Почему дети совсем не такие творческие существа, какими мы их считаем
Почему дети совсем не такие творческие существа, какими мы их считаем
Часто можно услышать, что дети — это просто кладезь фантазии, что дошкольники — творческие натуры, а взрослые могут только позавидовать. Даже дают советы, как «раскрепостить свою фантазию и творить как ребёнок». У меня трое детей, и я точно знаю: это не так.
1. Детям сначала нужно узнать этот мир
Творчество — это создание собственного мира. Ребёнку для начала приходится познавать тот мир, который уже создан до него. Именно поэтому многим взрослым так скучно играть с трёхлеткой в то, как кукла пьёт чай и как мишке лечат горло. Семилетка с наслаждением срисовывает из журнала стандартные цветочки и венки. Двенадцатилетняя копирует модный маникюр у видеоблогера. Пятнадцатилетний пишет роман-фанфик с героями Толкина. Исключения бывают, и я напишу о них ниже. Но как правило — ребёнок может очень долго писать стихи Пушкина и сочинять мелодии Моцарта или песенки модных групп, и ему будет казаться, что это его собственное творчество. Это нормально, это нужно, это здорово. Но это пока не творчество, а этап подражания. Кстати, этот этап может и выходить за пределы детства — мне вспоминается циничное высказывание одного (ныне покойного) злого критика о том, что «молодой писатель как младенец: что прочитал, тем и покакал». Что-то в этом есть, честное слово.
2. Дети консервативны и любят повторять одно и то же
Не все, но очень многие. Если ребёнок влюбился в какой-то стиль, героя, сюжет — пиши пропало, только черепашки Ниндзя, только волосатые губастые принцессы, только экскаваторы. Особенно сильно эта черта проявляется у детей с сильным «шизоидным радикалом» — как бы в качестве компенсации за то, что в целом творческие способности у них часто пробуждаются рано и бурно. Эти дети способны сочинять длинные поэмы о жизни на своей выдуманной планете, которые понятны и интересны одному только их автору. Годами рисовать картины с одним и тем же сюжетом, тоже не очень-то понятным внешнему наблюдателю. Спустя десять лет спектр интересов расширяется и молодой автор или художник перестаёт долбить в одну точку. Но ребёнок именно этим и занимается. Это опять-таки нормально. И это тоже пока не творчество, а сложная аутостимуляция, самоуспокоение, расчесывание любимой колеи в мозгу.
3. У ребёнка нет банка идей (и ему не хватает опыта)
Моя старшая дочка хочет сделать для младшей костюм волшебницы на день рождения. Но не знает как. Я подсказываю: возьми пакет — это готовый верх для сарафана; отрежь донышко и пришей по кругу разноцветные полоски бумаги — вот и юбка. Дочь подхватывает эту идею и присочиняет к ней ещё одну, почти свою: чтобы не было видно надписей на пакете, я сделаю розочки из ватных дисков — мне показывали, как их делать, на дизайне. Как взаимодействуют с водой разные краски? Что можно к чему приклеить и что из этого получится? Всё это — только опыт. И даже рифмы, слова, идеи берутся только после того, как ты какое-то время читал Пушкина, Хлебникова и, например, Аронзона. «Сам Бог не сумел бы создать ничего, не будь у него матерьяльца», — как сказал Гейне. Ребёнок складывает на полочки разнообразные возможности — и творит всё более вариативно. Банк идей формируется не сразу, да и умение пользоваться им предполагает развитую память, внимание, способность комбинировать.
4. Ребёнок не свободен
Нам-то, взрослым, иногда кажется, что ребёнок — свободное существо. Нет и нет. Взрослый — свободнее. Кругозор ребёнка, да и подростка, пока узок, он просто не может себе представить — что может быть. Ребёнок зависим от своего окружения и частного маленького опыта. Мир ребёнка маленький, камерный. Да и в этом мире он пока не слишком хорошо ориентируется. Поэтому ребёнок ограничен в темах и средствах. Свободный полёт фантазии начинается, когда есть куда лететь. Если восьмиклассник пишет рассказы, то о чём? О героях прочитанных книг или просмотренных фильмах — или об отношениях в классе. Других доступных миров у него пока нет.
«Да? А как же, знаете, бывают такие случаи, когда ребёнок пишет стихи или картины — и словно его рукой кто-то водит, и мы думаем, потрясённые: откуда он может это знать, чувствовать?»
5. Творчество детей — продукт фантазии взрослых
Не всегда, но очень часто. И всегда — если речь идёт о творчестве, которое взрослым действительно нравится. Из тех же аутичных карт метро можно составить прикольный и стильный принт на юбку. Стихи, в которых малыш бессознательно рифмует, комбинируя услышанные обрывки взрослых стихов, кажутся кому-то божественным откровением. Мы можем видеть в картинке или тексте ребёнка что-то, чего он вовсе не имел в виду. Это наши творческие способности. Конечно, тут вопрос философский: когда я иду по району и фотографирую художественные пятна на стенах, я превращаю их в своего рода произведения искусства. Хотя их авторы просто замазывали неприличные надписи или даже кисточку обтирали после покраски. Но этих людей я не знаю и в гении их не записываю, а с детишками надо осторожнее. Вспомним Нику Турбину и её творческого читателя Евтушенко.
Ладно, ну так что — дети, получается, примитивные зверюшки, которые лишены фантазии и возможности творить? Ну уж нет. Дети действительно учатся творчеству, и в них есть огромная потенциальная энергия, которой нужно не мешать. А если нам хочется — то и немного помогать.
Что делать, чтобы развить фантазию ребёнка
1. Поощрять беспорядочное спонтанное творчество. Пусть размазывают пятна, рисуют экскаваторы, мнут пластилин и брякают на гитаре какофонию под названием «Меланхолия совы». Не останавливать ребёнка словами «сначала научись». Не поднимать на смех десятилетку, сочинившего стихотворение «Ночь. Фонарь. Аптека. Улица». Пусть сначала пробуют и радуются звукам, краскам, словам, а учиться будут потом, если захотят. Будьте уверены, если захотят — научатся, ещё как!
2. Делиться опытом, если дети спрашивают. (И иногда — если хочется самому).
3. Творить вместе и просто сидя рядом. Буриме, рисование на одном листе и рядом на разных листах, сочинение песенок, шитье — всё, что любим мы сами.
4. Не мучить дошкольников и младших школьников целенаправленным и жёстким обучением различным искусствам. Исключение составляет, наверное, игра на инструменте — это не творчество, а скорее ремесло. А вот как рисовать грушу — лучше пусть сообразит сам, если ему это интересно.
5. С изначально творческими детьми — внимательно следить за тем, чтобы их творчество становилось более эмоциональным, менее абстрактным, более личным. Пусть карты метро постепенно переходят в карты волшебной страны, а стихи об эльфах — в стихи о погоде и настроении.
6. Не оценивать и приучать не бояться оценок. Не навязывать шаблоны — наоборот, помогать расширять кругозор, подкидывать то Мандельштама, то Кандинского, то ещё что-нибудь сверхнеобычное. Пусть подражает то одному, то другому. В какой-то момент подражание превращается в комбинирование, и в какой-то точке формируется этот уникальный сплав: из заимствований начинается собственное, оригинальное, настоящее.
Фото: iStockphoto (oksun70, BrianAJackson, DragonImages, Kuzmichstudio, Sensay)