11 авторов, которые ненавидели экранизации своих книг

18 630
Кадр из фильма «Заводной апельсин»

11 авторов, которые ненавидели экранизации своих книг

18 630

11 авторов, которые ненавидели экранизации своих книг

18 630

Экранизации книг иногда действительно бывают чудовищными. А порой они нравятся зрителям, но почему-то сильно раздражают авторов оригинального произведения. 11 таких случаев собрала Стэйси Конрадт для издания Mental Floss, а участники проекта The Odstavec перевели этот список на русский.

1. Памэла Трэверс / «Мэри Поппинс»

Для многих из нас «Мэри Поппинс» Диснея (1964) может быть дорогим сердцу детским воспоминанием, но для автора книги, Памелы Трэверс, экранизация стала сродни пощёчине. Несмотря на согласованный сценарий, в конечном варианте многие правки Трэверс проигнорировали. Трэверс выступала категорически против анимационных вставок в фильме, её также возмущало то, как была преуменьшена строгая сторона Мэри Поппинс. После нескольких напряжённых встреч Трэверс всё же неохотно одобрила сценарий. Её бы не пригласили на премьеру, если бы она не пристыдила директора Диснея. Во время премьеры 65-летняя Трэверс плакала большую часть фильма и решительно запретила Диснею прикасаться к остальным книгам. Позже противостояние Уолта Диснея и Памелы Трэверс легло в основу фильма «Спасти мистера Бэнкса», в котором роль Диснея сыграл Том Хэнкс. А в 2018 году выйдет музыкальный фильм «Мэри Поппинс возвращается», который станет сиквелом фильма 1964 года.


2. Стивен Кинг / «Сияние»

Стивен Кинг заставил любителей кино вздрогнуть, когда сказал, что ненавидит то, во что Стэнли Кубрик превратил его «Сияние»: «Я долго восхищался Кубриком и возлагал большие надежды на этот проект, но был глубоко разочарован в конечном результате… Кубрик просто не смог понять чисто нечеловеческое зло отеля „Оверлук“. Поэтому он искал зло в персонажах и сделал фильм семейной трагедией с едва различимым сверхъестественным подтекстом. Это стало основным недостатком: он сам не мог поверить, и поэтому не смог заставить поверить других».

Кинг также был недоволен игрой Джека Николсона — писатель хотел, чтобы зрителю было чётко ясно, что Джек Торренс не был сумасшедшим, пока не поселился в отеле, а Николсон сделал своего персонажа безумным с самого начала. Кинг недавно описал фильм как «большой красивый Кадиллак без двигателя внутри». С режиссёром Миком Гаррисом Кинг закончил работу над другой версией «Сияния», которая транслировалась на ABC в 1997 году.


3. Энн Райс / «Интервью с вампиром»

Когда кастинг для экранизации «Интервью с вампиром» был окончен, Энн Райс сказала, что Том Круз «похож на моего вампира Лестата не больше, чем Эдвард Г. Робинсон на Ретта Батлера» (погуглите фотографии актёра Робинсона и поймите, что правда не похож совсем). По её словам, кастинг был «таким странным, что было почти невозможно представить, во что это выльется». Однако, увидев фильм, Энн Райс по-настоящему полюбила персонажа в исполнении Тома Круза и сказала ему, что он проделал впечатляющую работу.


4. Уинстон Грум / «Форрест Гамп»

На заметку режиссёрам — не злите автора книги до того, как будет написано продолжение. Недовольный тем, что Голливуд в своей трактовке «Форреста Гампа» опустил некоторые сюжетные точки, а также подчистил нецензурную брань и сексуальные сцены, Уинстон Грум начал сиквел со строк: «Никому и никогда не позволяйте снимать кино о вашей жизни» и «Хорошо его снимут или паршиво, это без разницы». Нельзя обвинять Грума в сумасшествии: он подал в суд, не получив свои 3% прибыли, которые обещал ему контракт –продюсеры утверждали, что когда они вычли издержки производства и рекламные расходы, фильм уже не приносил денег. К материальному ущербу добавилось и оскорбление: Грум не упоминался ни в одной из шести благодарственных речей, которые произносили актёры и члены съёмочной группы «Форреста Гампа» на получении премии «Оскар».


5. Клайв Касслер / «Сахара»

Серия «Дирк Питт» Клайва Касслера стала культовой и обрела множество поклонников. А вот фильмы про Дирка Питта такого успеха не достигли — особенно «Сахара» 2005 года с Мэттью МакКонахи и Пенелопой Круз в главных ролях. Фактически, это был полный провал: фильм с бюджетом в 145 миллионов долларов собрал в прокате только 68 миллионов. Касслер заявлял, что это произошло потому, что продюсер не предоставил ему полный контроль над сценарием, как было согласовано, и предъявил иск на 38 миллионов долларов. Писатель проиграл процесс. Более того, Касслера обязали выплатить производственной компании «Сахары» 13,9 миллионов долларов за судебные издержки. Хотя это постановление было отменено в 2010 году, можно с уверенностью сказать, что Касслер вряд ли когда-нибудь возобновит отношения с производственной компанией. Кстати, адаптация другой книги Касслера, «Поднять Титаник», тоже стала эпической неудачей, получившей первую в истории «Золотую малину», причём сразу в нескольких категориях. Несмотря на то, что в фильме снимались лауреаты премии «Оскар» Джейсон Робардс и Алек Гиннесс, он собрал лишь около 20% своего сорокамиллионного бюджета.


6. Джером Д. Сэлинджер / «Моё глупое сердце»

Есть причина, по которой никто никогда не видел полноэкранной версии «Над пропастью во ржи» или «Фрэнни и Зуи». В конце 40-х годов Сэлинджер дал согласие на то, чтобы по его рассказу «Лапа-растяпа» был снят фильм. В итоге, он был настолько оскорблён тем, что его произведение превратили в приторную любовную историю, что поклялся, что больше никогда не даст испортить свои работы.


7. Энтони Бёрджес / «Заводной апельсин»

Энтони Бёрджессу не только не понравился фильм, снятый по его роману — позже он пожалел, что вообще написал его:

«Книга, которая принесла мне известность, или даже только благодаря которой я и известен, — это роман, от которого я готов отречься: состряпанный четверть века назад как баловство и ради денег, он стал сырым материалом для фильма, который прославляет секс и насилие. Фильм облегчил читателям книги неправильное понимание того, о чём идёт речь, и это непонимание будет преследовать меня, пока я не умру. Я не должен был писать книгу из-за этой опасности неправильной интерпретации».


8. Брет Истон Эллис / «Информаторы» / «Американский психопат»

Брет Истон Эллис не считает, что какая-либо из киноадаптаций его книг достойна почестей (за исключением, может быть, «Правил секса»), но некоторые не нравятся ему больше других. Хотя он работал над «Информаторами» в 2009 году, он говорит: «Этот фильм не удался по многим причинам, и не думаю, что здесь виноват я». Вдобавок Эллис думает, что Голливуд не должен был снимать «Американского психопата»: «Это книга, которой не нужна экранизация. Проблема в том, что „Американский психопат“ был задуман как литературное произведение с очень ненадёжным рассказчиком в центре, а формат фильма требует ответов. Он требует ответов. Вы можете сделать фильм сколько угодно двусмысленным, это не имеет значения, потому что мы всё равно смотрим его. Он даёт нам ответы визуально. Я не думаю, что „Американский психопат“ стал бы интереснее, если бы вы знали наверняка, что всё это происходит наяву или в его голове. Я считаю, что ответ на этот вопрос делает книгу бесконечно малоинтересной».


9. Роальд Даль / «Чарли и шоколадная фабрика»

Вы задумывались, почему «Чарли и огромный стеклянный лифт» (Продолжение «Шоколадной фабрики») так и не вышел на большой экран за своим предшественником? Всё потому, что Роальд Даль считал, что адаптация его книги вышла «мутной», режиссёр не обладает «талантом или вкусом», а Вилли Вонка в исполнении Джина Уайлдера получился «показным» и «пустым». Роальд Даль пообещал, что продюсеры фильма никогда не заполучат в свои руки продолжение, чтобы так же разрушить его, по крайней мере, пока он жив.


10. Кен Кизи / «Пролетая над гнездом кукушки»

Несмотря на то, что экранизация романа Кена Кизи выиграла многие оскаровские номинации — «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший актёр», «Лучшая актриса» и «Лучший адаптированный сценарий», сам автор не был впечатлён. Он изначально планировал помочь с созданием фильма, но взял отпуск на две недели. Хотя Кизи долгое время утверждал, что даже не смотрел его и был особенно расстроен тем, как в фильме представлено мировоззрение «Вождя» Бромдена, позже его жена сказала, что он был счастлив, что фильм всё-таки был снят.


11. Ричард Мэтисое / «Я — легенда»

Ричарда Мэтисона с 1964 раздражали экранизации его книги. В первом фильме, «Последний человек на Земле», в главной роли снялся Винсент Прайс.

«Я был разочарован „Последним человеком на Земле“, хотя они более или менее следовали моему сюжету. Винсент Прайс, игрой которого я наслаждаюсь в каждом фильме, снятом по моему сценарию, не подходил на эту роль. Также я чувствовал, что постановка была в каком-то смысле слабой», говорил он.

В другой версии, которая называлась «Человек Омега», главную роль играл Чарлтон Хестон. «„Человек Омега“ был так далёк от моей книги, что мне было абсолютно всё равно», — сказал Мэтисон. А когда был объявлен выход фильма «Я — легенда» с Уиллом Смитом в главной роли, Мэтисон прокомментировал это так: «Я не знаю, почему Голливуд очарован моей книгой, ведь они никогда не снимают её так, как я её написал». В самой последней адаптации, кстати, концовка Мэтисона была полностью изменена, поскольку оригинальная не понравилась зрителям на тестовых показах.

Перевод: Слава Глыбочко Коррекция, редакция: Константин Макаров, Маргарита Баранова

The Odstavec — проект о литературе. Его основная цель — сделать доступными для русскоязычной аудитории самые интересные материалы зарубежных порталов о литературе и около неё. А ещё –это небольшая блоговая платформа, и писать посты в него может любой желающий.