6 стихотворных размеров: что общего у поэзии и математики
6 стихотворных размеров: что общего у поэзии и математики
Новый год — не повод перестать готовиться к ЕГЭ, ведь до него всё меньше и меньше времени. Но на каникулах вместо тестов можно поискать что-то интересное, чего нет в скучных учебниках. Наш блогер Ани Петрс объяснила, чем отличается ямб от хорея, — будет полезно для сдающих ЕГЭ по литературе.
«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…»
— А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
«Высокой страсти не имея» имеется в виду страсть к литературе, слово «звуки» употреблено в значении «поэзия».
Язык литературы — слово. Слово — это музыка. Потому что состоит из звуков, интонации и ритма. Музыка окружает нас повсюду, всю нашу историю. Шум дождя и шелест листьев, капель, тающий снег, хлопок в ладоши, топот, гром, град, вихрь — всё это музыка. Литература, как и музыка, развёртывается во времени. Чтобы подсчитывать, измерять и описывать те отношения, в которых находятся элементы музыкального, литературного языка, их структуру и порядок, нужна математика. Без подсчёта соотношения частей к целому, количества повторов, элементов внутри целого и прочего, невозможно определить форму, жанр произведения и, конечно же, стихотворный размер — это определенная организация литературного произведения во времени. Он является таким же средством изобразительности и выразительности, как и метафора, эпитет, гипербола и так далее, однако не всегда осознаётся так же явно. Когда мы говорим о стихотворных размерах, первое, что приходит на ум, это схемы, количество стоп, страшные названия, вычисления: много математики, никакой поэзии. Но это не так.
Литература эмоциональна не только потому, что изображает эмоции и чувства, но и потому, что формирует их; выражает через значение и звучание. Аллитерации и ассонансы — это средства выразительности, передающие особую интонацию, звучание произведения; размер стихотворения — это ритм и темп.
Ритм — это значимая часть искусства, мироощущения. Ударные инструменты — самые древние, и чувство ритма очень важно в восприятии нами окружающей действительности, связей и отношений. Теперь попробуем воссоздать эти самые ритмы — стихотворные размеры.
Математика — язык описания, формальный язык, следовательно, она понадобится только для создания схем, моделей, структур стихотворных размеров, описания их взаимосвязей, но ни в коем случае не для их воссоздания. Для воссоздания нам понадобятся музыка и слово.
Попробуем отстучать ритмический рисунок следующих стихотворений. Ударение — это падение, удар, хлопок; его отсутствие — подъём, взлёт; их сочетание равно одному шагу, который в одной строке может повторяться несколько раз.
В литературе существуюет пять основных стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три — трехсложными. Отличаются они количеством слогов в стопе. К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба — на втором. К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударения падают на первый слог, у амфибрахия — на второй, у анапеста — на третий. Чтобы определить размер стихотворения, сперва надо разобраться, что такое стопа.
Что такое стопа
«Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем».
— А. С. Пушкин «Я Вас любил…»
Безударный — ударный, безударный — ударный. И так по пять раз в каждой строке. Одна строка — пять одинаковых шагов. Такой шаг в стиховедении называется «стопа». Стопа — это определённая комбинация ударных слогов и безударных слогов, структурная единица стиха.
«Волчица ты! Тебя я презираю!..» — И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»
Безударный — ударный, пять стоп
1. Ямб
»… Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слёзы первыя любви!..»
— А. А. Блок «Россия»
Тут падение и взлёт чередуются друг с другом через раз, начиная с подъёма; шаг такого стиха подобен шагу хромающего человека, который, легко подняв одну ногу, тяжело обрушивается на другую. Отсюда ощущение неустойчивости, сбитого ритма, и даже некоторой плаксивости, своего рода мольбы, жалости, неуверенности с одной стороны, и трепета, восторженности, взволнованности, неуравновешенности — с другой. Этот хромой шаг и есть определение ямба (безударный — ударный).
Но важно понимать, что многие поэты случайно или намеренно «нарушают» стихотворный размер, например, Марина Цветаева:
»…Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Вашими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!..»
Появлению слова «Ямб» мы обязаны (по одной из легенд) служанке богини Деметры — её звали Ямби, она любила петь веселые песни, построенные, как вы догадались ямбическом размером. В Древней Греции ямбом первое время слагали только сатиру.
2. Хорей
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»
— А. С. Пушкин «Зимний вечер»
«В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное».
— Ф. И. Тютчев «В небе тают облака…»
Здесь по очереди идёт падения и взлета, чередование ударных и безударных, как в ямбе, происходит через раз, однако шаг начинается сразу с удара: тяжёлый спуск и затем подъём. Такое движение — устойчивое, потому как начинается с «сильной» доли и состоит из равно чередующихся отрезков: будь в таком ритмическом рисунке ещё одна «слабая» (неударная) доля, и ощущение устойчивости утратилось бы, потому как была бы разрушена равная соотнесённость элементов 1:1 (ударный — безударный соответственно). Это — хорей. Он волевой и решительный, похож на революционера, бунтаря:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
На хорей они летят»
3. Дактиль
Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — кружение. Первый полный уверенный шаг и вслед за ним — два легких, воздушных, на полупальцах. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — это танец, вальс:
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную…»
— М. Ю. Лермонтов «Тучи»
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
— Н. А. Некрасов «Железная дорога»
Постоянно повторяющийся день сурка, танец, которому нет ни начала, ни конца. Кружащийся, зацикленный, кольцевой — это дактиль (ударный — безударный — безударный): «Вырыта дактилем яма глубокая».
Название слова «дактиль» произошло от греческого «dáktylos», что в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце — три фаланги (логично!). Говорят, дактилем любил разговаривать бог Дионис, но мы вряд ли об этом узнаем.
4. Амфибрахий
Амфибрахий — это синкопа, смещенный акцент; вальс со сломанной ногой — жалостливый и порывистый, пытающийся выбраться из капкана, он ноет и всё же пытается взлететь; в отличие от ямба, который заканчивает свой шаг падением, амфибрахий после грузного приземления находит в себе силы подняться.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои»
— Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
«В глубокой трясине Дарьяла,
Где жил Амфибрахий седой,
Открытая страшная яма
Пускать нас не хочет домой…»
Амфибрахий — слепой, неровно, неуверенно, но идущий вперед; амфибрахий — это морские волны (безударный — ударный — безударный):
«Дороже отчизны — не знал ничего
Боец, не любивший покоя…»
— Н. А. Некрасов «Русские женщины»
5. Анапест
Чтобы взлететь, нужен разгон, трамплин. Вот он:
«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!»
— А. А. Блок «О, весна без конца и без краю…»
«Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть»
— А. А. Блок «К Музе»
Два порывистых легких шага, бег взахлеб и — падение, земля.
Два порывистых шага, разгон и — падение, земля.
Два порывистых прыжка и — удар.
Это — анапест, волевой, порывистый, разгоняющийся и пытающийся взлететь, оторваться. Безударный — безударный — ударный.
«Не бродил с кистенём я в дремучем лесу —
Я анапест с собою носил».
6. Брахиколон
Брахиколон — это капли воды, методично капающие из-под крана или с крыши. Кап. Кап. Кап. Брахиколон — это гимн одиночества, статичности:
«Лоб — Мел.
Бел Гроб.
Спел Поп.
Сноп Стрел — День Свят!
Склеп Слеп. Тень — В ад!»
— В. Ходасевич «Лоб — Мел…»
«Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг»
— Тацу Такамаро «Regeneration»
Брахиколон — само напряжение, что не удивительно, так как он не имеет ни одного безударного звука. Вообще.
Благодаря стихотворному размеру автор может выразить чувства, эмоции, смыслы, которые передаются в произведении через ритм. Он не может быть случайным, так как смысл, который передают слова, напрямую зависит также и от формы, в которую эти слова организованы, смысл связан с музыкой, которую слова создают своими звуком, интонацией и ритмом. Размер не подбирается искусственно под тему произведения, наоборот — сама тема, настроение в своей основе содержат определенную музыкальную организацию. В противном случае, это не искусство, не творчество, а чистой воды математика и больше ничего.
Приведенные выше стихотворные размеры — не все, что существуют в мировой поэтической практике, на русском языке — в том числе, но их достаточно для начала, чтобы разобраться с основами и понять, что и как работает. В стороне остались такие стихотворные размеры, как пиррихий (дибрахий), спондей, трибрахий, бакхий, антибакхий, кретик (амфимакр), молосс, а также дольники и акцентные стихи. В случае жизненной необходимости или страстного желания — как-нибудь расскажу и о них.
Алгоритм для определения размера:
- Определите количество слогов в строке, подчеркните все гласные буквы, это поможет.
- Произнесите строку нараспев и расставите ударения.
- Проверьте, через какое количество слогов повторяется ударение: если ударение повторяется каждые 2 слога, двусложный размер: хорей или ямб. Если каждые 3, то перед вами трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
- Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определите размер стихотворения. (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т. д.)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Brian A Jackson)