13 спектаклей этой осени, на которые нужно сходить с детьми
13 спектаклей этой осени, на которые нужно сходить с детьми
Осень — лучшее время для того, чтобы ходить в театры: темнеет рано, на улице дождь, гулять всё равно уже невесело. Нужно только выбрать, чего хочет душа (и собственный ребёнок). Чтобы облегчить этот выбор, мы составили гид по премьерам и тем детским спектаклям, которые уже можно назвать классикой московского детского театра.
Для школьников младших классов
«Я родился!», Центр им. Вс. Мейерхольда
15 октября
Спектакль «Я родился» режиссёра Юрия Алесина, хореографа Александра Андрияшкина и композитора Киры Вайнштейн — это попытка рассказать ребёнку, откуда берутся дети. Своего рода фантазийная ретроспектива первых лет жизни ребёнка, включая месяцы пребывания в животе у мамы. «Мы хотели избежать излишней слащавости и сохранить честный взгляд на материнство и младенчество, но при этом спектакль вовсе не похож на урок биологии», — говорят его создатели. Вот некоторые вопросы, на которые ответят в этой фантазийной ретроспективе: где живёт ребёнок до того, как родители встретились? Как ребёнок попадает в мамин живот? Есть ли там лампочка или хотя бы фонарик, чтобы ребёнок не боялся? Можно ли туда вернуться, если ты что-то забыл? Для ответов на эти вопросы используются все средства современного театра: визуальный театр и современный танец, драма и музыка, написанная, кстати, специально для этого спектакля, в котором будет настоящий оркестр из детских игрушек-погремушек.
«Куда девалось солнышко!», ТЮЗ
15 и 23 октября
Когда спектакль ставит Кама Гинкас, патриарх современного российского театра, и сам пишет аннотацию к нему, нет ничего глупее, чем пересказывать её своими словами. Поэтому просто приводим здесь слова Камы Гинкаса — и бежим за билетами. Срочно.
«Жили-были Один и Другой. И жили они в своём домике под горой. А вокруг были-жили и зелёный лес, и морской прибой, и густой туман, и пылающий вулкан, и прекрасные цветы, и горячие пески, и пуховые снежинки. Были-жили яркие-яркие звёзды и высокое синее небо. И ещё, конечно, было-жило Солнышко, которое каждый вечер куда-то девается, без которого почему-то всегда так грустно и которое непременно нужно найти. Но даже если погнавшись за Солнышком, ты познакомишься с удивительным большущим миром, где-то всегда останется твой Дом, без которого очень плохо и который будет ждать тебя, каждый вечер зажигая в своих маленьких окошках свет.
5 спектаклей, которые помогут понять литературу
Эту сказочку для театра сочинил я, дедушка Кама Гинкас. Потому что всю жизнь слишком много занимался театром и не замечал, как зима сменяется весной, а лето — осенью. Не замечал ни неба, ни звёзд, ни травы под ногами. Всё театр да театр. Вот почему захотелось хоть этих двух трогательных и наивных дурачков отправить за Солнышком, чтобы вместе с ними увидеть все красоты Земли, неба и даже далёкого космоса».
«Гадкий утёнок», Театр Наталии Сац
19 ноября
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, на спектаклях которого выросло не одно поколение столичных театралов, всегда славился своими прочтениями сказочной классики. Вот и теперь для премьеры, приуроченной ко дню рождения театра, взяли проверенный рецепт хорошего детского музыкального спектакля. В этот рецепт входят:
- хорошая известная сказка («Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена — вне конкуренции);
- специально написанная для спектакля музыка (в данном случае театр обратился к Михаилу Броннеру, который сочинил уже несколько опер для Театра Наталии Сац);
- яркие, зрелищные и очень «сказочные» декорации (за это в новой постановке отвечает главный художник театра Станислав Фесько, в прошлом сезоне выпустивший совершенно волшебного «Морозко»);
- талантливая, изобретательная режиссура (ставит «Гадкого утёнка» сам худрук театра Георгий Исаакян).
Всё вместе в сумме должно дать один простой результат: очень хороший детский музыкальный спектакль. Вот и проверим в 51-й день рождения театра.
«Шедевры кукольного искусства Китая», Большой Сычуаньский кукольный театр
14 октября
Традиция кукольного театра в Китае на пару тысячу лет старше российской, поэтому любителям этого жанра стоит выбраться в середине октября в театр Образцова, где в рамках Международного фестиваля кукол будет показан спектакль со «скромным» названием «Шедевры…». Однако на сцене действительно будет то, что мало кому из кукольников под силу: уровень мастерства китайских профессионалов просто покоряет. Например, китайские тростевые куклы способны писать иероглифы, танцевать с лентами и есть палочками. Ради подобных почти цирковых номеров и стоит идти на этот спектакль.
«Гулял по улице щенок», Театр Образцова
13 ноября
Когда на сцене белый-белый снег летит по синему-синему небу, когда звуки виолончели, на которой играет Лошадь (та, которая купила четыре калоши), тревожат душу, когда вечером в городе загораются окна, а где-то по улице гуляет щенок, о котором мечтает один хороший рыжий мальчик, — это называется счастье. Это называется детство. Это называется настоящий театр. Такой, какой получился у режиссёра Бориса Константинова в его спектакле по стихам Ринаты Мухи и Вадима Левина. Который не делает различий между маленькими и взрослыми, но всем дарит радость. Детям — просто оттого, что на день рождения могут прийти осьминоги, а взрослым оттого, что любой праздник — это салют и куранты.
«Волк и семеро козлят», ТЮЗ
23 октября, 5 и 19 ноября
Лоскутный мир, придуманный художницей Еленой Орловой, повторяет принцип, по которому сделан спектакль Генриетты Яновской, весь собранный из лоскутов любви, обаяния, озорства, песен, дерзости, проказ и шуток. Это короткий и весёлый спектакль. Он смешной и простой. В нём нет подтекста, зато много поют. На нём дети просто смеются, а родители просто отдыхают. В нём всем знакомая история про Козу и её семерых козлят обрастает сюжетными подробностями, которые занимают взрослых (вроде уехавшего в дальнее плавание папы), и песнями Алексея Рыбникова на стихи Юрия Энтина, которые развлекают детей. А все вместе даёт замечательное ощущение праздника от похода в театр.
«Кролик Эдвард», РАМТ
22, 30 октября и 27 ноября
Спектакль режиссёра Рузанны Мовсесян сразу после выпуска стал хитом, легендой, паровозом кассы РАМТа и той постановкой, в любви к которой сошлись и примирились все: поклонники Богомолова и Соломина, Театра.док и МХАТа Дорониной. Немудрено. Ведь в этом спектакле есть все, чего ищут вышеупомянутые театралы каждый в своём стане: драйв и традиция, новые технологии (как-то «Кролика Эдварда» назвали первым 3D-спектаклем) и старые добрые театральные эффекты, история превращения бессердечной игрушки в живое трепетное, трогательное и любимое существо — и моменты, когда можно вспомнить собственное детство и почувствовать себя хорошим, чистым и наивным человеком.
Как увлечь ребенка классическим искусством
Рузанна Мовсесян поставила «Кролика Эдварда» совершенно не слезливо, но сентиментально. Без сюсюкания, столь мерзкого в детском театре, но с чёткой и внятной артикуляцией, которая делает все прихотливые изгибы сюжета понятными для маленьких зрителей. Поэтому меньше чем через год после выпуска её спектакль уже можно называть классикой, и без тени сомнения покупать билеты в подарок не только друзьям, но и собственным родителем.
Для школьников старших классов
«Демократия», РАМТ
15 и 21 октября, 4 и 19 ноября
Алексей Бородин принадлежит к тем бесстрашным режиссёрам, которые берутся за неподъемные, казалось бы, для сцены вещи и ставят их так, что потом спектакли годами идут на аншлагах. Так было со стоппардовской трилогией «Берег утопией», девятичасовой сагой, где главными действующими лицами стали Герцен и Огарев, Бакунин и Белинский. Так было с «Нюрнбергом» Эбби Манна — документальной пьесе об одном из самых тяжёлых судебных процессов в истории человечества. Теперь Бородин взял «Демократию» Майкла Фрейна, драматурга, хорошо известного в России благодаря пьесам «Шум за сценой» и «Копенгаген». В основе спектакля — история канцлера Германии Вилли Брандта и его личного помощника, восточногерманского шпиона Гюнтера Гийома.
«Пьеса Майкла Фрейна „Демократия“ продолжает важный для меня разговор о том, что мы разучились слушать, слышать и уважать друг друга. Мы отвыкли вести диалог, отсюда — бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки», — говорит Алексей Бородин и обещает показать документальный, туго закрученный шпионский детектив с вплетённой в него психологической драмой.
«Цветаева. Гардероб», Театр.док
23 октября
В прошлом сезоне неугомонный, прекрасный в своём дон-кихотстве Театр.док нашёл простой и невероятно действенный ход к сердцам подростков, которые традиционно считаются самой сложной театральной аудиторией. Они решили рассказывать о персонажах русской истории и литературы как о простых людях. Как будто бы это были их друзья. Или кто-то пусть и не очень знакомый, но все же понятный, не отделённый всеми этими веками, званиями, статуями, уроками литературы и общим безмозглым почитанием, которое не даёт увидеть за неживым — живое, за заболтанным — искреннее, за истрёпанным — талантливое.
Как учить школьную программу в театре
К Цветаевой применили тот же ход и решили порассуждать на тему: что носила Цветаева в жизни и считала ли она, что широкий жёлтый ремень идёт к тёмно-синему платью. Две актрисы, две куклы Барби, несколько вешалок с платьями — и много ответов на такие вопросы, которые убедят вас и вашего подростка в том, что стихи и прозу Цветаевой надо перечитать (вариант: прочитать). Вот они, эти прекрасные вопросы-мотиваторы: как вы себе представляете платье а-ля приживалка; что есть кольцо, если не круглый объект с отверстием внутри; неужели нельзя позволить ребёнку немного повеселиться?
Лекция Дмитрия Быкова «Театр А. С. Пушкина. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Сцена из Фауста», Театр «Мастерская Петра Фоменко»
20 ноября
В конце ноября Дмитрий Быков, прекрасный и сам по себе, но в сочетании с интересной темой становящийся и вовсе неотразимым, со сцены Мастерской Петра Фоменко прочтёт лекцию о Пушкине. «Пушкинский текст отличается универсальностью, и возможность всех или любых трактовок режиссёра убивает. Он не видит единственной, унизительной для него, возможности — сыграть пушкинскую пьесу несколькими способами. И тогда театр Пушкина реализуется, и замысел его осуществится», — делится своими мыслями Дмитрий Львович. А в театре поговаривают, что, возможно, эта лекция станет началом более тесного сотрудничества театра и лектора на предмет постановки «Моцарта и Сальери».
«Пушкин. Дуэль. Смерть», ТЮЗ
20 октября и 22 ноября
Спектакль Камы Гинкаса, в котором Пушкина нет, а есть его посмертная маска и наши бесконечные рефлексии на эту тему, в котором балет танцуют руками в белоснежных перчатках на столе, а вся любовь к поэту оборачивается сплошной истерией, более или менее талантливой. Это непростой спектакль для восприятия. И да, он рушит стереотипы, разрушает шаблоны и так далее, но прежде всего он проникает внутрь смотрящего — куда-то туда, куда мы немножко боимся заглядывать сами. Даже не потому, что мы там совсем плохие, но там много мути и суеты, и крика, и бесконечного цитирования — дневников современника, соседа, самого себя, и просто человечного, понятного, жалкого, но простительного. Но нет главного. Идеала.
«Война и мир. Начало романа», Театр «Мастерская Петра Фоменко»
30 ноября
Почти четырёхчасовой спектакль Петра Фоменко вобрал в себя всего несколько первых глав романа Толстого. Но театральная ткань, возникшая от этого соединения Фоменко и Толстого, оказалась столь прекрасна, что каждая минута действия даёт больше понимания даже ни литературы, а жизни, стоящей за ней, людей, про которых рассказано в романе, их чувств, ничем не отличающихся от наших. После спектакля уже очень трудно воспринимать «Войну и мир» как нечто мёртвое из школьной программы. После «Войны и мира» Фоменко все герои — и Пьер, и Наташа, и Княжна Марья, и Болконский, и все другие — становятся очень и очень близкими и родными людьми, а то, что с ними происходит, будто бы происходит с тобой.
«Рассказ о счастливой Москве», Театр п/р Олега Табакова
28 октября, 5 и 18 ноября
Один из ранних спектаклей именитого сегодня Миндаугаса Карбаускиса — это история девушки, рассказанная Андреем Платоновым. Оттого все немудрящие события в жизни молодой комсомолки и активистки по имени Москва, которая водит трамваи и пытается найти любовь и смысл жизни, начинают иметь звук вселенской безысходной нескончаемой пустоты-вечности. Осталось добавить, что играет Москву — Ирина Пегова, а спектакль идёт уже 9 лет, чтобы стало понятно — его обязательно нужно посмотреть и показать своему подросшему ребёнку.