Телеграм-канал Онегина. Как помочь школьникам понять литературных героев: советы учителю
Телеграм-канал Онегина. Как помочь школьникам понять литературных героев: советы учителю
Фанфикшн, косплей, репрезентация литературного персонажа в соцсетях — кажется, что это не имеет отношения к урокам литературы. Но участники конференции «Детская литература как событие», которая прошла в Московском городском педагогическом университете, так не считают. Для них все это — способы работы с текстом, а значит, их можно применять в школе.
Фанфикшн и классика
Фанфикшн — это творчество по мотивам известного художественного произведения. В середине ХХ века этот литературный жанр стал новым способом взаимодействия между автором и его поклонниками.
Самое интересное в фанфикшне — возможность самому стать писателем. Для этого достаточно очень сильно любить оригинальное произведение, хорошо его знать и в чем-то быть с ним несогласным.
Как этот жанр может помочь школьникам, которые не всегда в восторге от программных текстов? Все просто: на уроке литературы важно ведь не только понять, что же хотел сказать автор. Есть и другие цели, для достижения которых отлично подходят фанфики.
Во-первых, они развивают воображение и фантазию, заставляют учеников задуматься о том, что происходило за рамками произведения.
Во-вторых, фанфики учат сопереживанию. Когда вы в свой текст встраиваете героя другого произведения, например Чацкого, то проникаетесь к нему личными чувствами. Это уже не далекий Чацкий Грибоедова, а близкий, в какой-то степени «ваш» Чацкий.
В-третьих, чтобы написать фанфик, нужно по меньшей мере внимательно прочитать текст и, скорее всего, не один раз. Это учит замечать особенности авторского стиля и другие детали.
Наконец, фанфикшн позволяет не только по-своему осмыслить персонажей, но и выразить себя. С помощью таких текстов учитель может понять, что больше всего волнует ребенка, как он видит себя и происходящее вокруг.
Как учителям использовать фанфики
Если просто попросить детей написать фанфик, то можно получить огромный разброс текстов, некоторые из которых будут шокировать. Поэтому формулировать задачу надо четко. Вот что можно предложить ученикам.
- Написать сцену, которая могла бы быть в книге. Например, о случае из детства Печорина, который сильно на него повлиял. Мы о детстве Печорина, в общем-то, ничего не знаем. Есть монолог к княжне Мери, но насколько он справедлив и не играет ли Печорин, — это ученикам предстоит обдумать самим;
- Продолжить произведение. Как дальше сложилась бы судьба Чацкого? Встретит ли он свою любовь? Найдет ли людей, которые разделят его идеи, или дальше будет «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок?»;
- Написать о второстепенном или эпизодическом персонаже. Как Ольга видит ситуацию в «Евгении Онегине»? Или как странница Феклуша рассказала бы о событиях в «Грозе»?;
- Представить положительного персонажа отрицательным и наоборот. Что, если на самом деле прав Молчалин? А Чацкий — просто высокомерный сноб, который любит бросаться красивыми словами? Тут разрыв с текстом может оказаться большим, но зато у детей развивается способность анализировать и сопоставлять персонажей;
- Написать диалог персонажей из разных произведений. Например, Онегина и Болконского. Что бы они обсудили при встрече, на чем сошлись и в чем бы разошлись?
Использовать фанфикшн на уроках — это не обязательно значит задавать детям писать текст. Можно устроить публичные чтения фанфиков по классической литературе. Их существует множество: по «Герою нашего времени», по «Мастеру и Маргарите», по другим произведениям. Правда, из них придется тщательно отбирать те, что годятся для работы со школьниками. Еще можно устроить игру — отличат ли школьники фрагмент из фанфика от цитаты из оригинального произведения.
Как еще увлечь детей текстами
Фанатское творчество не ограничивается фанфиками. Есть, к примеру, косплей — перевоплощение в персонажей с помощью костюмов. Можно предложить детям сделать цикл фотографий, которые отражают героев книг, мысли и конфликты произведения.
Устройте поиск «артефактов». Попросите учеников подумать, у какого предмета в произведении есть особенный смысл, и принести этот предмет в класс. Например, поклонники «Доктора Кто» носят шарф как у него. А фанаты «Гарри Поттера» придут в круглых очках.
Другой популярный прием — создавать странички литературных персонажей в соцсетях. Для этого надо продумать множество деталей. В постах ученики могут использовать текст произведения или продолжать мысли героев. Это задание можно выполнять в группах, разыгрывать общение персонажей, а потом анализировать, что получилось.
Текст подготовлен по материалам докладов заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерины Асоновой, преподавателя лицея НИУ ВШЭ Елизаветы Касиловой, специалиста по учебно-методической работе ОГУ им. Тургенева Марии Федорчук, докторантки Тартуского университета Анны Мурашовой, сотрудника МГУ Марии Громовой и ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета Анастасии Россинской.