5 методов работы со школьной травлей. Они помогут предотвратить конфликт

3 239

5 методов работы со школьной травлей. Они помогут предотвратить конфликт

3 239

Травлю обычно замечают, когда ситуация достигает пика. А перестают обращать внимание, когда острая фаза остается в прошлом. При этом работать с причинами буллинга и предотвращать его получается не всегда. А это важно. Наш блогер Анастасия Беренова рассказывает, как помочь детям избежать, а при необходимости прожить ситуацию травли.

У меня всегда вызывала вопросы позиция, что с причинами травли разбираться не надо. Получилось травлю остановить? Ну и хорошо. Но это неправильно. Каждый раз, встречаясь с такой позицией, мы убеждались, что чаще всего такое поверхностное отношение не решало, а усугубляло проблему. Дети-участники истории оставались пассивны и не выносили для себя из этих ситуаций ничего. Ребенок действительно не может справиться с травлей самостоятельно, кроме редких случаев, но:

  • после разрешения инцидента ему важно дать новые навыки общения;
  • в процессе разрешения ситуации помощь может быть разной, например помощь советом, как отвечать, и демонстрация веры в его силы вместо прямого вмешательства;
  • существует феномен провокативного поведения, когда важно дать ребенку новые навыки общения и показать, как оставить такое поведение в прошлом, подчеркивая, что это — не вина его, а проблема, с которой нужно помочь справиться;
  • навык самостоятельного разрешения конфликтов развивает, полезен в будущем и повышает самооценку. Некоторые дети так и говорят: «Я хочу остаться в классе, чтобы выйти победителем, мне это важно. Хочу сам разрешить конфликт». По моим наблюдениям, иногда даже неудачная, но самостоятельная попытка решения конфликта давала ребенку больше сил и уверенности.

Один из методов, который мы применяли своей организации «Территория безопасности», мы назвали «психологический театр» или сочетание нескольких методов работы:

  • упражнений на эмоциональный интеллект;
  • фасилитации (или создания условий, когда коллектив вырабатывает свои правила и схему действий)

У такой работы есть свои ограничения: ее нельзя применять, если агрессор не хочет разрешать конфликт; конфликт перешел в садистическую травлю; когда в коллективе жесткие иерархические правила. Важное правило для ведущего:

  • не скатываться в мораль и не превращать обсуждение в «комсомольское собрание»;
  • быть исследователем, принимать все варианты ответов и решений (кроме, конечно, нарушающих законодательство и являющимися опасными для жизни и здоровья);
  • обеспечить конфиденциальность;
  • ввести правила для группы: не перебивать, не критиковать, не обесценивать, говорить о своего лица (я-послания)

Итак, план работы над конфликтом:

1. Отделяем чувства от фактов

Надо поговорить с каждым участником о ситуации, обязательно отделив чувства и эмоции от фактов. Для этого можно разделить лист пополам и прописать все как есть. Можно и нарисовать. Если эмоции зашкаливают, полезно сделать упражнения на управление эмоциями. Кстати, управление не надо путать с подавлением или сдерживанием. Управление эмоциями — проживание эмоций экологичным для себя и других способом, чаще всего — через телесный опыт. Мы все знаем про то же битьё подушек, например. Правда, и этот процесс может быть как облегчающим, так и усугубляющим накал эмоций. Если конфликт слишком сильный или мы имеем дело уже с травлей, разговор должен проводиться в формате индивидуальной консультации.

2. Ставим цели и задачи

Не менее важно поставить цели для каждого участника конфликта и решить, выполнение каких задач приведет к этой цели. С задачами можно разобраться, задав вопросы:

  • как ты видишь решение ситуации?
  • что ты сам готов сделать в ситуации?
  • как ты оценишь окончание конфликта?

В случае с травлей (а травля — это ситуация неравенства сторон) нужно быть особенно аккуратным. Пострадавшему лучше задать вопросы о перспективе, минуя поиски решения. Ни в коем случае нельзя дать понять, что он виноват!

А вот со свидетелями можно и нужно работать по данной схеме. И, кстати, уважать их ответ «я ничего не могу сделать». Для таких случаев у меня есть таблички «Есть идея», «Неизвестное решение» и иногда, если возникает тупик в разговоре, я кладу их на свободный стул как метафору того, что мы не все видим сразу.

3. Ищем причины

Поиск глубинных причин. Искать можно как в групповой работе, так и на индивидуальных сеансах. На нашей «Театральной постановке», о которой я писала выше, мы как раз работаем с причинами. Я предлагаю всем участникам обсуждения вжиться в роль другого человека или героя. Можно брать и реальные ситуации, и случаи из кино/сериалов/книг. Такие практики значительно снижают количество конфликтов в будущем. Лучше, если из перечисленных ситуаций или сюжетов дети сами выберут голосованием ту историю, которая для них наиболее значима.

Что такое «вжиться в роль?» Я говорю: «Представь, что тебе нужно сыграть этого человека на сцене. Придумай, как он живет, что делает, как движется». В ситуации травли в классе такой метод можно применять только в индивидуальной работе! Также, если в классе один из детей склонен к агрессии, а второй — к позиции жертвы, их ни в коем случае нельзя ставить в роли друг друга, чтобы не спровоцировать новый виток травли.

Если брать реальный конфликт не рискуете, можно придумать условные роли и дофантазировать за них. Когда роли назначены, каждому дается 3-5 минут, чтобы представить себя в о образе. После этого я спрашиваю каждого, о том, что чувствует и думает этот человек.

Конечно, это не гадание, а именно «прокачка» умения смотреть на мир глазами другого человека. Для чего? Чтобы лучше понимать мотивы (но это не значит оправдывать их), продумывать наилучшие стратегии диалога и понимать себя. Вот вопросы, которые можно задать ребенку в образе другого:

  • какая у тебя есть (то есть, у героя) тайная потребность?
  • в каком ресурсе мы нуждаешься?
  • какая есть «легальная» дорога к этому ресурсу?

Например, «Он дерется, потому что хочет внимания, ему не хватает похвалы. А чтобы ее получить, стоит, например, воспользоваться своими талантами в рукопашном бою и научить девочек приемам самообороны». Это очень условная ситуация, описывающая механизм. Этот этап в работе — мой любимый. Иногда здесь возникают настоящие озарения.

4. Планируем

Здесь в формате «мозгового штурма» предлагается каждому из участников (или в идеальной ситуации — команд, если героев конфликта меньше, чем участников работы, каждый берет себе напарников) придумать план действий исходя из проявленных «тайных» потребностей, ресурсов и цели:

  • Что мы делаем прямо сейчас?
  • Что мы делаем в течение месяца?
  • Что мы делаем в течение учебного года?

И еще:

  • Что мы перестаем делать?
  • Что продолжаем делать?
  • Что начинаем делать?

Хорошо, если после обсуждения каждого героя, возвращаться к вопросу к всем: «Чем мы все можем помочь?» Опция «могу помочь» может быть использована в процессе обсуждения любым участником.

Для этого хорошо заранее детям показать, что агрессоры тоже нуждаются в помощи, и это не попустительство или потакание, а разумное решение, если помощь адекватна. Можно потом такой план включить в «меморандум о перемирии» и предложить детям на нем расписаться, а в дальнейшем следить за выполнением.

Такую работу хорошо проводить как профилактическую, чтобы, если в коллективе возникла ситуация конфликта, участники были готовы работать в таком формате. Самые младшие классы с которыми удавалось делать такую работу — 5-й класс.

5. Наблюдаем и продолжаем помогать

Важно и дальше мониторить ситуацию. На этапе сопровождения очень важно время от времени обсуждать перемены в коллективе и опыт каждого из участников.


Такая работа описана у нас на сайте в рамках благотворительного проекта «Антибуллинг-навигатор» при поддержке Фонда Президентских Грантов. А для тиражирования опыта была создана театральная постановка «Границы. Миры и примирения» и методическое пособие для школьных театров и классных часов. Все эти материалы полностью бесплатны для скачивания и использования в некоммерческой деятельности.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Reshetnikov_art / Shutterstock / Fotodom