«Говори мемами». Как учитель из Ярославля делает рабочие тетради, которые приводят в восторг школьников

52 180

«Говори мемами». Как учитель из Ярославля делает рабочие тетради, которые приводят в восторг школьников

52 180

«Говори мемами». Как учитель из Ярославля делает рабочие тетради, которые приводят в восторг школьников

52 180

Василий Разумов, учитель литературы из Ярославля, однажды вдохновился идеями своей коллеги Софии Лебедевой — «Учителя года 2021» из Санкт-Петербурга, которая делает яркие и вовлекающие рабочие тетради для уроков литературы. Вместе с ярославским художником Антоном Алексеевым Василий стал делать для своих учеников такие же. А нам показал, что у него получилось и рассказал, зачем это нужно.

Свобода для учителя

Большинство учебников по литературе вызывают у учителей спектр эмоций от раздражения до откровенной скуки. Корень зла здесь в том, что учебник навязывает определенное прочтение: «Великое-русское-народное-бла-бла-бла». Рабочая тетрадь освобождает от учебника. Она сама, по сути, таким учебником становится. Проектируя ее, учитель сам решает, где он сделает акцент и с какого ракурса он будет раскрывать тему. Учитель сам определяет шрифт, цвет, рубрикацию и формат заданий своей тетради. Учитель сам определяет, сколько времени и сил он потратит на подготовку рабочего листа.

Василий Разумов

Доступность для всех

Чисто технически рабочая тетрадь требует минимума ресурсов: вам нужен компьютер с выходом в интернет и цветной принтер (я свои тетради распечатываю сам, но можно попросить помочь учеников). Работать можно в редакторах Designer или Canva, а можно все сделать и в обыденном PowerPoint. Кстати, ученики с этим тоже справляются на ура — у меня они даже сами разрабатывали рабочие тетради и проводили по ним урок на тему «Новаторство в комедии А. С. Грибоедова». Еще в таких редакторах удобно делать инфографику — мы, например, делали такую по героям «Онегина».

Всеядный формат

Если вы преподаете не литературу, а до этого пункта все-таки дочитали, то сделали это не зря: рабочая тетрадь подстраивается под задачу любого предмета. Это очень человеческий формат, и ничто человеческое ему не чуждо: биология, история, математика — казенные рабочие тетради по этим предметам мы все заполняли, учась в школе. Что мешает сделать лучше? В рамках литературы тоже все равно, биографию ли писателя мы изучаем или вопросы поэтики Пушкина — тетрадь проглотит все.

Полное погружение

Несмотря на то что сам формат таких тетрадей известен давно, а многие учителя сами их делают и даже продают, все это капля в море системы образования. А потому, когда приносишь в класс такую тетрадь, отдача от учеников возникает полная и моментальная. На красивый рабочий лист просто приятно смотреть. Его хочется держать в руках, его хочется унести домой, и, конечно, хочется понять, о чем он. А это значит — прочитать уже наконец этого «Онегина».

Глядя на монотонный текст из учебника, многие ребята просто не проводят связь между понятиями «литература» и «красота». Рабочая тетрадь позволяет эту связь вернуть. Результат однозначный — полное погружение. Я уже не говорю о том, что заполнение тетради идет параллельно с уроком. Так у ученика просто не остается времени ни на безделье, ни на скуку. Кстати, двух листов мне стабильно хватает на урок или два.

Маскировка банальности

Не все, что мы делаем в школе, нам интересно. Порой приходится иметь дело с необходимой рутиной. Ну вот как, например, обойтись без сравнительной характеристики Онегина и Ленского? Куда деть эту пресловутую табличку в два столбика? Ее можно замаскировать. Вот как на этом листе с Онегиным и Ленским:

По сути, все те же два столбика, но параметры сравнения героев красиво разбиты на фреймы, и чувства скуки от привычного формата это не вызывает. И не вызовет, потому что фреймы можно менять от таблицы к таблице. Иногда это позволяет замаскировать банальность, а иногда понять, что никакой банальности нет.

Функциональное чтение? Оно!

С недавних пор словесников напрягают тем, что чтение должно быть функциональным. Это подразумевает, что любой текст художественного произведения должен быть вписан в контекст эпохи, когда оно было создано. И, наверное, это даже полезно для понимания текста. Другой вопрос — что делать бедному учителю? Как вписать текст в контекст так, чтоб школьник не уснул? Вот, пожалуй, рабочая тетрадь — один из таких форматов.

В рабочих листах по третьей главе «Евгения Онегина» я разместил фрейм в виде экрана смартфона с гугл-переводчиком, только перевести там требуется не с английского на русский, а с языка Татьяны на язык ее няни, которая, очевидно, не понимает книжных выражений своей подопечной. Вот вам и контекст взаимоотношений и взаимопонимания (не одно и то же!) дворян и крестьян пушкинской эпохи!

Семиотика, или Почему Ольга — ландыш

Но все же история с функциональным чтением — это именно про историю. Рабочая тетрадь позволяет совмещать исторические отсылки с культурными и делать это в достаточно емкой форме. Например, можно не просто прочитать описание сестры Татьяны (Пушкин дает ей всего пару строф), но обсудить, почему Ольга «Цвела, как ландыш потаенный, / Незнаемый в траве глухой / Ни мотыльками, ни пчелой». Словом, в этот формат можно интегрировать все виды отсылок.

Кстати, спойлер: «Ландыш — не просто традиционный символ чистоты (чистота Ольги — вопрос дискуссионный). Пушкин делает акцент на „закрытости“ цветка, недоступности. Ольга во второй главе закрыта от внешнего мира».

Подрисуй что-нибудь Ленскому

Золотое правило педагогики состоит в том, что ученик должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего требует учитель. Ученику часто хочется подрисовать фингал тому или иному портрету. Поэтому, сравнивая Онегина и Ленского, мы дорисовывали лицо последнего. При чем тут образование? Вместо линий и контуров нужно было использовать клишированные строки романтической поэзии, детищем которой является сам Ленский. А отсюда недалеко и до характеристики персонажа, и до соотнесения понятий «лицо» и «личность» на самом разном уровне. Словом, глубина задания — налицо (или «на лицо»?). Хотя, казалось бы, форма очень хулиганская.

Вообще, рабочая тетрадь принимает любые виды творческих заданий. От текста и рисунка до квиллинга и цветочной композиции. Все это мы пробовали на уроках и в домашних заданиях, и все это про первый пункт этой статьи — про свободу.

Вертел я ваш лист!

При создании рабочего листа полезно помнить, что это лист. И что у него есть пространство, и что это пространство можно использовать, чтобы потешить своего внутреннего методиста. Раз уж мы сегодня про «Онегина», то давайте вспомним сон Татьяны. Весь этот эпизод связан с мотивом зеркала: во сне, как в зеркале, отражается, переворачивается сюжет романа. Поэтому половину вопросов на листе про сон Татьяны я делаю вверх ногами, а ученики должны догадаться, какой мотив за это переворачивание отвечает.

Не только бумага

Рабочая тетрадь хороша еще и тем, что с ее помощью можно интегрировать на бумажный носитель ссылки на разные виды текста. Я, например, размещаю QR-коды со ссылками на лекции с «Арзамаса», на лотмановский комментарий или статьи других ученых. Такой прием делает гаджет подростка союзником учителя.

Своими словами

Это все та же история про казенные формулировки из учебников и методичек. Там, где переваривать их уже нет сил, на помощь приходит все та же рабочая тетрадь. В ней ты можешь, не изменяя самому себе, говорить с учеником тем языком, который тебе органичен. Если тебе удобно говорить мемами и это соотносится с твоей педагогической задачей — говори мемами. Рабочая тетрадь — это поле для поиска общего языка учителя и ученика.

Для меня, например, органично называть домашнюю работу «домашечка». Правда, администрация школы вымыла мне за это голову, и суффикс «-ечк-» был заменен на «-еньк-». Получилась «домашенька». Не грузить же ребят этим тяжеловесным «домашняя работа».

Вопрос языка — это всегда вопрос баланса: учитель ищет слова, которые нравятся ему и вместе с тем доступны для ученика. Тут ни в эмпиреи улетать нельзя, ни в панибратство скатываться. И да, баланс — это искусство тонкое, но, говорят, свобода, с которой мы начали этот текст, живет именно на острие этого искусства.