10 причин, почему «Король Лев» — это современный «Гамлет»
10 причин, почему «Король Лев» — это современный «Гамлет»
Предав брата и подстроив его убийство, коварный дядя занимает престол. Юный наследный принц вынужден бежать, а затем бороться с ним за своё право на трон. Что это — «Гамлет» или всё-таки «Король Лев»? Рассказываем, что ещё общего у диснеевского мультфильма и самой известной трагедии Уильяма Шекспира.
По словам Роба Минкоффа, режиссера «Короля Льва» 1994 года, сюжет изначально не задумывался как подражание Шекспиру. Это должна была быть история «о Бэмби в Африке». Но из-за того что сценарий был полностью оригинальным, создателям мультфильма хотелось, что в нём была хотя бы какая-то параллель с уже существующей историей. Когда они обнаружили, что между «Королём Львом» и «Гамлетом» есть определённое сходство в темах и взаимоотношениях персонажей, команда решила взять пьесу Шекспира за образец.
1. Быть принцем довольно нелегко
И Симба, и Гамлет принадлежат к королевской семье. Для «Короля Льва» и «Гамлета» это, в общем-то, основа всего сюжета: они оба единственные дети короля, который трагически погибает, и наследники престола. Сюжет «Короля Льва» и вовсе построен вокруг того, кто законный царь зверей.
На жизнь обоих персонажей главным образом повлияла гибель их отцов, она же и сформировала их судьбу. При этом братья или сёстры принцев не упоминаются ни в одной истории. И давайте признаемся: обе эти истории заметно проиграли бы, если бы речь шла о каком-то обычном льве, который просто бродит по Африке, или о непримечательном ребёнке из буржуазной датской семьи.
2. Шрам — это Клавдий
Помимо этого, и в пьесе, и в фильме есть завистливые младшие братья королей. Шраму, дяде Симбы и брату Муфасы, удаётся осуществить свой план и убить короля, чтобы захватить трон и единолично править в землях прайда. Шрам заставляет Симбу поверить в то, что он виноват в смерти отца, и тот уходит в добровольное изгнание и возвращается уже взрослым.
В «Гамлете» дядя принца — Клавдий — тоже убивает своего брата и сменяет его на престоле. Он убеждает принца ради его собственного блага уехать в Англию, надеясь на то, что Гамлета приговорят к смерти. В обоих сюжетах юные наследники, изгнанные из своих домов, сталкиваются со смертельными опасностями, но выживают и возвращаются домой, чтобы отомстить за смерть своих отцов и заявить о своих законных правах на трон.
3. Финал пьесы и мультфильма очень похожи
В раннем варианте концовки мультфильма, которую никто уже никогда не сможет увидеть, Шрам побеждает Симбу и убивает его, а сам погибает в огне. В раскадровке Шрам даже произносит каноническую фразу из шекспировской пьесы, которую говорит Горацио, держа умирающего Гамлета на руках: «Спи, милый принц». К счастью, этот сюжетный поворот, потенциально разрушающий детскую психику, не вошёл в финальную версию.
4. Тимон и Пумба — это Розенкранц и Гильденстерн
Друзья принцев в обеих историях беспечные и очень весёлые. Про этих героев всегда сложно вспомнить, кого из них как зовут, потому что на самом деле они представляют собой единое целое. Да, в случае с Гамлетом Розенкранц и Гильденстерн работали на Клавдия и (в теории) шпионили за принцем Датским. Но Тимон и Пумба, конечно, не такие отрицательные персонажи. Или это было способом студии «Дисней» превратить трагедию о мести в детский мультфильм?
5. Призрак отца играет важную роль в сюжете
И в трагедии Шекспира, и в мультфильме вся история могла бы сложиться совсем иначе, если бы принцы не встретились с призраками своих отцов. Они оба появляются, чтобы призвать наследников выполнить их долг перед своим государством и «помнить их». Только если призрак Муфасы напоминает сыну о его праве быть королем, полученном при рождении, то призрак отца Гамлета поступает довольно нечестно: он даёт задание отомстить Клавдию за убийство.
6. Оба главных героя сталкиваются с внутренним конфликтом
Гамлет искренне хочет остаться высокоморальным человеком и не совершать хладнокровное убийство, а Симба, мучимый чувством вины за гибель отца, покидает родные земли. И Симба, и Гамлет в каком-то смысле избранные, роль которых заключается в том, чтобы восстановить мировой порядок. На них буквально с рождения возложена героическая миссия.
7. Рафики — это Гораций
Возможно, это не самая очевидная аналогия, но у нас есть доказательства. Рафики приводит Симбу к призраку Муфасы так же, как Горацио приводит Гамлета к призраку его отца. Рафики выступает и как связующее звено между королевской семьёй и животными в землях прайда, точно так же Горацио играет роль дипломата, проводника и чиновника в «Гамлете». Конечно, Рафики гораздо старше, смешнее и ведёт себя более покровительственно по отношению к Симбе.
8. Кладбища и черепа выходят на первый план
Одна из самых знаменитых сцен «Гамлета» разыгрывается на кладбище: да, мы о той самой, где он говорит с могильщиками, держит череп, восклицает: «Бедный Йорик!» — и, очевидно, начинает больше понимать о жизни и смерти. В «Короле Льве» есть эпизод на кладбище слонов, где Симба встречает других могильщиков — гиен. Там же он видит череп, который напоминает ему о том, что все смертны и время не стоит на месте.
9. Симбе гораздо больше повезло с женщинами
И у Симбы, и у Гамлета есть возлюбленные — Нала и Офелия. Они обе любящие и заботливые, однако между ними есть важные отличия. Нала готова бросить вызов каждому, кто пытается встать на её пути. Офелия же — кроткая девушка. Она не готова сражаться за свою любовь и даже отказывается от неё по велению отца. С другой стороны, Гамлет обманывает Офелию и даже использует её, а Симба влюблён в Налу с детства.
Отличаются по характеру и матери главных героев. В то время как Гертруда оказывается слабой королевой и подчиняется во всём Клавдию (даже выходит за него замуж, что совершенно не одобряет Гамлет), Сараби остаётся верна погибшему мужу и даже под угрозой смерти не выдает его секретов.
10. У Симбы есть хорошие советчики, а у Гамлета их нет
В то время как Симба получает множество советов от Рафики и Зазу, которые помогают ему принимать правильные решения, Гамлетом движет только месть. В пьесе Шекспира не нашлось того, кто объяснил бы ему, что кровожадность никогда не доводит до добра и не должна быть главной движущей силой человеческих поступков.
По материалам The Washington Post, The Oprah Magazine и Jstor. Фото: кадры из мультфильма «Король Лев». Disney, 1994 год