Как подружить достопримечательности и детей: 7 идей мамы, которая не ходит в музеи

5 510

Как подружить достопримечательности и детей: 7 идей мамы, которая не ходит в музеи

5 510

Как подружить достопримечательности и детей: 7 идей мамы, которая не ходит в музеи

5 510

Сложно увлечь ребёнка походом в картинную галерею или экскурсией по городу, если он может прогуляться по ним онлайн или быстренько выстроить свою столицу в компьютерной игре. Мама троих детей Ксения Букша рассказывает, как не перекормить ребёнка культурой и почему не нужно целенаправленно прививать им свои увлечения.

Признаюсь: я не хожу в музеи, театры и выставочные залы. Не бываю на экскурсиях. Никто не заставит меня слушать гида или публичную лекцию. Так устроено моё внимание: мне просто скучно, и всё. При этом я очень люблю путешествовать, бродить по незнакомым городам, побережьям, скалам, лесам; смотреть на улицы, дома, деревья, людей, наблюдать незнакомую мне жизнь.

Помимо этого, я живу в Петербурге, жители которого традиционно обожают прикармливать младенцев культурой и историей города. Вот почему я решила написать о том, как дети воспринимают «достопримечательности» и как знакомить их с «культурным наследием», чтобы оно лучше усваивалось.

1. Не пытаться прививать свои увлечения

Я, повторюсь, не люблю музеев, но зато обожаю музыку Иоганна Себастьяна Баха. Обычно я слушаю его в наушниках, но иногда и громко, так что детям от него никуда не деться (например, в машине в дальних поездках). При этом я не заставляю детей испытывать от Баха удовольствие или заучивать его мелодии. Если кому-то из них вдруг тоже начинает нравиться эта музыка — я радуюсь, если нет — не огорчаюсь. Если кто-то просит переключить — переключаю в половине случаев, ведь важно учесть потребности всех «членов экипажа».

Точно так же стоит поступать, если вы впадаете в экстаз от картин и статуй и не можете без них прожить. Можно позиционировать это как элемент образа жизни: я пойду в музей (или поеду в Рим), могу с тобой, могу без тебя. Но не стоит целенаправленно что-то «прививать» — и из этого следует пункт второй.

2. Ничего не требовать

Семилетний ребёнок съездил в Италию и ничего не запомнил. Ну, почти. Название некоторых городов. Вкус пиццы. То, каким тёплым был мрамор и как чайки чуть не украли у него мороженое. Запомнил лимоны прямо на дереве, запах моря, слово «аттенционе»… Много чего запомнил, на самом деле.

У каждого будет своя Италия, свой Питер, свой Эрмитаж («особенно мне понравилось, как Петрова упала с парадной лестницы»). Поход в красивое место облагораживает человека уже в силу самого влияния красоты, чистого восприятия.

Многие из нас (и ко мне это тоже относится) получают сильные впечатления, но не опосредуют их знаниями. А иногда бывает и так, что впечатление вызывает желание что-то узнать: как назывались те маленькие рыбки, что сказал нам сердитый охранник, что за странная сцена на картине — человек, истыканный стрелами?

3. Не утомлять

Целенаправленный поход в музей или на экскурсию по силам далеко не всем детям. Буквально: не успел дойти — уже устал, уже ничего не нужно и неинтересно. Устают ноги, спина, глаза и внимание. Можно, конечно, преодолевать себя, но полюбить искусство на последнем издыхании вряд ли получится.

Да и подросткам не всегда нравятся регулярные походы по достопримечательностям. Школьное время забито уроками, а на выходных и каникулах хочется просто отдохнуть. Но ведь если речь идёт о знаниях и о том, чтобы «не быть серым», — в наше время существует масса возможностей посмотреть, послушать и оценить любую достопримечательность не выходя из дома.

Давно доступны виртуальный Лувр и виртуальный Эрмитаж; в нашем распоряжении экскурсии любого уровня глубины для всех возрастов, не говоря уж о фильмах и лекциях. Понятно, что совместный поход в красивое место — совсем другой жанр и там важны не знания, а скорее общение и впечатления.

4. Рассказывать истории

Пять лет подряд мы со старшим сыном дважды в неделю ездили мимо Исаакия на маршрутке. И пять лет подряд (сыну было в то время от 4 до 9) я говорила ему:

— Смотри, это Исаакиевский собор. Его построил архитектор Монферран.

И снова мы ехали, и я задавала вопрос: что это за здание, кто его построил?

— Не знаю, — отвечал сын.

— Исаакиевский собор, — сообщала я вновь, — построенный…

Это длилось пять лет и даже меня начало напрягать. И вдруг однажды за столом я рассказала друзьям байку про братьев Жемчужниковых, которые разыграли питерских архитекторов, объехав их в пять утра и объявив, что Исаакиевский собор провалился. Те съехались к царю, обман раскрылся… Сын присутствовал при этом рассказе. Когда мы в следующий раз ехали мимо Исаакия, он сказал:

— А, это Исаакиевский собор. А когда над архитекторами эту шутку устроили, сам-то Монферран был ещё жив?

Мораль очевидна. Правда, не стоит особенно полагаться на этот приём: если рассказывать по шесть историй за раз, они перестанут быть чем-то особенным.

5. Кормить маленькими порциями

Повторюсь: впечатлениями ребёнка трудно, почти невозможно управлять. Что именно его поразит и что он запомнит, зависит не от нас, а от него. Если мы всё же хотим показать ребёнку что-то конкретное, например поделиться дорогой для нас картиной или зданием, — процесс нужно правильно «сервировать».

Впечатлениями ребёнка легче управлять, если мы заранее коротко подготовили его к восприятию: если процесс обзора был не слишком длинным и мы позаботились о том, чтобы человеку было проще концентрироваться; наконец, если мы поговорили с ребёнком как бы от имени объекта, обратили его внимание на конкретные детали, — в общем, потрудились создать событие.

Перекормить ребёнка, пичкая его «культуркой», очень просто, а вернуть к ней интерес потом будет гораздо сложнее.

6. Делать проекты вместе с родителями

Многим детям начиная лет с восьми может быть интересно вместе с родителем сделать проект — например, свою книгу о знаменитых людях, которые жили в вашем городе, презентацию картин любимого художника, рассказ об архитектурном стиле.

Хорошо, когда проект этот неформальный, непафосный. Например, можно сочинять об этих картинах или людях смешные истории, писать о них своим, разговорным языком, с ошибками или неточностями.

Важно взять именно ту тему, к которой ребёнок сам проявил интерес. Например, знакомство с мифологией для моей старшей дочки не могло не начаться с её имени (Диана). Процесс тут важнее результата: человек сначала любит, а потом уж начинает узнавать больше.

7. Вовлекать в интерактив

Единственный способ по-настоящему осмотреть произведение искусства: оказаться в нём, внутри. Мы осваиваем нечто, когда присваиваем это, начинаем считать своим, знакомым, облюбованным со всех сторон. Конечно, такие отношения возможны только с избранными объектами, а не со всеми подряд.

Если ты упал в фонтан, вероятность запомнить его название намного выше; если придумал десять интерпретаций «Чёрного квадрата», он уже немножко твой

Увидеть — полдела: по-настоящему быть вместе с произведением (да и вообще с любым предметом) значит говорить о нём, как-то его использовать, фантазировать. Что интересно ребёнку: пересчитать животных на картине, поиграть в классики на знаменитой площади, оседлать каменного льва, по-своему назвать улицу или дом?

Люди инстинктивно пытаются присваивать объекты, делая с ними селфи или даже по-варварски царапая на стенах и скалах своё имя — но способов усвоить, переварить культурные впечатления на самом деле гораздо больше. Мы можем учиться им сами и учить своих детей.