Так скучно, так невыносимо: как переломить консерватизм школьной литературы
Блоги05.04.2021

Так скучно, так невыносимо: как переломить консерватизм школьной литературы

Не так давно у нас вышел текст «Урок лицемерия: почему школьникам несимпатичны Мцыри, Катерина из „Грозы“ и Ярославна» президента фонда и конкурса чтецов «Живая классика» Марины Смирновой. Под ним было много возмущенных комментариев: «Что, избавимся от лучшего? В пользу чего?» Но что думают учителя — об этом наш блогер, молодой учитель русского и литературы Ника Тышкевич.

Двадцать первый век. Перья сменились ручками, печатные машинки — ноутбуками. Смартфоны стали продолжением руки почти каждого человека, а информация доступна даже для пятилетнего ребенка. Современные технологии! Комфорт, удобство, новшества…

Но все это исчезает, стоит только открыть список литературы рядового школьника на лето. Пушкин, Лермонтов, Гоголь — Золотой век; Маяковский, Ахматова, Блок — Серебряный; Бродский, Рубцов, Шукшин — советская литература.

Все хорошо, все нужно, все важно. Вот только где современность? Современная литература вымерла в 90-е? После 2000-го года никто ничего не написал ничего достойного?

Я — молодой учитель литературы, но куда старше нынешних школьников. Даже для меня некоторые произведения в подростковом возрасте были скучны.

Мне было неинтересно следить за диалогами героев «Тихого Дона» Шолохова, смотреть на небо Аустерлица вместе с далеким Болконским, что уж говорить про литературу XVII века? И мне было не просто скучно, а невыносимо скучно.

Не потому, что произведения какие-то «не такие», а потому что они далекие

Я с упоением читала современную зарубежную литературу, полностью оградившись от всей русской классики. И только недавно я начала получать удовольствие от школьной программы. Но только потому что «доросла».

А что делать нынешним школьникам? Для них классики — вымершие «мамонты». Да, великие. Да, писатели. Но понимания нет, потому что отсутствует интерес. А интерес отсутствует, потому что все это великолепие и божественное свечение, исходящее от списка литературы на лето, ослепляет количеством и объемом.

«Современная» литература в школьной программе предусмотрена — нежданно-негаданно — только в 11-м классе. В одиннадцатом! Разве к этому возрасту ребенок окончательно не разочаруется в школьной программе? Да и современная эта литература с большой натяжкой. Самое «новое» произведение, которое мне встречалось в разделе «обязательное к прочтению», датировано 1989 годом, а во «внеклассном» — 2003-м.

Хороша современность! В интересное время живем. И возникает вопрос — что делать?

Повлиять на программу нельзя, но можно постараться донести до детей мысль, что современная литература тоже существует! И она ничем не хуже классической.

Где ее найти? Только не падайте в обморок, но на сайтах современных библиотек, форумах и даже — не поверите — в книжных магазинах на полках с яркой надписью «новинка». Конечно, может такое случиться, что вам попадется откровенная фальшь, при создании которой поленились и автор, и редактор, и корректор, а иногда и дизайнер. Но иногда можно найти шедевры! Недавно «Мел» как раз публиковали список современных книг для подростков, найти будет нетрудно (думаем, что речь идет об этом тексте. — Прим. ред.).

А как познакомить детей с ними? Не в рамках же уроков. Программа! Все просто, включите воображение! Можно устроить с детьми книжный клуб, снимать буктрейлеры на современные книги, создавать литературные подкасты. Вариантов много, главное — желание. И прежде всего, желание учителя. Современная литература должна жить. Давайте ей поможем?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / iku4

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(10)
Елена Федорова
«даже мне было скучно» — какой мега-критерий
Ника Тышкевич
Елена Федорова
Добрый день! Спасибо за Ваш комментарий! Возможно, Вы не совсем верно меня поняли :) «Даже мне было скучно» — это указание на возраст, не более. Не возношу себя на какие-либо пьедесталы, как могло показаться. И, конечно, пример одного человека — это еще не доказательство позиции. Это лишь личный опыт и наблюдения (и за собой, и за детьми). Как говорится, «мнение редакции и автора может не совпадать».
В любом случае, я рада, что Вы нашли время, чтобы ознакомиться с текстом. Желаю хорошего дня! :)
Консалтинг
Проблема очерчена. Другие не только технологии, а другой ритм жизни, иная психология, иные мотивации (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/63129-chto-meshayet-podrostkam-polyubit-klassiku-i-chto-my-mozhem-s-etim-sdelat). Я прибегаю к ассоциациям молодежи через сравнение героев классики с авторами из интернета. К примеру, современный «чичиков» обращается к тем, кто по сходной цене обещает накачать мертвыми душами его статистику, а не реальными людьми, которые якобы читали его сайт или посты в социальных сетях (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/10287-roditelyam-nado-nezapreshchat-sotsseti-aobuchat-detey-pravilnomu-vnikh-povedeniyu). А после этого подростки с интересом читают Гоголя «Мертвые души», так как им хочется сопоставлять ту и нашу жизнь. Этого нет в учебниках, подростки действуют, а не следуют тем установкам, которые заложили в учебники литературы канувшие в лету авторы. Пора признать, что и сама литература изменилась, она уже не обязательно принимает форму книги, но это уже иная тема (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/89426-eto-vy-bumery-porozhdayete-konflikt-pokoleny-da-vot-tak).
Ника Тышкевич
Консалтинг
Добрый день! Спасибо за такой подробный комментарий! Интересные идеи и прекрасные материалы.
Желаю Вам хорошего дня! :)
Алина Жарахина
Дело не в литературе, а в том, как её преподать. Мои ученики с удовольствием читают и Толстого, и Достоевского. От Маяка и Гумилева вообще без ума. Поэтому многие сдают егэ по литературе и даже на заветные 100 баллов. Очень жаль, что вы не можете пробудить в детях желание читать и анализировать классические образы.
Александра Миронова
Алина Жарахина
Абсолютно согласна! Я работаю маркетологом в онлайн-школе по литературе, столько нового открыла для себя. Например, никогда не задумывалась о символах в произведениях Достоевского, о мотивах Печорина и его приемах по пикапу (актиальных и сейчас) и так далее. Потому что в школе нам об этом не рассказывали.
Показать все комментарии
Больше статей