Почему новый стандарт по литературе вреден для всех, а замечания чужим детям — однозначное зло
Почему новый стандарт по литературе вреден для всех, а замечания чужим детям — однозначное зло
На этой неделе все обсуждают пока ещё не принятые обновлённые стандарты образования. Возможные изменения тревожат не только учителей литературы, но и наших блогеров. Зато весна (не календарная) становится чуть ближе. Скоро вам вести ребёнка в песочницу и отбивать от замечаний других родителей, которые обязательно будут. И знайте: это бесит не только вас.
Вы не имеете права делать замечания чужому ребёнку
«Непонятно, куда смотрят родители», «Ну-ка не бегай здесь!», «Тебе что, не говорили, как надо себя вести?!» — представьте, что какой-то чужой взрослый смеет так говорить вашему ребёнку. Даже если ребёнок вдруг нарушил чьё-то спокойствие. А потом ещё и вам следом прилетает что-то едкое — чтобы знали, как воспитывать и не воспитывать. Наш блогер Юлия Рих объясняет, почему мы так и не научились уважать личные границы детей и взрослых.
«Если всё-таки чувствуете в себе непреодолимое желание кого-то наставить, промолчать не можете — найдите родителя и поговорите с ним на равных, а не как великан с муравьём. И чужого ребёнка оставьте в покое. Помните, что мама с папой родили себе этого ребёнка в свою семью, а не чужим дядям и тётям. Только они и ответственны за его воспитание в силу своих принципов и взглядов на жизнь. Хотите помочь — помогите, а советы оставьте для себя любимых».
«Как будто из могилы холодом пахнуло. Мы уже видели эти мёртвые формулировки»
На этой неделе Минобрнауки не принял обновлённые образовательные стандарты (ФГОС) для средней школы и отправил их на доработку. Так вышло, что больше всех содержанием этих стандартов недовольны учителя литературы. Произведений в стандарте много, когда их читать — непонятно, что должен уметь школьник в итоге — тоже неизвестно. Что ещё не так с новыми стандартами — объясняет педагог Екатерина Асонова.
«В стандарте есть не только список произведений, есть ещё правильные слова про самостоятельность и умение интерпретировать, но их перечёркивает одна единственная формулировка: „знает содержание произведений“. Вот это „знает содержание“ — убивает всё, потому что нет определения, что такое „знать содержание“. А способа продемонстрировать „знание“ нет никакого, кроме заучивания наизусть и буквального (или хотя бы приблизительного) воспроизведения в разных видах: тесты по тексту, обязательное цитирование в сочинениях. Получается, что прочесть не успеваем, а надо бы ещё и что-то запомнить. Напрашивается идея — не читать, а запоминать нужное».
История одного решения: как я выбирала школу для своего сына-первоклассника
Выбор школы начинает немного бесить с момента, когда нужно понять, готов ли ребёнок к первому классу (ведь кто-то в шесть лет идёт в школу, кто-то в — в семь). Потом нужно из огромного количества разных школ выбрать ту, что подходит именно вам: районную или частную, общеобразовательную или какой-нибудь лицей. А ещё отзывы у всех про все школы разные. Тут уже близка родительская истерика.
«Мой совет: когда пытаетесь понять, готов ли ребёнок пойти в первый класс, не стоит исходить из своих внутренних суждений: „пусть посидит дома“, „жалко отдавать“, „она девочка, ей в армию не идти“. Стоит смотреть прежде всего на ребёнка: насколько он готов к школе. Диагностику можно провести вместе с профессионалом или даже самостоятельно — понаблюдать за своим ребёнком и поговорить с воспитателями».
Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы
Вот про «луч света в тёмном царстве» помнят все. И про то, как надо было писать сочинение про «Грозу» Островского с обязательной опорой на эту фразу Добролюбова (тут вас должно было немного передёрнуть). Но уроки литературы могут быть веселее, а по произведениям можно не только сочинения писать. Молодая учительница литературы предлагает писать фанфики. Художественные тексты по мотивам прочитанных классических произведений.
«Для традиционного преподавания литературы работа с фанфиками — это вызов. Традиционно предполагается, что задача учителя — открыть ученику произведение и автора. А в поле фанфикшна практически не существует границ для интерпретации: автор фанфика имеет право изложить фантазию, которая абсолютно не мотивирована произведением-источником. Учителя это может поставить в тупик: что делать с фанфиком, в котором, например, Пугачёв женится на Маше Мироновой и становится примерным семьянином? Получается, что традиционный анализ текста подменяется самовыражением».