Читать нельзя пролистывать: почему стоит изменить программу по литературе

8 247

Читать нельзя пролистывать: почему стоит изменить программу по литературе

8 247

Детям скучно читать классику вовсе не из-за устаревшего языка, а потому что многие вопросы, которые поднимаются в произведениях Пушкина или Достоевского, им ещё недоступны. Наш блогер Ани Петрс считает, что детям интереснее читать про ровесников и их проблемы, поэтому она предлагает пересмотреть список литературы для 5–11-х классов.

Когда в перечне школьных предметов мы доходим до литературы, перед глазами часто возникает пыльная комната с миллионами скучных томов, обязательных к прочтению. Если дети говорят, что им не нравится читать, что они терпеть не могут классику и литературу вообще, важно — для начала — только одно: поверить им.

Необходимость познакомиться с определённым списком литературы в том или ином классе/возрасте продиктована вовсе не внутренней потребностью человека прочесть и обдумать определённый текст, но исключительно внешними, спущенными «сверху» представлениями о том, что и когда подобает прочесть порядочным обучающимся, членам общества и так далее. Отсюда и целые сотни нечитающих. Чтобы понять причину «не-чтения», нужно вернуться к самому началу и ответь на другие основополагающие вопросы: зачем нужно читать? зачем нужна литература? Только ответив на них, можно будет продвинуться дальше, определиться с тем, что читать, когда, и понять, почему (в частности, в школе) люди не хотят читать.

Урок 1

— Зачем нужно читать?

— Чтобы расслабиться, развлечься, получить удовольствие от сюжета, героев, интересных размышлений.

Ответ неверный. Литература с большой буквы нацелена на развлечение в последнюю или в нулевую очередь. Развлекательная литература — литература массовая, у которой нет цели чему-то учить, как-то воспитывать, направлять, а значит, и быть предметом изучения в образовательном учреждении она не обязана (только в случае, если кафедра вуза специализированно занимается изучением массовой литературы как культурно-исторического и социального явления).

Урок 2

— Зачем нужно читать?

— Чтобы обогащать свой язык, быть грамотными, расширять словарный запас, правильно говорить и писать.

Ответ неверный. Литература, безусловно, влияет на формирование языка и речи, но не играет в этом деле такую значимую роль, какую ей отводят. Литература «образцовая», серьёзная, высокая и тому подобное такой цели не ставит, напротив — каждое великое произведение потому и велико, что исключительно не только по своему содержанию, но и по форме и средствам выражения и изображения. Иными словами, каждый текст — это произведение со своим индивидуальным языком, и отсюда невозможно, чтобы индивидуальный язык какого-то одного человека стал литературной нормой для читающих на уровне национального языка.

Урок 3

— Зачем нужно читать?

— Чтобы спросить и ответить.

Ответ верный. Литература — один из способов познания окружающего мира и самих себя, с помощью определённых средств выразительности, изобразительности, формы, языка, тем. Литературное произведение — это вопрос. Задача читающих — найти его и распознать в тексте ответ на него, если он есть. Если нет — ответить самим. Ценность литературного произведения измеряется не в «закрученности» сюжета и красоте языка, но в том, как и какой вопрос задается.

Изучение литературы — это изучение фундаментальных вопросов философии, культуры, истории, науки, права и так далее. То, что об этом всё меньше знают и думают в процессе образования — одна из базовых проблем, связанных с отношением обучающихся (и порой — самих обучающих) к предмету. Другая проблема — это возраст.

В своё время на какой-то конференции среди преподавательниц я поднимала вопрос о возрастной литературе в школе, но его обсуждение, что не удивительно, не увенчалось успехом. Почему детям скучно читать про Григория Печорина, Сонечку Мармеладову, Наташеньку Ростову, Евгениев — Онегина и Базарова, Митрофанушку, Настеньку, Лизоньку, Машеньку? Не потому, что они ленивые, глупые, рассеянные, невежды и прочее; не потому, что там сложный язык, устаревшие слова, большой объём. Но потому, что вопросы, которые поднимаются в этих текстах, не актуальны для них.

Какое дело четырнадцатилетним подросткам до проблем тридцатилетних взрослых? Почему они должны решать «чужие» проблемы?

Эти тексты не были написаны для детей/подростков/молодых людей обоего пола, следовательно, и не обязаны быть им интересны.

Действительно, история мирового искусства до ХХ века обходила стороной категорию «молодёжи», создавая произведения либо для детей (больше развивающие и воспитывающие), либо для взрослых. К счастью, мы живём во времена, когда уже написаны такие замечательные книги, как «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, «Книжный вор» М. Зусака, «Хоббит» Дж. Толкина и так далее.

Как сделать так, чтобы дети читали? Дайте книгу, в которой главный герой — её/его ровесник или ровесница.

Примерный список «возрастной литературы» (деление на классы условное):

5 класс

  • Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (часть 1)
  • К. Булычев «Приключения Алисы», «Девочка с Земли», «Миллион приключений»
  • Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
  • К. Гоцци «Король Олень»
  • В. Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»
  • О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Соловей и роза»
  • Р. Киплиг сказки
  • А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
  • Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Чипполино»

6 класс

  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (часть 2-3)
  • Купер Ф. Последний из Могикан. Следопыт, или Озеро-Море. История с привидением
  • Лондон Д. Сказание о Кише. Белый клык. Мартин Иден.
  • Твен М. Приключения Гекльберри Финна
  • Булычев К. Приключения Алисы. Заповедник сказок
  • Искандер Ф. Сандро из Чегема
  • Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
  • Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля

7 класс

  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (часть 4)
  • Брэдбери Р. Зеленое утро. Каникулы. Всё лето и один день
  • Верн Ж. Таинственный остров
  • Алексин А. Мой брат играет на кларнете. Звоните и приезжайте
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто
  • Сетон-Томпсон Э. Мальчик и рысь. Тито. Лобо. Домино. Улыбчивый певец. По следам оленя
  • Стивенсон Р. Остров сокровищ
  • Твен М. История с привидением
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
  • Ефремов И. Звёздные корабли. На краю Ойкумены

8 класс

  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (часть 5-6)
  • Бианки В. Рассказы
  • Генри О. Вождь краснокожих
  • Конан Дойл А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки
  • Лондон Д. Под палубным тентом
  • Моэм У. Завтрак
  • По Э. Украденное письмо. Лягушонок.
  • Хаггард Г. Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона. Дитя из слоновой кости.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей

9 класс

  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (часть 7)
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
  • Бирс Э. Человек и змея
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов
  • Джером К. Трое в лодке не считая собаки. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным
  • Ирвинг Т. Жених-призрак. Рип ван Винкль
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна
  • Парр М. Вафельное сердце. Тоня Глиммердал

10 класс

  • Дж. Толкиен «Сильмариллион»
  • По Э. Новеллы
  • Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Достоевский Ф. Подросток
  • Шукшин В. Рассказы
  • Д. Оруэлл «Скотный двор»
  • Ремарк «Три товарища»
  • Р. Брэдбери рассказы

11 класс

  • Дж. Толкиен «Властелин колец»
  • Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», рассказы
  • Гришковец Е. Пьесы
  • Петросян М. Дом, в котором…
  • Э. Дансени «Время и боги», рассказы, притчи
  • У. Сароян рассказы

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.