Перед Рождеством и Новым годом в магазинах появляются тематические свитеры с оленями, елками, игрушками и пингвинами. Они стали привычным символом праздника, хотя так было не всегда.
Считается, что «рождественские» свитеры стали популярны благодаря журналам для рукоделия. Одни из первых рождественских схем для вязания воспроизводили узоры lusekofte — традиционные норвежские свитеры XIX века, которые стали популярны в 1920-х годах.
Первые же объявления о продаже свитеров с рождественскими рисунками начали появляться в 1940-х годах. Это были пуловеры с изображением полярных медведей и пингвинов, снежинок, оленей и даже с рисунком истребителя времен Второй мировой. Именно 40-е годы принято считать началом повсеместного использования свитера как символа праздника в рекламе.
Праздничные свитеры быстро набирали популярность, и к 1950-м у них уже появилось свое название «свитер джингл-беллс», которое отсылало к главной рождественской песне западной культуры. Но к 1980-м джемперы с оленями приелись и стали предметом насмешек.
Первым, кто обратил внимание общественности на нелепость праздничного свитера, был американский комик Билл Косби. Он неоднократно появлялся на телеэкране в свитерах голландского дизайнера Куса ван ден Аккера, который намеренно перебарщивал с количеством цветов и узоров, чтобы показать безвкусицу и наивность праздничной одежды.
Джемперы, которые появлялись на «Шоу Косби», стали культовыми для американцев — на аукционе 2008 года стартовая цена каждого составляла 5 тысяч долларов. «Свитер Косби» даже стал именем нарицательным, и сейчас в США так называют любой пуловер с яркими геометрическими узорами или необычными картинками.
Свитеры в кино
После «свитера Косби» праздничные свитеры стали появляться в других телешоу и фильмах. Одна из первых картин, где главный герой одет в праздничный свитер, — комедия «Рождественская история» 1989 года. По сюжету фильма неисправимый оптимист и глава семьи хочет устроить для близких самый лучший рождественский ужин. Таким образом, свитер снова был представлен в позитивном свете — как символ близости, искренности и доброты.
И хотя многие продолжали посмеиваться над «уродливыми» яркими свитерами, в течение следующих лет они стали незаменимым атрибутом практически каждого рождественского фильма или эпизода телесериала. Причем режиссеры могли использовать свитер в кадре как для создания семейной атмосферы (фильм «Один дома»), так и для комического эффекта. Например, Шэрон Магуайр признавался, что нарядил героя Колина Фёрта в фильме «Дневник Бриджит Джонс» в дурацкий свитер с большой мордой оленя, чтобы снизить градус напыщенности героя.
На вечеринке уродливых свитеров
Двухтысячные годы стали подобием эпохи возрождения для рождественских свитеров. Молодые люди начали охотно покупать кофты со снеговиками, причем чем эпатажнее они были, тем лучше. Зачем? Чтобы быть самым модным на вечеринке «уродливых» свитеров.
Первая встреча фанатов рождественских свитеров состоялась в Ванкувере в 2002 году. Брайан Миллер, один из авторов книги «Вечеринки в уродливом рождественском свитере: полное руководство, как надеть свой уродливый наряд» и основатель интернет-магазина праздничных свитеров, в телефонном интервью CNN сказал: «Трудно предположить, что именно заставило людей изменить свое мнение. Я думаю, что в тот момент, когда кто-то надел эту одежду с юмором, люди разглядели ее комическую сторону, и подумали: „Эта вещь, которая валяется на задворках шкафа могла бы быть забавной, а не ужасной и никому не нужной“».
В течение следующего десятилетия праздничные свитеры превратились в новую праздничную традицию. Гиганты быстрой моды начали заполнять полки магазинов пуловерами с Сантой и снежинками. «Уродливые» свитера появились даже на модных показах. Английский модельер и дочь Пола Маккартни Стелла Маккартни выпустила в коллекции осень-весна — 2008 альпийский свитер с изображением белого медведя. В 2010 году за ней последовал Givenchy, а в следующем году — Dolce& Gabbana.
«Когда в начале 2000-х я посетил свою первую вечеринку „уродливых“ свитеров, я даже не догадывался, что этот тренд так выстрелит, — признается Брайан Миллер. — Хотя нетрудно понять почему: „уродливый“ трикотаж может носить кто угодно — от моей дочери на школьном конкурсе „уродливых“ свитеров до офисных работников на корпоративе. Они демократичны. И с ними очень весело. Рождество может быть довольно напряженным — а немного нелепая одежда может помочь снять стресс».
День «уродливого» свитера
В 2011 году группа поклонников «уродливых» свитеров организовала День «уродливого» рождественского свитера, который отмечают в США и Европе каждую третью пятницу декабря. Чтобы принять участие в празднике, достаточно просто нарядиться в рождественский свитер и прийти в нем на работу или встречу с друзьями.
День «уродливого» рождественского свитера — это не просто смешная дата. В 2012 году фанаты свитеров запустили вместе с благотворительным фондом Save the Children, который помогает нуждающимся детям всего мира, кампанию «Make the World Better with a Sweater» («Сделаем мир лучше с помощью свитера»). В этой акции поучаствовали многие знаменитости, в том числе британские модные бренды Александр Маккуин, Вивьен Вествуд, Burberry и Аня Хиндмарч, которые создали уникальные свитеры в единственном экземпляре и направили в фонд средства от их продажи.
С тех пор в День «уродливого» рождественского свитера каждый желающий может сделать пожертвование в любом размере на специальном сайте акции и рассказать, с кем он отметил этот день: в школе, на работе, с родственниками или друзьями.
Фото на обложке: Mi_Lara / Shutterstock / Fotodom