Как поступить в театральный: история абитуриентки, которая делала это трижды — и покорила комиссию
Как поступить в театральный: история абитуриентки, которая делала это трижды — и покорила комиссию
Как поступить в театральный: история абитуриентки, которая делала это трижды — и покорила комиссию

Как поступить в театральный: история абитуриентки, которая делала это трижды — и покорила комиссию

От редакции

03.08.2022

Вы наверняка знаете актрису Варвару Шмыкову — звезду сериала «Чики». Но скорее всего не знаете, что она поступила в Школу-студию МХАТ только с четвёртой попытки. И это не какое-то исключение, а обычная история для многих актёров. Героиня этого текста, блогер, а теперь первокурсница театрального вуза Мира, в их числе и делится своей историей.

«Отец всю жизнь готовил мне другую судьбу»

До выпуска из 11-го класса театральный оставался для меня какой-то невозможной фантазией. Я заинтересовалась сценой ещё в 6-м классе, когда участвовала в школьной постановке. Роль была небольшая, но тогда я почувствовала себя на своём месте — мне было так комфортно, что я почти сразу поняла: мне это подходит.

Я люблю находиться в центре внимания — это, пожалуй, самая простая и незамысловатая причина того, что я решила работать на сцене. Я люблю, когда ты чужими словами говоришь о своих эмоциях и чувствах. Я люблю, в конце концов, когда ты можешь через себя и через своё творчество донести что-то аудитории — и она будет тебя слушать, впитывать.

Но кто обрадуется, если его единственный ребёнок решит поступить в театральный? Профессия ведь максимально нестабильная. Так что и мои родители восприняли моё решение очень негативно. Мама подумала, что это какая-то причуда. Для отца, я думаю, это был большой удар, потому что всю жизнь он готовил мне другую судьбу, другую карьеру.

Мы сильно скандалили. Он давил на меня и старался переубедить, применял финансовые и другие манипуляции. Кончилось тем, что я съехала. К счастью, друзья оказали мне огромную поддержку, которая стала сильным импульсом для движения вперёд. Их уверенность во мне, их вера настолько меня поддержали, что это сгладило весь негатив от конфликта с родителями.

«На сон оставалось три часа — а потом опять на работу»

Сразу после выпуска из школы поступать я не стала. «Ты можешь подавать документы куда хочешь и готовиться к чему хочешь, но параллельно ты будешь готовиться на лингвистического эксперта», — такой ультиматум поставил мне отец. Вышло так, что я учила историю, обществознание, русский язык, а по ночам готовилась к литературе и к творческому испытанию. Когда я наконец отказалась поступать на лингвиста, я понимала, что ЕГЭ уже совсем скоро, а следом и творческие испытания. Выучить нужно было басню, прозу, стихотворение, песню, танец. Ещё нужно был понимать, как это всё работает, а у меня банально не хватало знаний.

В итоге я взяла годовой перерыв, чтобы подготовиться к поступлению

В 2019–2020 я начала заниматься с преподавательницей из театра. Это мой мастер, учитель. Она так в меня верила, так меня поддерживала и так ко многому подготовила, что я очень ей благодарна. Вместе мы работали над всеми блоками творческого испытания — всё это приносило мне настоящее удовольствие.

Правда, сложно было по-настоящему наслаждаться жизнью. Я работала 2 дня через 2 буквально с 8 утра и до 11 вечера, приходила домой уже в полночь-полпервого. Готовила ужин, едва стоя на ногах. Потом репетировала программу. Параллельно думала, что спать остаётся три часа, а потом опять на работу. А работа нужна для того, чтобы оплачивать занятия с преподавателем. Удивительно, что я даже успевала читать, причём много.

В 2020 году я начала вести TikTok. Завела его для забавы и вообще не подозревала, что мой контент понравится людям. Если честно, я занялась этим просто от скуки на карантине. Меня затянуло: снимала по 5–8 видео в день, хотелось делать больше, и больше, и больше!

TikTok-карьера развивалась бурно. В какой-то момент я выстрелила не только для узкой фандомной аудитории (фандом — сообщество, посвященное одному медиапродукту, например, сериалу или блогу. — Прим. ред.), но и для широкой. Я просто пыталась удержаться на волне, и первое время получалось неплохо: снимала видео по русским фильмам (чаще всего — по «Союзу спасения»), по произведениям русской литературы. Потом начала делать более жизненные видео.

Затем я ушла в психологию, феминизм и в целом активизм. Делала видео, которые, по моему мнению, могли бы помочь людям с принятием себя. Я до сих пор безумно радуюсь, когда мне приходят сообщения девушек о том, что после моего контента они избавились от некоторых комплексов.

Большим ударом для меня стала блокировка профиля на пике популярности. Я только поняла, как всё работает, придумала стратегию поведения. И всё пропало. Начинать с нуля было тяжело. Сейчас профиль всё ещё существует и даже немного развивается, хотя приложение и не позволяет выкладывать новые видео.

https://www.tiktok.com/@smallchurch_mir/video/7012942351429618945?is_from_webapp=1&sender_device=pc&web_id=7037051363972941318
Вставка HTML

«Неужели это были просто слова?»

Каждый отказ в поступлении — ещё один год работы над собой. Это сильно подкашивает. Начинаешь думать, что недостаточно хорош для мастера и профессии вообще, а люди, которые были с тобой на тех же испытаниях, талантливее и лучше.

Но важно понимать, что очень многое зависит не от таланта, а от типажа и внешности, опыта работы мастера с подобными фактурами. У него ведь есть свои соображения о том, как должен выглядеть его курс. Поэтому я решила верить, что талантлива и, если не прохожу в этом году, пройду в следующем.

Не пройти в театральный не так страшно, как столкнуться с давлением окружающих. Как на тебя смотрят, что тебе говорят — всё это создаёт очень некомфортную среду. Начинаешь думать, что ты и правда не стоишь ни одобрения, ни похвалы.

Вокруг меня всё-таки находились очень важные люди. Мой партнёр, моя преподавательница, мои друзья. От них я получала много поддержки и хороших слов. В конце концов, помогала даже моя аудитория в TikTok. Осознание того, что тебя любят, ценят, поддерживают столько людей, не позволяет опустить руки. Если я не прошла в этом году и опустила руки — зачем я говорила всем им, что нужно идти за мечтой? Неужели это были просто слова? Такое нужно доказывать собственным примером.

Поступление в 2020 году было дистанционным. Думаю, меня не взяли ни в один вуз потому, что я не умела вести себя перед камерой. Мялась, смущалась, не знала, куда смотреть и как выстроить кадр. Но в этом впоследствии мне тоже очень помог TikTok. Мало того что я научилась вести себя в кадре, но ещё и смогла научиться работать с камерой в целом, принимать огромную любовь и критику аудитории. Всё это вкупе с процессом постоянной генерации идей дало мне огромную уверенность в себе.

«Шла с мыслью, что поступлю»

В этом году я в первую очередь подавала документы в вузы «золотой пятёрки» — в «Щуку», «Щепку», ГИТИС, ВГИК, МХАТ. По сути, только их дипломы котируются в больших театрах — если придёшь с дипломом орловского вуза, например, тебя вежливо попросят.

Я сразу шла на испытания с мыслью, что поступлю в этом году. Чувствовала себя созревшей и готовой. На прослушиваниях выкладывалась по максимуму, буквально выворачивала душу наизнанку.

То, что ты читаешь перед комиссией, — всегда о тебе и том, что ты чувствуешь и переживаешь. Если программа подобрана грамотно, она позволяет показать максимум того, что есть внутри у человека. Так что я шла с мыслью, что я всё покажу и меня возьмут, потому что я этого заслуживаю и действительно достойна.

Во ВГИКе мы ждали 6 часов. Не могли никуда выйти, просто сидели и ждали очереди. Это нормально. Бывают комиссии, в которых абитуриентов откровенно оскорбляют, — такое в этом году мне попалось только однажды. Во всех остальных случаях прослушивания прошли спокойно, как обычно.

На первом туре в аудиторию заходят 10 человек. Комиссия объясняет: «Мы будем вас останавливать. Вы начинаете читать с того, с чего вы хотите. Ели мы вас остановили, не нервничайте, всё хорошо, но просто, скорее всего, мы всё о вас поняли и хотим, чтобы вы прочитали что-то другое». Это не давит, осуждения ты не чувствуешь, и не кажется, что люди настроены враждебно.

Когда я приходила на прослушивания, я каждый раз чувствовала себя буквально как в цветнике: все девушки такие красивые, такие интересные, у каждой из них своё хобби, каждая из них особенная. Среди абитуриентов не распространена конкуренция, но, может, только я так к этому отношусь. Я понимала, что все в одной лодке и все постоянно сталкиваются с отказами.

После того как всё кончилось, мы ждали в коридоре. К нам вышла девушка из комиссии и стала перечислять тех, кто прошёл во 2-й тур, так как все прослушивания состоят как минимум из 3 туров. Первый тур — только одна ступень, тебе нужно пройти ещё очень, очень много. И вот она говорит, кто прошёл во 2-й тур, а потом обращается ко мне: «Вы прошли сразу на зачисление».

Сначала я не поняла, что произошло. Есть истории, когда мальчиков в театральном перекидывают сразу с 1-го тура на зачисление, но девушек… О таком я никогда не слышала. Так что сначала я не поверила вообще, пока девушка мне не сказала: «Зайдите, пожалуйста, к мастеру, она хочет с вами это обсудить».

Я поговорила с мастером. Вздохнула, вышла на улицу, позвонила родителям. Поехала домой вместе с партнёром. Помню, вечером я плакала и думала о том, что эти три года были не зря на самом деле. Эти три года вели к этому моменту.

«Даже не представляю, какой у меня будет путь»

Я думаю, учиться будет сложно. Это тяжёлая профессия, которая требует полной самоотдачи. Но мне либо в неё, либо никуда больше. Просто понимаешь, что без этого дела сопьёшься, повесишься, не сможешь существовать.

Мне кажется, я впишусь в атмосферу театрального. Правда, даже не представляю, какой у меня будет путь. Наверное, это и хорошо. Я не строю иллюзий, ничего не жду, ни на что не надеюсь и просто жадно впитываю впечатления.

Ребятам, которые хотят поступить в театральный, я могла бы пожелать больше нервов и сил. Затем я бы посоветовала 250 раз подумать, прежде чем поступать. Если это правда твоё, ты имеешь право на то, чтобы плакать, чувствовать боль. Но ты не имеешь права сдаваться: нужно бороться за свою мечту.

Наверное, последнее: если вас будут осуждать за ваш выбор, за ваше поведение, вы должны всегда помнить, что есть по крайней мере один человек, который в вас верит. И это я. Потому что в меня верили — и я смогла пройти всё.

Комментариев пока нет