«Дети больше не фантазируют». Почему это плохо и как мы сами не даём им развивать воображение
Блоги30.05.2022

«Дети больше не фантазируют». Почему это плохо и как мы сами не даём им развивать воображение

Современные дети окружены игрушками на любой вкус. Не хочет играть в игрушки? Можно поиграть в планшет. Наш блогер Вадим Мелешко переживает, что такой выбор влияет на детскую фантазию. А родители, ограждая детей от любой травмирующей информации, и вовсе закрывают все пути к развитию абстрактного мышления.

В романе Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» есть весьма примечательный момент, в котором автор так характеризует главного героя: «Мысли его были простые. Глядя на муху, ползущую по потолку, он думал: вон ползет муха. Глядя на лампу, думал: вон горит лампа». Мне кажется, этот фрагмент уместно вспоминать всякий раз, когда речь заходит об абстрактном мышлении. Точнее, о его отсутствии. Потому что суть абстрактного мышления как раз в том, чтобы уметь создавать в воображении миры, образы и сюжеты, которых не существует в реальности или которые есть, но где-то там, далеко.

В детстве у меня был друг, который обладал потрясающей способностью, казалось бы, из ничего выдумать нечто грандиозное. Ему для этого надо было всего лишь дать повод, а дальше маховик воображения начинал вращаться с ускорением, увлекая в водоворот мыслей и идей всех, кто находился рядом. Например, однажды я обмолвился, что дома валяются рельсы от игрушечной железной дороги, сломанный локомотив и пара вагонов. «Ух ты! — тут же загорелся Лешка. — Прикинь, а ведь можно этот паровоз починить, рельсы проложить где-нибудь во дворе, между камней, прокопать канаву, типа река, сделать через нее мост! А еще можно проторить автомобильную дорогу со шлагбаумом, чтобы был настоящий переезд! А представь, если все это сделать в песке, на берегу! Как будто поезд идет между барханов, по пустыне! А там прячутся басмачи, которые хотят взорвать полотно и взять поезд на абордаж! А в поезде чекисты с пулеметами!»

В другой раз я вспомнил, что где-то на свалке видел металлическую кабину от детской карусели, напоминающую люльку от мотоцикла. «Класс! — сразу же оживился Лешка. — Из нее же можно сделать подводную лодку! Дырки в корпусе заклеим и залепим, это не проблема. Вот только люк сверху как присобачить? Придумал! Надо взять прозрачный пластиковый бак и прикрепить его так, чтобы все герметично было. Тогда внутрь можно будет залезать, а через стенки бака смотреть под водой, как через иллюминатор! А сзади поставим моторчик и винт, чтобы плавать».

Следующие несколько часов мы упивались видениями того, как спускаем этот «Наутилус» в темные воды реки Протвы, плывем от одного брода до другого, пугая купающихся девчонок и разгоняя стаи рыб. Это было очень реалистично, субмарина фактически уже была построена, пусть и мысленно. Оставалось всего лишь вспомнить, где же на самом деле я видел ту железяку.

Однажды было вообще что-то необъяснимое. Зимой, уже вечером, я вышел из дома, посмотрел случайно в сторону деревенской фермы и обомлел: над длинными плоскими корпусами висел яркий светящийся шар. Я тут же позвал друга, тот вышел, разделил со мной потрясение и сразу же начал выдвигать гипотезы, что бы это могло быть. «Наверное, это какой-то новый фонарь, который прицепили к воздушному шару и повесили, чтобы освещать всю ферму, — заявил он. — Или нет, может, это зонд, который метеорологи запустили где-то в другом месте, а он спустился тут? Не-е-е, фигня. А может, это инопланетный корабль?!»

Дальше мы, как говорится, на полном серьезе начали прикидывать, что же делать, кому рассказать о пришельцах (то, что это именно они, уже не вызывало никакого сомнения).

И что будет потом, когда весь мир узнает, как два советских школьника стали первыми контактерами!

Правда, потом оказалось, что это всего лишь луна. Просто какая-то странная, слишком большая и яркая. Но вызванные этим естественным спутником образы и картины были гораздо ярче.

Лешка — не единственный фантазер в моей жизни. Однажды мы с сестрой Леной сидели во дворе и лепили фигурки из глины. Мне удалось изваять голову человечка с такой уморительной физиономией, что Ленка покатилась со смеху. Сестра тут же окрестила этого человечка Смехатуркиным и загорелась желанием вылепить еще кого-нибудь в том же духе. Моментально возникла идея сделать целый ряд персонажей под общим названием «Смехатуркин и его друзья». Потом мы насадили головы на палочки, обернули их в куски ткани, фольги и бумаги, чтобы получилось нечто наподобие театра марионеток. Лена придумала сценарий и организовала представление для соседских ребят.

Прошло много лет. Лешка стал юристом, Лена — программистом. Самое грустное, что, когда я попытался завести разговор на тему «а помнишь, как мы в детстве», выяснилось, нет, не помнят. Должно быть, для них это было всего лишь проходным материалом, незначительным эпизодом в бесконечной череде фантазий и воображений.

Но как бы то ни было, я абсолютно уверен, что воображение необходимо развивать у всех, без исключения, детей. Просто потому что жить с ним интереснее, чем без него. И это как минимум, а уж про максимум я вообще молчу, ведь без воображения невозможно создать что-либо новое, уникальное, необычное.

Говорят, современные дети избалованы обилием источников информации, готовых в любой момент преподнести им самые разнообразные образы на любой вкус. Не надо напрягаться, чтобы что-то придумать, — все уже придумано, надо лишь выбрать из предложенного ассортимента то, что нравится. Если раньше девочка могла взять деревяшку, обернуть ее рогожкой и начать нянчить, словно младенца, то в сознании ребенка это был именно младенец и именно в пеленках. А если мальчик брал в руки кривой сучок, тот моментально превращался в маузер или ковбойский кольт. Попробуйте-ка сегодня предложить нашим детям поиграть в деревяшки. У некоторых дома лежат маузеры и они как настоящие, даже стрелять умеют.

А тут еще внезапно выяснилось, что существует опасность, о которой мы даже не догадывались

И связана она, как ни дико это звучит, с нежеланием ряда граждан, чтобы у их детей кто-то развивал воображение или даже просто давал повод к его развитию. Помните историю, в которой ученики поинтересовались на уроке литературы, что означает «посадить на кол»? Преподаватель тогда просто ответила, что был в те времена такой способ казни, когда человека в самом деле сажали на заостренную палку и та протыкала его тело. Что же в итоге? Одна из школьниц, придя домой, рассказала об этом своим родителям. И возмущенная мама накатала жалобу на учительницу, которая причинила девочке тяжкую психическую травму.

Что же получается? По мнению некоторых, развивать надо только то воображение, которое связано с положительными эмоциями. Всякие там розовые пони, единороги, котики, цветочки и так далее. Только так ребенок вырастет спокойным и добрым, потому что у него просто не будет абстрактных образов, связанных с чем-то злым и деструктивным. Конечно, задача каждого учителя и родителя — помочь детям почувствовать радость от мыслительного процесса, направленного на что-то созидательное, полезное, важное и нужное. Но здесь есть нюанс: фантазия позволяет человеку поставить себя на место другого, посочувствовать, проявить эмпатию.

Не в том ли трагедия нового поколения, что они весьма смутно себе представляют, каково было узникам концлагерей или воевавшим на фронте? Они это не пережили на уровне абстрактного мышления, за них это пережили другие. Но ведь чужой опыт — это именно чужой, не свой. И хотя говорят, что только дураки учатся на своем опыте, все-таки так доходчивее.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Jorm S / shutterstock / fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(3)
Юрий Никольский
Верно на все 100% нужно поддерживать воображение. Это очень важно для воспитания, а ещё для получения тех знаний и умений, которые не вошли в стандарты государственного образования. Свой опыт я изложил на → https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/31476-ya-fantaziruyu--znachit-obuchayus, а ещё каждый год празднуем День софиязойской эры, а к этому дню обязательно готовим свои фантазии https://mityanikol.wixsite.com/sophisic-era/experiment
Александр Кирилюк
Юрий Никольский
Хватит рекламировать!
Больше статей