«Проектная деятельность в школе часто сводится к стенгазетам»
«Проектная деятельность в школе часто сводится к стенгазетам»
Проектная деятельность как способ обучения широко используется в Америке и Европе, а в России пока только набирает обороты. Саша Хейфец и Лидия Лобанова запустили открытую межмузейную программу для подростков «Каскад. Проект как метод», направленную на такой формат работы с детьми. В эфире «Радиошколы» они подробно рассказали, в чём плюсы проектной деятельности и как она помогает узнать больше о работе в целом.
Наша задача — увлечь подростков с помощью их интересов
Основная цель программы «Каскад» — объяснить, зачем нужна проектная работа, показать перспективы и дать возможность оценить результат. А ещё — увлечь детей современным искусством. По итогам получится выставка-фестиваль, которая пройдёт в конце учебного года в галерее «Триумф».
Москва — город с насыщенной культурной жизнью, но музеи часто воспринимаются как особый закрытый мир только для взрослых. Подросткам он изначально не близок. Соответственно, единственная наша возможность как-то увлечь их — отталкиваться от их интересов.
Когда подросток в школе формулирует желание сделать проект, связанный, к примеру, с рэпом, обычно это вызывает непонимание со стороны учителей. Наша цель в том, чтобы подросток мог прийти, сказать, что ему нравится рэп и он хочет им заниматься. Мы же предоставим инфраструктуру — правильного куратора, студию для записи, лидеров мнений, которые помогут сформулировать конечную цель.
У подростков есть свободное время и мобильность. Если им интересно сходить в кино — они поедут на другой конец города. Мы хотим донести ценность нашего проекта, говоря на их языке и стараясь думать об их желаниях. Ведь иногда подросток хочет не того же, чего школа или родители. Это нормально.
Проектная школа «Каскад» — это эксперимент
Мы хотим объединить ребят с разными интересами. Они могут захотеть делать своё медиа, создавать арт-объекты или проводить мини-конференции. Но все они будут работать вместе, а в конце обучения объединят свои проекты в один.
Работа программы пройдёт в три этапа. Первый — погружение. Ребятам расскажут, что такое современное искусство, из чего оно состоит и чем каждый может быть полезен в этой сфере. Они должны будут определиться, что именно и как хотят делать, и при этом чувствовать себя комфортно. На этом этапе будет много лекций и паблик-токов.
Во время второго этапа участники поделятся на группы по направлениям. Мы постараемся смодерировать это так, чтобы вместе оказались ребята со схожими интересами.
На третьем этапе для каждой группы выбирают куратора, и они погружаются в работу: проводят исследование, определяют вопрос, которым хотят заниматься. В конце учебного года будет большое мероприятие, продолжительностью примерно в 10 дней, куда ребята смогут пригласить своих друзей, учителей и родителей.
Участие в программе бесплатное — нужно всего лишь отправить заявку и мотивационное письмо. Проекты могут быть абсолютно разные. Мы хотим дать детям свободу самовыражения.
Как устроена проектная деятельность в школах
Мир становится всё более динамичным и гибким, а главное, начинает функционировать в проектном режиме. Такое обучение позволяет в довольно короткие сроки освоить много полезных навыков. Например — как определить цели и задачи? Как собрать команду и с ней работать? Как найти свою аудиторию? Как правильно спланировать время? Всё это крайне важные умения. Именно поэтому проектное обучение так быстро стало частью мирового образовательного процесса.
В российских школах тоже вводится проектная деятельность, но медленнее, чем хотелось бы. Конечно, некоторые учителя заинтересованы в том, чтобы дети развивались в разных направлениях. В таких школах проекты не воспринимаются как нечто непонятное и неинтересное. К примеру, в Новой гуманитарной школе дети придумывают костюмы для современных спектаклей. Это очень высокий уровень, видно, насколько учителям важно, чтобы дети развивались и понимали, как всё устроено.
Но в среднестатистических школах проекты часто вызывают скуку и отторжение. Они воспринимаются как дополнительные задания. Из интересной работы, которая могла бы на что-то воодушевить, это превращается в отписку или сводится к стенгазете.
Это грустно, учитывая, насколько сильно в США и Европе популярна эта практика. Там ребёнок понимает, как собрать проект из ничего, как презентовать его окружающим, как получить обратную связь, как перепридумать какое-то направление для себя. Очень важная ступень, которая позволяет понять, как вообще устроена работа.
Выбирать искусство — не значит выбирать профессию
Креативные профессии всё ещё в меньшинстве по сравнению с классическими специальностями. Но в частных школах дети действительно стремятся выбирать творческие направления. «Я дизайнер» — это уже не ругательство. Всё зависит от того, какое у тебя окружение.
Кроме этого, выбирать искусство — не значит выбирать профессию. У человека может быть другая, нерабочая часть жизни. Это значит, что можно быть счастливым на основной работе, а в свободное время программировать.
Мы не хотим сделать из ребят сугубо кураторов или художников, но понимаем, что те принципы, которые лежат в основе кураторства, сильно помогут ребятам жить в информационном обществе. Потому что это работа с информацией — это основной навык, который у них формируется после проекта.
Если ребятам окажется полезным этот опыт, они могут быть волонтёрами, работать в музеях. Они могут подружиться с художниками-кураторами и получать в будущем какие-то советы от них. В конце концов, они могут подумать: «Ага, искусство изнутри выглядит так… нет, пожалуй, я буду экономистом!».
Программа «Каскад. Проект как метод» проводит набор школьников, которые хотят научиться реализовывать культурные проекты в музеях и галереях. Проект реализуется благодаря Благотворительному фонду В. Потанина.