Мы уже знаем, как драматично сын писательницы Анны Матвеевой, выпускник Федя, сдавал ЕГЭ, как тревожно оформлял творческие папки и штурмовал литературные и киновузы в режиме онлайн. В третьей — последней — части этого триллера Анна рассказывает, чем все закончилось и какие они с Федей сделали выводы. Будет и весело, и полезно.
В Москву!
Только два факультета из нашего списка проводили очные экзамены — тот и другой вгиковские. Режиссура и Сергиево-Посадский филиал. Мы быстренько купили билеты в Москву, я забронировала отель — сначала, глянув в наше расписание, на 11 дней, потом, придя в себя, — на четыре. 11 дней — это если Федя точно пройдёт до третьего тура по режиссуре. Накупила защитных масок, антисептиков и перчаток — в вызове на экзамены об этом говорилось отдельно.
В назначенный день и час Федя стоял перед воротами съемочного павильона, на дверях которого висел не слишком длинный, но и не короткий список. Правее на скамье сидела скорбящая женщина, похожая на Мадонну из композиции «Пьета» — только без Христа на коленях. Она ждала дочь с экзамена — абитуриентов запускали внутрь небольшими группами.
Я тоже ждала Федю, потому что ничем другим всё равно бы в этот день заниматься не смогла, но делала это в сотне метров выше по улице, у входа в центральное здание, где стоят бронзовые вгиковцы Тарковский, Шукшин и Шпаликов. Я провела в их компании столько времени, что по-настоящему сроднилась с ними и начала звать их просто «мужиками».
Федя вышел из павильона очень нескоро — но довольный. Сказал, что вроде бы понравился комиссии. Правда, баллы ему присвоили вполне достаточные для перехода на второй тур — вот только узнали мы об этом лишь накануне того самого тура. Ночью — по традиции. Но как-то уже свыклись, что ли, приспособились… Научились спать в такси, молниеносно собираться и выбирать между желанным и разумным. От Сергиева Посада пришлось в конце концов отказаться: испытание совпадало по времени с этюдом в Литературном институте, а бюджетных мест в первом было примерно раз в сорок меньше, чем во втором. Простая арифметика.
Утром — второй тур по киноведению, днём — эссе, вечером — консультация, ещё и Петербург вдруг стал присылать письма: почему абитуриент такой-то не явился на экзамен?
«Но вы же мне не прислали пароль от конференции», — ответил сын. «Так что, не собираетесь поступать? Вы же прошли!» — негодовали в Петербурге.
Но мы оба уже чувствовали, знали, что учиться Федя будет в Москве. Либо во ВГИКе, либо в Литературном институте.
В зависимости от результата очередного экзамена я продлевала проживание в гостинице то на ночь, то на две. Администратор уже привыкла и не удивлялась. К сожалению, устойчивый вайфай, которым хвалился отель, на поверку таковым не оказался и в разгар второго тура по киноведению вылетел. Стали звонить в приёмную комиссию, а там уже начали принимать другого абитуриента, но потом всё-таки вернули Федю — и он получил за этот тур максимальный балл.
Накануне третьего — решающего! — тура по режиссуре на дверях павильона висел уже совсем короткий список претендентов. Женщина-Пьета сидела на лавочке всё в той же скорбной позе, а я надоедала «мужикам». За пять минут до того, как Федя пошел к воротам, нас окликнула незнакомая девушка в белом платье.
— Сфотографируйте меня, пожалуйста, здесь, — попросила она. — С дипломом. Я только защитилась, на отлично. Такой странный год! Ни выпускного, ничего…
Федя старательно фотографировал девушку с «мужиками».
— Мы вот тоже поступаем, — сказала я.
— Куда? — оживилась девушка.
— Режиссура и киноведение.
— Я окончила сценарно-киноведческий. Если дошёл до третьего, скорее всего, поступишь! Удачи!
На третьем туре по режиссуре Федю спросили, пойдёт ли он к ним учиться платно. Работы его понравились: и набросок сценария, и общие идеи, и собеседование прошло прекрасно. Но для бюджета было уж слишком много желающих.
— Нет, — сказал Федя. — Пойду в армию. Бесплатно.
Финальные титры
На третьем туре киноведения, который сын проходил уже дома, в Екатеринбурге, сразу после самолёта и короткого сна, контрольным тестом стал крохотный фрагмент старого фильма. Феде сначала показалось, что это «Касабланка», «но потом я заметил, что актриса не так красива, как Ингрид Бергман, увидел тень от решетки лифта и вспомнил — „Мальтийской сокол“!»
За третий тур киноведческих испытаний сыну тоже присвоили максимальный балл. Оставалось всего ничего — дождаться итоговых рейтингов. Я опять не спала ночами, карауля свежие списки, — мне и до сих пор первым делом поутру хочется проверить сайт ВГИКа, а не эти ваши фейсбуки! И когда увидела в конце концов имя своего мальчика вторым в рейтинге бюджетников, прошедших на киноведческий факультет, то разревелась наконец-то с полным на это правом.
В Литературный институт Федю, кстати, тоже приняли — но он пошёл, конечно, за мечтой.
Сделали выводы
Мне бы очень хотелось, чтобы наш опыт пригодился абитуриентам творческих вузов (а также их родителям). Вот к каким выводам я пришла «по мере поступления»:
- Начинайте готовиться к конкурсам заранее. Не пренебрегайте никакими дипломами, публикациями, олимпиадами — за это можно получить дополнительные баллы.
- Триста раз проверьте, правильно ли ваше дитя оформило творческую папку и по тому ли адресу её отправляет.
- Не сдавайтесь, даже если не обнаружите имени в списке: иногда это значит совсем не то, чего вы боялись.
- Не стесняйтесь звонить, писать и уточнять информацию: во всех вузах, с которыми нам пришлось иметь дело, работают исключительно доброжелательные, компетентные и терпеливые люди.
- Поддерживайте своего абитуриента всеми силами. Нас в этой летней гонке спасали ежедневные велосипедные прогулки и усиленное питание.
- Ну и напоследок — даосская мудрость, которая успокоила меня в самый тяжёлый день сомнений из серии «А вдруг всё это зря?». «Поднебесный мир выправится сам собой», — говорил Лао-цзы. И знаете, это чистая правда!
Фото: Shutterstock / Коллаж: Вика Шибаева для «Мела»