10 самых знаменитых девочек-сирот литературы
Блоги14.11.2019

10 самых знаменитых девочек-сирот литературы

Во второй понедельник ноября отмечают Всемирный день сирот. Детям, оставшимся без родителей, нужна поддержка, помощь и внимание. Мы публикуем в блоге «Школы позитивных привычек» обзор трогательных литературных образов сирот, чтобы напомнить взрослым о проблеме сиротства.

Тема сиротства вплетена в культуру каждого народа. Мы встречаем героев, лишившихся родительской заботы, в древних мифах, народных и авторских сказках, на страницах романов и новелл. Сюжет о сироте в чужой семье стар как мир, а слово «мачеха» давно стало метафорой грубой и несправедливой женщины. Почему персонажи, лишённые семейного окружения, часто становятся центральными фигурами художественных произведений?

Образ героя-сироты во многом интересен для писателя. Во-первых, безусловно, автором движет социальная цель — изображение такого явления, как сиротство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставлены сами себе и подчас не имеют постоянного места жительства, нормальных бытовых условий, это ведёт к тому, что они попадают под дурное влияние.

Во-вторых, именно бесприютность и одиночество героя, возможно, пробудят в ребёнке эмпатию и сочувствие. В-третьих, на примере героя-сироты можно показать мужество и выдержку человека. Ведь часто в литературе герои, которые потеряли родных, являются вместилищем всех лучших человеческих качеств, доказывая, что кротость, трудолюбие и стремление к светлому помогут преодолеть любые тяжёлые испытания.

1. Золушка

История Золушки — один из самых популярных бродячих сюжетов, имеющий более тысячи воплощений в фольклоре разных народов. Одна из древнейших версий сказки была написана ещё на египетских папирусах. В редакциях сказки Шарля Перро и братьев Гримм Золушка попала на бал и познакомилась с принцем не потому, что её крёстной оказалась Фея, а потому что она была заботливой, внимательной и трудолюбивой девушкой.


2. Джейн Эйр

Образ героини романа Шарлотты Бронте — это попытка создания образа идеальной женщины, искренней, умной, доброй и независимой. На протяжении всего романа Джейн Эйр борется за свободу, любовь и счастье. В массовом сознании укоренилась сама типология образа бедной сироты, которая оказывается в неблагоприятных обстоятельствах и только благодаря своей моральной цельности, внутренней чистоте, стойкости, уму и твёрдому характеру преодолевает жизненные невзгоды и добивается успеха, как личного, так и материального.


3. Козетта

История Козетты из романа «Отверженные» Виктора Гюго — это переосмысленная история Золушки. Сирота Козетта живёт в семье трактирщика Тенардье. Её унижают и заставляют выполнять всю грязную работу по дому и в трактире. «Крёстной феей» для Козетты становится друг её матери Жан Вальжан. Гюго показал в своём романе путь, который проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине».


4. Поллианна

Ко времени выхода «Поллианны» Элинор Портер уже была известной писательницей, её новое произведение вызвало настоящий ажиотаж и издавалось миллионными тиражами. Образ неунывающей девочки-сироты, своей бодростью и верой меняющей окружающий её мир, стал архетипическим в детской литературе. Сегодня по всему миру действуют «Клубы радости» (The Pollyanna Glad Clubs).


5. Энн из Зелёных крыш

В 1908 году в Канаде вышла книга Люси Мод Монтгомери, ставшая одним из самых популярных произведений англоязычной детской литературы. Тема, поднятая Элинор Портер, сразу нашла своих последователей. История Энн Ширли, которую удочерили постаревшие брат и сестра Марилла и Мэтью Катберт, чтобы она помогала им на ферме, — это не просто рассказ о взрослении девушки, но и о становлении личности в определённом историческом контексте. История сироты Энн Ширли рассказывает и о первых суфражистских веяниях, и о быте в деревне и городе, и о суровых днях войны.


6. Дуня и Дорушка

Мать автора повести «Приютки» Лидии Чарской умерла при родах, эта трагедия отразилась на творчестве Лидии: нередко герои её произведений — печальные сироты, чьё сердце привязывается к тому, кто проявил хоть немного доброты. Дуня и Дорушка — героини повести «Приютки», юные девочки, которые, несмотря на горести судьбы, остаются щедрыми и хрупкими. В конце повести девушки выходят во взрослую жизнь, своей честностью и порядочностью они заслуживают себе достойную репутацию.


7. Оля

Главная героиня рассказа Платонова «На заре туманной юности» Ольга в четырнадцать лет остаётся полной сиротой. Переживая уход отца с матерью, она помнит материнский наказ о необходимости продолжать полноценную жизнь и решает отправиться в город. Ни болезнь родителей (тиф) и их смерть, ни озлобленность родной тётки из города, ни голод и нищета общежития не уменьшают Олиной силы воли. Она преодолевает все тяготы и невзгоды. История Оли — это жизнь обыкновенной русской девушки во время войны, сумевшей остаться добрым и сердечным человеком, несмотря ни на что.


8. Пеппи Длинныйчулок

Пеппи — мечта всех детей: она ест столько конфет, сколько ей захочется, спит когда вздумается, живёт с лошадью и обезьяной, чистит зубы по собственному разумению, не признаёт авторитетов и даже не ходит в школу. Для Пеппи мир взрослых чужой, она даже не стремится его понять. Следуя собственным ценностям, Пеппи плывёт по течению, готовая к приключениям и неожиданным встречам, но за всеми шутками и суматохой кроется одиночество Пеппи. Несмотря на самостоятельность и недюжинную силу, она всё ещё ребёнок.


9. Галадриэль Хопкинс

Кэтрин Патерсон в повести «Великолепная Гилли Хопкинс» рисует реалистичный образ девочки-сиротки, глубокий и сложный. Образ ребёнка, которого из-за плохого поведения отправляют из семьи в семью, и от этого он ненавидит новых родителей всё больше. Гилли Хопкинс отнюдь не идеальна: она расистка, обманщица, воровка и школьная задира, но под грубостью и безразличием она прячет сердце, которое не раз было разбито.


10. Гуль

Герои романа Дины Сабитовой «Где нет зимы», восьмилетняя Гуль и её старший брат Паша, остались совсем одни. В страхе быть разлученными и попасть в приют они решают перебраться в старый дом, где они жили с мамой и бабушкой. Дина Сабитова через судьбу своих героев говорит с читателями об одиночестве детей, их беззащитности, о том, какой сложной бывает жизнь, что порой труднее всего преодолеть равнодушие и бездушие, но в конце она дарит читателю надежду: всё будет хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться за себя.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Анастасия Мякишева
Полоса отчуждения» тож страшная книга. не хочу перечитывть.
Больше статей