«Главная проблема современных детей — они не хотят хотеть»

Александр Попов — о том, как помочь ребёнку найти свои настоящие интересы и научить самостоятельности
39 629

«Главная проблема современных детей — они не хотят хотеть»

Александр Попов — о том, как помочь ребёнку найти свои настоящие интересы и научить самостоятельности
39 629

«Главная проблема современных детей — они не хотят хотеть»

Александр Попов — о том, как помочь ребёнку найти свои настоящие интересы и научить самостоятельности
39 629

Современный ребёнок получает образование далеко не только в школе. На его картину мира влияют тематические сайты, блоги, видеоролики, фильмы и, конечно, семья и круг друзей. И ждать, что интересы ребёнка и его жизненные стратегии сформируются в школе сами собой, не стоит. Как помочь детям найти себя, на очередной встрече Клуба экспертов образования рассказал генеральный директор организации «Открытое образование» Александр Попов.

Чем закрытая система образования отличается от открытой

Современная система образования должна помогать самоопределяться и строить индивидуальные образовательные стратегии. Но не в каждой системе это возможно. Всё дело в том, что если кто-то организует и финансирует процесс вашего образования, то у него есть всё для того, чтобы придумать цели вашего образования за вас.

В нашем образовании цели устанавливаются государством, что делает их политическими и централизованно регулируемыми

Это характеристика закрытых образовательных систем. Справедливее, если цели устанавливаются законами экономической ситуации и интересами конкретных социальных групп. Это порождает рынки образовательных услуг под цели разных социальных групп и делает образовательную систему открытой.

Александр Попов, генеральный директор организации «Открытое образование»

Образование не должно изолировать

Не требуйте от школы много. Она не должна давать «всё и сразу», как это стало принято считать. Дело в том, что современный ребёнок не учится только за партой. На его картину мира и способности влияет семья, друзья, интернет, чтение блогов, книжки, видеоролики и фильмы, поездки в другие города и страны и так далее. Образование давно стало происходить вне границ традиционных институтов, специально для этого предназначенных.

Школа — это государственная социальная гарантия, построенная по принципу минимальной достаточности. Она уже не удерживает всю полноту образовательного процесса

Процесс самоопределения происходит в семье, в кружках и модулях дополнительного образования, в гражданских институтах. То есть там, где педагогика строится от выявления интереса, а не к его формированию.

Как выявить интересы ребёнка

Практика показывает, что у многих детей не совпадает их собственный, важный им самим интерес с тем, чему они посвящают себя в школе. Например, ребёнок, призёр всяческих олимпиад по биологии, в свободное время создаёт группу с тематическим направлением «политология» (и биологическими метафорами в ходе работы не пользуется). И таких примеров с подобными рассогласованиями много.

Почему игры помогают учиться, а оценки — вредят

У нас есть такой тренинг-игра, где мы предлагаем детям проделать мысленный эксперимент. Вылететь на другую планету и построить там какой-нибудь жизненный принцип, который нельзя реализовать на Земле. И тогда ребята начинают придумывать альтернативные политические системы, социальные строи, законы экономики и прочее. То, что ребёнок начнёт там делать, — и есть то, чем он должен заниматься, то, что ему интересно; его самоопределение. Ведь игровая ситуация не просит тебя сразу «сверять часы» с реальностью. Ты сначала придумываешь то, что тебе хочется, а потом появляются педагог-игротехник и эксперты, которые помогают осуществить «проверку на реализуемость». Дальше с этим интересом можно работать, рассматривая сквозь его призму существующие образовательные возможности.

Как мотивировать ребёнка

С точки зрения педагогики самоопределения, можно выделить три изначальных состояния, в которых может находиться ученик:

Первое: не знает, что надо хотеть

Второе: хочет хотеть, но не сможет

Третье: хочет хотеть, пока не может

Чтобы человека научить хотеть, перед ним нужно поставить поисковую задачу. К примеру, не просто зайти на гору, а найти зайчика на этой горе и успеть сфотографировать. Чем взрослее ребёнок, тем более осмысленные задачи перед ним должны возникать. Нужно научиться создавать ситуации, в которых справедливо возникает вопрос «Зачем?». Например, зачем мы учимся играть в шахматы, если этот способ игры не позволяет построить эффективную стратегию игры на фондовой бирже?

Позвольте ребёнку пробовать

Ребёнок проявляется только в действиях. До десяти лет нужно создать ребёнку огромную палитру проб и позволить ему пробовать что угодно (естественно, в границах безопасности), но после 13 — каждая проба ответственна. В этом возрасте важно сформировать адекватные представления о свободе. Дать понять, что свобода и вседозволенность — это разные вещи, что за свободой стоят основания, принципы, поступки, которые порой могут быть необратимыми. В этом возрасте важно помочь ребёнку в оформлении собственной микрофилософии, а иначе он так и не сможет хотеть.

Почему так важно перенимать опыт других людей

Наступает период, когда ребёнку полезно читать автобиографии, чтобы понять, как состоявшиеся люди выходили из экстремальных жизненных ситуаций. Опора — ещё одно важное понятие. Опыт другого человека — это не просто пример развития судьбы, это ещё и возможность вычленить способ оформления собственного опыта, организации собственной рефлексии.

Чьи биографии советует читать Илон Маск

Чем раньше ребёнок научится работать с тем, что с ним происходит в жизни, тем раньше у него появится опора для осознанного конструирования будущего. Она же и позволяет самостоятельно ставить образовательные цели, научит управлять собой самостоятельно.

О роли семьи

«Миры» конструируются семьёй, а не государством. Если вы не управляете своим образованием или образованием своего ребёнка, то вы не управляете своим будущим. Этим и отличается семья как социальный институт от семьи как просто «ячейки общества». У института есть свои цели, мотивы и ответственности, которые находят отражение в семейно-родословных стратегиях, распространяющихся на несколько поколений вперёд.