Почему упорство и труд куда важнее талантов (и в чём отличие установок на данность и рост)
Почему упорство и труд куда важнее талантов (и в чём отличие установок на данность и рост)

Почему упорство и труд куда важнее талантов (и в чём отличие установок на данность и рост)

Конспект книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития»

Даша Дувидзон

2

27.07.2017

Если вы не писали стихи, а сочинения тянули на скупую четвёрку, это ещё не значит, что дорога на журфак закрыта. Иногда талант и интеллект вообще ничего не значат. Куда важнее банальный труд и убеждения. О том, как убеждения могут изменить всю жизнь, рассказывает психолог, преподаватель Стэнфорда и Гарварда Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание», которая вышла в издательстве «МИФ».

В чём разница установок на данность и на рост

Уверенность в том, что врождённые качества нельзя изменить (которую Кэрол Дуэк называет установкой на данность), постоянно заставляет нас самоутверждаться. Ведь если вы обладаете определённым характером, темпераментом, если вам дано строго фиксированное количество интеллекта, тогда остаётся лишь одно: постоянно доказывать, что вы действительно всем этим обладаете. Ощущать нехватку важных качеств для человека с установкой на данность просто невозможно.

Но есть и другая установка, которая говорит, что таланты и способности можно улучшать и развивать с помощью труда. Это установка на рост. Она основывается на том, что, хотя люди сильно отличаются друг от друга по своей природе, каждый из нас может меняться и становиться лучше.

«Вы знали, что Дарвина и Толстого считали обычными детьми? Что Бен Хоган, один из величайших игроков в гольф всех времён, в детстве был невероятно неуклюжим ребёнком с очень плохой координацией движений?»

В отличие от установки на данность установка на рост утверждает, что необходимые качества можно в себе развить, для этого нужно только желание. Нет смысла самоутверждаться снова и снова, когда можно потратить это время на саморазвитие.


Почему люди боятся усилий (и к чему это приводит)

Кэрол Дуэк считает, что есть две причины, по которым человек не хочет что-либо делать. Во-первых, люди с установкой на данность убеждены, что по-настоящему одарённым людям не нужно трудиться. И любая попытка бросает тень на их талант. Во-вторых, труд лишает оправдания. Можно всегда спокойно сказать, что теоретически вы способны достичь чего-то. Но если вы попытались, но ничего не получилось, вы больше не можете так говорить. Люди с установкой на рост, наоборот, готовы пробовать новое, даже если рискуют ошибиться.

«С точки зрения Билли Джин Кинг (американская теннисистка, рекордсмен по числу побед на Уимблдонском турнире — прим. ред.), всё зависит от того, что ты бы хотел сказать, оглядываясь назад. Можно посмотреть на своё прошлое и, вздохнув, сказать: „Я мог бы стать…“, говоря о своих нереализованных способностях как о трофеях. А можно взглянуть назад и довольно заметить: „Я отдал себя всего тому, что мне дорого“. Уже сейчас стоит подумать, что бы вы хотели сказать, смотря в прошлое, и определиться, какую установку вы принимаете».


Как разные люди относятся к неудачам

«Люди с установкой на рост видят в неудачах источник мотивации. Неуспех информативен. Это сигнал к побуждению». Когда фирменный бросок баскетболиста Карима Абдула-Джаббара был запрещён в студенческой баскетбольной лиге, многие думали, что это помешает его карьере. Но всё произошло совем по-другому. Баскетболист начал отрабатывать другие приёмы и броски.

«Для людей с установкой на данность неудача — это клеймо навсегда». Серхио Гарсия ворвался в мир гольфа и вызвал у публики восхищение своими точными ударами. Но когда игра Гарсия стала терять в качестве, он перестал уже быть таким очаровательным. Игрок увольнял снова и снова своих помощников, обвинял их во всех своих неудачах. Однажды, чтобы наказать ботинок, Серхио подбросил его в воздух и пнул. Ботинок чуть было не угодил в одного из организаторов соревнования. На этом примере видно, что установка на данность всегда направлена на то, чтобы защитить человека от провала и от осознания своей вины в нём.


Как правильно хвалить ребёнка (и нужно ли)

Задумывались ли вы когда-нибудь, что фразу «Ты выучил урок так быстро! Какой ты умный!», ребёнок может понять как «Если я не смогу выучить быстро урок, значит я не умный?». А похвалу типа «Ты такая умница! Получила пятёрку, хотя даже не готовилась!» он понимает как «Мне лучше перестать готовиться, иначе они подумают, что я не такая уж и умница?».

У детей с установкой на данность нет иммунитета к неудачам — очень много думают о своих талантах и способностях. Кэрол Дуэк и её помощники провели несколько исследований, в которых участвовали сотни детей. Психологи выяснили, что похвала умственных способностей ребёнка подрывает его мотивацию и негативно отражается на его результатах.

Конечно, детям очень нравится, когда их хвалят именно за ум и способности. Такое поощрение заметно улучшает их настроение. Но вскоре всё резко меняется. Когда перед ними встают какие-либо препятствия, их самооценка падает и мотивация исчезает. Если успех говорит о том, что они умны, тогда неудача намекает на то, что они глупы. Это убеждение тех, кто живёт с установкой на данность.

Да, это значит, что не стоит хвалить ребёнка только за его интеллект и способности. Но можно и даже нужно поощрять детей за процесс, ориентированный на рост, — за то, как долго они сидели над решением задачи, что нового они для себя открыли благодаря ей и сколько усилий пришлось им приложить, чтобы получить достойный результат. И обязательно спрашивайте их, как всё прошло, сколько сил они потратили. Им это важнее.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(2)
Natali Smit
Насчет журналистики, пожалуй, не соглашусь. Талант должен быть. Владение словом — это дар. Как голос. Все поют в душе или караоке-барах. Но не все рискуют выйти на сцену. Но умение составить из трех слов предложение часто дает повод рвануть в " писателя». И, да, можно научить и бесталанного скидывать в кучу слова для простейших информашек. «Глава района поздравил оленеводов с праздником и пожелал здоровья им их оленям». Но журналиста из него не выйдет. Он будет сухо выдавать инфу без вдохновения. И его строки вряд ли вызовут отклик у читателя.
Но во всем остальном, согласна полностью. Любой талант мертв без умения вкалывать, как лошадь на пахоте. И научить ребенка работать, значит дать ему будущее.
Леся
Natali Smit
Вот про это и говорится в книге. Человек без таланта первый год будет писать так, как вы говорите, но потом придет опыт, он будет сначала подражать другим, затем выработает свой стиль. Всему нужно научиться. И в книге масса примеров из жизни. Советую прочитать.