К 2024 году в каждой российской школе должен был появиться свой театр — так в 2022 году обещал министр просвещения Кравцов. По данным опроса SuperJob, это решение поддержали более половины родителей. Однако, 21% посчитали, что у школ есть более насущные проблемы — организация учебного процесса, например. Вместе с «А101 Лёрнити» мы обсудили этот вопрос с педагогами — выводы оказались неожиданными.
«Буратино пророчески променял азбуку на билеты в театр»
Евгений Ямбург
Директор московской школы № 109, режиссер и сценарист школьного театра
Современная педагогика — это педагогика событийная. У этого понятия, «событие», есть две коннотации. Первая — событие как то, что волнует и западает в душу. Для ребенка очень часто это не наши уроки и лекции, его волнуют другие вещи. Вторая коннотация — событие как совместная деятельность. Театр все это в себе совмещает: он, через совместную деятельность с педагогами, детьми и родителями, прививает детям нравственность — причем не какими-то архаичными методами, а живыми, цепляющими.
В первую очередь событийность работает с современными детьми. У них визуализировано практически всё. Есть такая пророческая сказка, которую мало кто понимает — про Буратино. Папа Карло продал куртку, чтобы купить мальчику азбуку, а тот обменял ее на билеты в театр, и именно там стал счастлив. Нынешнее поколение тоже привлекает что-то яркое и динамичное.
При этом визуализация, которую дает театр, вообще не сравнима с той, что дают гаджеты. В театре дети действуют, играют — телом и эмоциями. Это ни с чем не сравнимая живая жизнь.
Театр — еще и очень хороший способ вернуть человека к литературе. Ведь, чтобы проиграть на сцене персонажа, чтобы войти в образ, сначала нужно прочитать текст. Это лучший способ обратиться к слову, к книге.
И, что самое важное, игра в театре развивает эмоциональный интеллект. Мы всегда хотим, чтобы выпускники были умелыми, мобильными, начитанными. Но все забывают, что умелая и мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная. Эмоциональный интеллект — это умение чужую боль почувствовать, как свою собственную, это эмпатия, это толерантность — не нравится, возьмите русское слово «великодушие».
В театре дети это получают и через участие в постановках, когда нужно понять своего героя, и через общение друг с другом. Они взаимодействуют с учителями и товарищами, ощущают свою ценность и понимают, что их любят такими, какие они есть. Ведь в театре важен каждый герой, каждая реплика, и еще важнее чуткость и взаимопонимание: говорят, когда один играет короля — вся свита играет короля.
И все же я немного встревожен приказом, что школьные театры должны появиться по всей России
В целом, это правильное направление, но, мне кажется, в этом деле нельзя спешить. Не надо административными методами тащить людей в рай, так не бывает. Плод, перед тем как упасть на голову Ньютона, должен созреть. При этом я уверен, что люди, которые будут делать театры в школах, найдутся — талантливых людей много. Это могут быть и актеры в отставке, и просто сотрудники школы, психологи например, которые горят театром — надо, чтобы душа к этому лежала, а профессия не имеет значения. Но решать, нужен ли школе театр, все равно в конечном счете будут дети — они будут голосовать ногами.
В прошлом году ГК «A101» начала строительство образовательного центра в районе «Прокшино», в рамках которого откроется новая «школа Ямбурга» — корпус школы № 109 на 1275 учеников. Евгений Александрович станет ее директором и привнесет туда не только качественное академическое образование, но и самое разнообразное дополнительное — от конной езды до гончарной мастерской. И театр там будет, конечно.
«Ваши „театралы“ семечки грызли и очистки разбросали!»
Петр Жихарев
Актер Малого театра, преподаватель театральной школы
Основная функция школьного театра — социализация ребенка театральными средствами. Лучшие любительские театры, которые я знаю, изначально не ставили перед собой задачи взращивать профессиональных артистов — они создавались, чтобы научить подростков общаться. И театр достигает этой цели лучше, чем что-либо в школе.
В театре дети вынуждены работать в коллективе: они вынуждены находить общий язык, поддерживать какие-то рабочие отношения, даже если у них возникают конфликты. Что важно, театр подходит абсолютно каждому ребенку. Нарцисса, которому никто не интересен, театр заставит так или иначе обратить внимание на других. Забитый ребенок, который замкнут в себе, в театре очень быстро поймет, что он тоже часть корабля, часть команды — даже если будет делать какую-нибудь, казалось бы, мелочь, она окажется очень важной. В общем, количество социальных навыков, которым человек учится в театральном коллективе, настолько велико, насколько не может быть в любом школьном предмете.
Учебе в школе театр тоже не помешает — не понимаю, почему об этой проблеме вообще говорят, ее же не существует! Я сам выпустился из школьной экспериментальный студийный театр «Шест» в городе Жуковский, и при этом школу окончил с серебряной медалью — с одной четверкой в аттестате. Ответственно заявляю, что театр никак не мешает учиться.
Это бред, рожденный из натянутых отношений между театральными педагогами и школьными учителями.
Учителя сваливают неуспеваемость детей на театр, как ребенок сваливает всё на кошку — просто потому что есть возможность на что-нибудь свалить. К сожалению, сами дети тоже сваливают все на театр. Не хотят учить физику — говорят учителю физики: «Не выучил, потому что у меня театр был». В школе вообще принято всё сваливать на всех — в моей школе даже уборщица подходила к нашему худруку и говорила: «Ваши „театралы“ там семечки грызли и очистки разбросали!», хотя никто ничего не разбрасывал, и вообще «ваши театралы» — это штамп, ярлык. Я видел детей, которые учатся и ходят в театр, и видел тех, кто не учится и ходит в театр — никакой корреляции здесь нет.
Отличник в театре остается отличником, двоечник остается двоечником. Более того, двоечник после театра вполне может стать если не отличником, то уверенным хорошистом. Помню одного парня, который в 90-е, если бы не пошел в театр, точно бы стал бандитом — такой у него был характер и склад ума. Но за счет того, что он получил в театре ту самую социализацию, он стал, можно сказать, гражданином, начал учиться, понял, что ему это нужно. И таких историй очень много. О том, что дети в театре еще и читают больше остальных, и говорить нечего — это очевидно.
Готовы ли школьные структуры к тому, чтобы театр появился в каждой школе? Думаю, нет
Это будет полезный, но долгий процесс. Поначалу будет огромное количество ошибок — по той причине, что школа зачастую не представляет себе, что такое театр, она пытается подойти к нему как к обычному предмету, а театральных педагогов загнать в рамки школьных педагогов. К сожалению, загнать театр в урок не получится, у него есть своя специфика. Решить какие-то организационные моменты театр тоже не поможет — он скорее только добавит организационных проблем, потому что детей надо отпускать на репетиции, на фестивали, из-за этого возникают конфликты между педагогами, которые тоже надо как-то решать.
Я знаю истории успеха, когда школьные театры находили со школой общий язык. Но это всегда требовало много времени, огромного количества притирок, сдержанных противоречий и компромиссов. В любом случае это необходимо. Зато, когда симбиоз найдется, театр школе не то что поможет — он фактически выведет ее на новый уровень педагогики. Поэтому, пусть с ошибками, но начинать этот процесс нужно как можно раньше.
Массовые школьные театры еще и помогут решить сразу несколько проблем в театральном образовании
Сейчас система отбора в театральные вузы и колледжи отвратительная — туда ломятся люди, которые не представляют, что такое театр, что это за профессия, чем надо жертвовать и что от нее получают. Они просто видят красивую картинку какого-нибудь киноактера — и айда! Получают образование, а потом массово становятся не нужны профессии — и уходят в педагогику. Большинство театральных педагогов сейчас — это актеры, у которых не задалась карьера. Из-за этого они, работая с детьми, еще и начинают выплескивать на них свою обиду — через резкость, травлю и прочее. Детям от этого лучше не становится.
Если театр будет в каждой школе — не сразу, но лет через 20, когда школы поймут, что это неизбежно и, более того, полезно — начнется нормальный естественный отбор. Любой ребенок сможет себя попробовать, хорошие ребята со школьными труппами будут попадать на фестивали — городские, областные, всероссийские. Там они поймут, что они действительно крутые, и пойдут дальше поступать в вузы. Те же, кто просто пришел посветить лицом, поступать не будут. В результате увеличится количество хороших выпускающихся артистов. А если еще и ввести театральное педагогическое образование — его сейчас просто не существует, хотя, если будут создавать новые театры, понадобится больше педагогов — те, кто захочет, станут преподавать — продолжат профессионально, по-хорошему работать с детьми. И круг благополучно замкнется.
«Знания-знания-знания, а подумать некогда»
Елена Булин-Соколова
Доктор педагогических наук, руководитель образовательного бюро «A101 Лёрнити»
Я уверена, что театр поможет школе решить некоторые проблемы. Театр — это в первую очередь площадка для диалога. Диалога культур и диалога людей. Для растущего человека важно научиться понимать другого, сопереживать — в театре дети это делают, перевоплощаясь в героев других историй и эпох, пытаясь стать на место людей в других обстоятельствах, проживая их жизнь.
Особенно важно это для подростков, которые в театре через образы могут высвободить свои несформулированные, непроработанные чувства и переживания.
Спрятавшись за героем, они, отпуская давление, получают возможность рассказать другим о себе
Как пространство для разговора, театр может помочь наладить атмосферу в школе. Большинство конфликтов, напряжений и недопониманий в школе, как и везде, возникает из-за отсутствия возможности прояснять — просто сесть и поговорить. Казалось бы, школа — это место для разговора, но очень часто именно этого ей и не хватает. Театр, обучая детей сопереживанию, еще и дает им место, где все это можно обсудить.
В учебный план занятия в театре тоже вписываются вполне органично — есть первая половина дня, для учебы, и есть вторая, для допобразования. Более того, они отлично его дополняют. Сейчас все больше говорят о том, что школа должна нести воспитательную функцию. Думаю, это правильно: вообще-то знания сегодня находится на расстоянии вытянутой руки. Детям нужны не просто знания, а умения что-то делать.
Чтобы делать что-то позитивное, не разрушительное, нужно, чтобы владелец знания обладал каким-то духовным опытом, эмоциональным интеллектом. Если мы строим учебный план так, что у ребенка в расписании идут только занятия-занятия-занятия, на которых ему дают знания-знания-знания, а времени для того, чтобы все это осмыслить, не остается — возникает много вопросов.
Школе нужен театр, и театр нужен разный. В школах от «А101 Лёрнити» мы постоянно прибегаем к театральным практикам — чтобы дети могли получить этот опыт неформального образования, испытать радость узнавания, попробовать себя в новом деле и, в конце концов, создать некое высказывание. Для педагогов мы запустили отдельную активность — театральную лабораторию, где они могут узнать о методах, которые можно использовать в работе с детьми.
В районах от «А101» творчество доступно для всех. На фестивалях для семей с детьми компания организовывает курсы актерского мастерства — чтобы театра у себя дома мог построить каждый. Для тех же, кто хочет научиться творчеству, но не знает, где, существует проект «Оркестратория», в котором жители любого возраста (даже бабушки и дедушки) могут научиться игре на музыкальных инструментах — без осуждения и лишних переживаний — и выступить целым коллективом. Фестивали, игротеки, спортивные и творческие программы, все это — прямо с соседями по двору, а самые активные могут предложить свои проекты, чтобы сделать жизнь района еще лучше.
Обложка: aerogondo2, TWINS DESIGN STUDIO / Shutterstock / Fotodom
Реклама. Рекламодатель: ООО «А101» ИНН 7704810149, LjN8KZJ6t
ИСТОРИИ
«С детьми нужно быть безумцем»: как живет Детский музыкальный театр юного актера
ГРАМОТНЫЙ ОТВЕТ
«В театре был полный аншлаг»: что не так с этим выражением и как сказать грамотно
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
6 правил выбора и поведения в театре с детьми. Режиссёры и директора московских театров — о том, как не испортить вечер себе и окружающим