«Никаких суперсил у нас нет». Кто, как, а главное, зачем придумал Майора Грома и другие российские комиксы
«Никаких суперсил у нас нет». Кто, как, а главное, зачем придумал Майора Грома и другие российские комиксы
Съемки очередного «Майора Грома» уже начались, главного героя этих комиксов знают даже за границей. Как так внезапно получилось, что российские комиксы любят и читают так же, как американские? Создатель Bubble Comics Артем Габрелянов попытался найти ответ на этот вопрос в эфире нашей «Радиошколы».
Супергерой — необязательное условие комикса
Почему-то все думают, что комикс — какой-то жанр. Нет, это форма подачи контента, упаковка истории. Одна и та же история может быть написана в книжке, поставлена в театре, сыграна в кино и нарисована в комиксе. Просто с комиксами проще работать: это быстрый формат, но красочный и интересный. И бюджет не слишком огромный.
Супергероика — один из множества жанров в формате комиксов. Безусловно, самый коммерчески успешный. Но есть и другие комиксы, которые даже получают Пулитцеровскую премию (например, «Маус»). И они совсем не про супергероев. В них нет взрывов, нет спасения миров, но они тоже отличные.
Чем так хороши супергеройские комиксы? Моя гипотеза заключается в том, что в Америке и Европе они заменяют сказки. Да, те самые, в которых простыми словами рассказывают о добре и зле, хорошем и плохом. Воспитательная цель достигается с помощью развлечения.
Одна из самых знаменитых цитат из комиксов такая: «Большая сила — это большая ответственность»
Это какая-то пафосная фраза или все-таки установка нормального человека, которую он может пронести через всю жизнь? Мне кажется, что именно воспитательная цель для супергероики подходит отлично. Детям герои по силам, они любят мечтать.
Мы выбрали чуть-чуть другой формат. Никаких суперсил у нас нет: мы ушли в сторону мистики. У нас есть честный полицейский, который воспринимается как супергерой.
Несмотря на то что в наших комиксах много экшена, а в начале своего пути Майор Гром ведет себя не самым порядочным образом, главная цель нашего повествования — показать, что необходимо прервать круг насилия, остановив его на себе. Нельзя постоянно раскручивать маховик злости, ненависти, мести — в какой-то момент нужно остановиться. И Майор Гром это делает. Это очень простая, но сложная в донесении мысль — если декларировать ее напрямую, она вызовет отторжение.
Прямолинейная подача ни с каким человеком не сработает. Бесполезно просто говорить ребенку: «Не кури», нужно самому не курить и подавать пример. То же самое с комиксами. Работает то, что подается элегантно, интересно. Это не какое-то «программирование детей» — просто свои идеалы мы несем в своих же историях.
Фильм — это новая история, а не пересказ комикса
Сейчас мы — просто издательство комиксов, в котором каждый человек выкладывается на 100% и любит свое дело. Ладно, я немного скромничаю. Еще у нас есть свое киноподразделение. Мы потихоньку движемся и в других направлениях, идем к созданию видеоигр по нашим сюжетам. Но в основе всего лежит желание рассказывать интересные истории, делиться ими с людьми. А они уж могут их читать, смотреть, слушать — как угодно.
Наши фильмы заметно отличаются от комиксов. В этом решении прошу винить меня и исключительно меня. Такое уж у меня убеждение, которое я транслирую на все наши адаптации комиксов — мультики, сериалы, кино. Везде я диктую именно такую парадигму, хотя обычно выступаю за демократичный подход. Вот такое мое решение: мы никогда не будем покадрово экранизировать наши комиксы, ни за что.
Во-первых, это скучно. Во-вторых, в этом нет никакого вызова. В-третьих, зачем смотреть кино, которое ты уже «видел»? Есть фильм «Хранители» Зака Снайдера по комиксу Алана Мура. Картина покадрово переснимает комикс. Фильм хороший. Но почерпну ли я в нем что-то новое? Нет. Поэтому мы стараемся так не делать.
Интересно смотреть на «такое же», но другое. Мы сохраняем основные сюжеты, героев, перипетии их отношений. Просто они выглядят по-другому. Я уверен, что нужно сохранять душу истории, но раскрывать ее свежо, интересно, неожиданно, чтобы даже придумывать все заново было интересно.
В итоге события поворачиваются под другим углом и лента становится чем-то новым для всех. А если человек не читал комиксы, возможно, ему захочется их купить уже после фильма.
Бумажные комиксы будут всегда
Я каждый год слышу, что бумажные комиксы исчезнут: «Вот-вот, еще год, чуть-чуть подождать». Но бумажные комиксы как держали оборону, так успешно ее и держат — в первую очередь за счет того, что в печатном виде каждый может выбирать скорость и порядок чтения.
Когда читаешь книжку, делаешь это очень просто, примитивно — сверху вниз, слева направо. В комиксах огромное количество разных фреймов, то есть окошек с изображениями. Их сочетаний множество, глаз может цепляться то за один, то за другой фрагмент. Необязательно читать линейно.
Мы делали, например, комикс, в котором вторую часть истории намеренно скрывали целым листом, разворотом. Увидеть полную картину читатель мог, только перевернув лист. В электронном формате такие вещи передать невозможно.
К тому же не стоит забывать про коллекционирование и автографы — это огромная часть комикс-культуры, которая строится на персональных бумажных комиксах. Например, я хожу на фестивали с маркером: стопроцентно у меня хотя бы раз или два попросят подписать книжку. Мне не сложно — и это очень важно для аудитории, читающей комиксы.
Как стать комиксистом
Мы ищем художников, забрасывая удочки на старшие курсы художественных школ, академий. Когда мы берем человека на работу, он редко умеет прямо-таки рисовать комиксы. Все ребята, которые сегодня для нас рисуют, учились создавать комиксы с нуля — мы делали это вместе, иллюстрация за иллюстрацией. Мы сами лепили себя — как Мюнхгаузен, который сам себя вытащил за волосы из болота.
Как это происходило? Мы брали наработки, смотрели, копировали, примеряли что-то и делали по-своему
Если вы хотите работать в этой индустрии, нужно набивать руку, стараться получить как можно больше опыта и обязательно создавать портфолио. Но главное, что нужно учесть, — портфолио не должно быть идеальным. Просто вам оно должно нравиться.
Был такой случай. Ко мне подошел папа 14-летней девочки и спросил: «Могли бы вы сказать ей, что комиксы — это фигня и чтобы она занималась чем-то интересным?» Я ответил, что он явно подошел не к тому человеку. А девочке посоветовал делать все, что ей нравится:
«Спустя шесть лет будешь учиться в вузе — присылай портфолио, с радостью рассмотрим»
Я пытаюсь донести до всех такую простую вещь: творчеству нельзя развиваться в атмосфере запретов, какого-то негатива. Творчество — хрупкий цветок, который растет благодаря вашей родительской любви. И если человек со стороны говорит, что «цветок» нужно бросить, — никого не слушайте.
С чего начать? Можно завести паблик во «ВКонтакте», группу в Telegram, создать страницу на сайте «Авторский комикс», где люди выкладывают свои работы.
Но лично мне кажется, что, когда тебе 10–12 лет, стремиться к публичности не стоит. Интернет, к сожалению, полон злых людей, которые будут говорить много нехорошего. С этим придется столкнуться, но лучше сделать это в более взрослом возрасте, когда психика справляется с этим лучше.
Поэтому лучше всего рисовать для себя. И уже потом, почувствовав, что готов к критике, заходить в публичное поле. На свой страх и риск!
Полную запись разговора с Артемом Габреляновым слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».
Фото на обложке: Олег Яковлев / РБК / ТАСС