнь. Он захватил власть, убив вдову прежнего императора и ее сына, начал было проводить реформы, но потом (по традиции) превратил страну в царство террора. За это он был свергнут с престола и умер в мучениях — ему вырвали бороду, выбили зубы, отрубили секирой правую руку, несколько дней продержали в таком виде в темнице без пищи и воды, а потом выкололи правый глаз, посадили на верблюда и отправили на городскую площадь. Там жители города, у которых к Андронику накопилось немало претензий, забили его насмерть камнями и палками.

Считается, что этот самый Андроник, когда был жив, богат и уважаем, любил соблазнять чужих жен. А обманутым мужьям дарил угодья, где они могли охотиться. Эксклюзивное право на охоту подтверждалось оленьими рогами, прибитыми над воротами их домов. Поэтому таких мужей стали называть рогоносцами.

Версия четвертая, тоже немецкая, но странная

Вкратце эта версия звучит так: в немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой; преступивший этот запрет должен был носить рога. Документальных подтверждений этой версии мы найти не смогли. Кроме того, не очень понятно, что значит «должен носить рога». Где носить? Чьи рога? Как долго? В общем, этот вариант оставляет больше вопросов, чем ответов.

Обложка: Giuseppe Cesari / Public domain