«В российском образовании мне очень не хватает свободы мысли»
«В российском образовании мне очень не хватает свободы мысли»
Существует стереотип, что художником в России быть тяжело: стабильности нет, зарплаты маленькие и признания никакого. На самом деле это давно не так. Сотрудники творческой индустрии становятся востребованными в самых разных отраслях бизнеса. О том, что дизайнеры скоро станут самыми важными специалистами и почему родителям не стоит бояться творческих профессий, «Мелу» рассказал художник и куратор курса Pre-Foundation Британской высшей школы дизайна Михаил Левин.
Что такое Foundation
Я работаю в Британке почти шесть лет, начинал преподавать ещё на подготовительных курсах. Сейчас это называется Foundation, а раньше были просто «подготовительные курсы», потому что обучение ещё не было построено по британской системе. Последние два года я курирую программу Pre-Foundation — это калька учебной программы из британского образования, идентичная ступени перед выбором высшего образования. В британской школьной системе так устроено, что дети могут закончить девять классов, а потом выбрать направленную программу на дальнейшее высшее образование. Pre-Foundation идентично третьей ступени британского образования (Level 3). Это третий уровень, в котором студенты направляют своё внимание на искусство и дизайн, и выбирают это сознательно.
Как устроено образование Великобритании
Когда студент переходит на следующую ступень — Foundation — это считается первый курсом высшего образования, первой ступенью британского бакалавриата. В течение первого полугодия на Foundation студенты проходят так называемый диагностический этап, Exploratory Stage, когда они все пробуют и исследуют, определяют, что им нравится конкретно. А уже второй семестр, второй этап — это Pathway Stage, когда они уже выбирают конкретное направление (мода, промышленный дизайн, графический дизайн, иллюстрация, современное искусство, фотография, архитектура) и развивают свои способности с конкретными навыками и умениями с осознанным выбором своей будущей профессии.
Чего не хватает в российской системе образования
В российском образовании мне очень не хватает свободы мысли. В Британии с детского сада, с ранней школы у детей есть возможность самостоятельно делать выводы, выражать своё мнение, делиться идеями. Система образования там построена так, что школа тебе что-то рассказывает, а дальше ждёт от тебя реакции. Ты должен переварить информацию и показать учителям её понимание, а не просто заученное общепринятое мнение и знание. В творческой профессии такой подход особенно важен.
Здесь очень важно осознавать свою индивидуальность и понимать, что тебе хочется сказать и каким образом это лучше сделать
В постсоветское время творчеству в России уделялось слишком мало внимания. Мне кажется, именно поэтому у нас до сих пор есть какой-то элемент недоразвитости творческой индустрии. Но я уверен, что это именно та сфера, которая в следующие 10 лет будет стремительно развиваться. Новое поколение успешных людей будет обращать всё больше внимания на то, что будет происходить в этой среде. Сейчас такую же схему можно увидеть в развивающихся странах, таких как Китай. Современная культура и творческая среда там были в полном упадке ещё 30 лет назад. Но страна стремительно развивалась экономически, за это время там выросло поколение успешных состоятельных людей. Они понимают, что культура — это неотъемлемая часть жизни, её надо поддерживать и обращать на неё как можно больше внимание. И у нас, я надеюсь, всё произойдёт по похожему сценарию.
Мы всё время говорим, что ничего не производим в России, но это не так. Мы просто не умеем подать это так, чтобы на это обратили внимание
Сказывается нехватка высококлассных специалистов с точки зрения продвижения товара к потребителю. Это и будет активно развиваться. А вообще в творческой среде России всегда было очень много пессимизма. Особенно у тех людей, которые давно в профессии. Но если опираться на прошлый опыт и говорить: «Да, ничего тогда не получилось, сейчас тоже не получится и всё будет плохо», — тогда вообще не стоит этим заниматься. Хочется спросить, а зачем вы это делаете? Займитесь чем-нибудь другим. У нас в школе на эту индустрию другая точка зрения.
Почему дизайнеры будут востребованы
Сегодня любой бизнес-индустрии и коммерческой деятельности необходима визуальная составляющая, чтобы обратить на себя внимание и дать людям какой-то новый визуальный ряд. Мы ведь воспринимаем вещь в первую очередь взглядом, визуально, окружены всевозможными изображениями, новыми вещами, продуктами. Люди, которые занимаются креативом и творчеством, безусловно должны помогать сферам бизнеса и индустрии продвигать продукт и обращать внимание общества на то, что они делают. Выходит, что сейчас в любой профессии нужны творческие люди. Для того чтобы продать что-либо, нужен специалист в креативе. Он сможет преподать продукт в нужной обёртке, чтобы потребитель смог понять, что продукт действительно стоящий.
25 фильмов о мировой архитектуре, искусстве и дизайне
Сейчас все говорят, что нужно обязательно получить фундаментальное образование: экономическое, бизнес и другие, но этот поезд едет уже очень давно.
Люди, которые идут за фундаментальным образованием, пытаются запрыгнуть в поезд, завершающий свой путь
Когда Стив Джобс развивал свою компанию, все думали, что это какая-то дорогостоящая и абсурдная глупость. Но тем не менее мы видим, насколько это сейчас стало востребовано. Возможно, что через 20-30 лет дизайнеры будут определять, как люди будут взаимодействовать с вещами. А техническая сторона станет условной, потому что, возможно, в будущем все программирование будет делать не человек, а сами компьютеры. Я в принципе человек далёкий от технологий, я занимаюсь визуальной стороной дела, но у меня чёткое понимание, что над всем будет некая идея, новый взгляд. А технические вещи станут некой условностью.
Почему «бедный художник» — это неверный стереотип
Существует стереотип о творческих людях, который нелегко сломать. Будто бы все художники и другие работники творческой индустрии работают много, зарабатывают мало и признают их талант только после смерти. Но у нас в Британке с каждым годом поток студентов растёт, конкурс растёт, поэтому и стереотип ломается, как мне кажется. Может быть, не так стремительно, как всем бы этого хотелось, но ссылаясь на опыт предыдущих лет, это процесс достаточно долгий. Должно смениться поколение.
Ко мне приходят родители и начинают спрашивать: «А как же быть художникам?». У нас действительно это слово практически нарицательное. На самом деле столько возможностей сейчас.
Те навыки, которые он приобретает, художник может применить в огромном спектре индустрий — начиная от рекламы, телевидения, маркетинга
Да и даже в чисто художественной сфере сейчас настолько широкие в будущем будут возможности. Важно ещё понимать, что если сейчас начать заниматься творчеством, через десять лет у нас как раз будет то самое поколение детей нулевых, которые воспитаны уже в совершенно иной среде и в иных ценностях. Культура станет цениться. И соответственно, появится масса возможностей, подарки и востребованности для людей, которые будут не на каком-то постсоветском прошлом воспитаны, а уже в современных глобальных реалиях, понимая и контекст, и визуальную культуру. Будут создавать абсолютно новое искусство, которое будет говорить не о прошлом, а скорее о будущем.
Как определиться с творческим направлением
Я считаю, что даже если студент определился с будущей профессией в творческой индустрии, ему всё равно важно попробовать себя в других творческих направлениях. И даже не для того, чтобы поменять свою профессию на другую (что часто происходит), а для того, чтобы приобрести базовые знания в других сферах. Это очень сильно обогащает и помогает взглянуть по-новому на то или иное направление, которое человек выбирает. Те навыки, которые получает человек исследуя, очень помогают шире посмотреть на все эти возможности и по-новому взглянуть на задачи, которые стоят перед будущим профессионалом.
Как не ошибиться с выбором профессии
Недавно со мной случилась забавная история. Приехала девочка из Грозного поступать в Британку. Она приехала с бабушкой, видно, что воспитана в суровых условиях: смотрит только вниз, в глаза не смотрит, говорит очень тихо. Но у неё неожиданно были смелые работы, которые она привезла показать на предварительное интервью. Мне, конечно, было важно узнать, как у неё все это получилось, откуда взялись образы и идеи. Оказалось, что она увлекается современной корейской музыкой. Я лично ничего не знаю про это. А она всё это нашла в интернете, её это очень заинтересовало, оказалось близко её душе. Сегодня в силу интернета доступен огромный пласт информации. Здесь главное наткнуться на то, что действительно интересует и вдохновляет. Но живя в Москве, конечно, нужно как можно больше знакомиться со всякими культурными явлениями, мероприятиями, ходить на выставки. Профессиональная литература достаточно сложна для восприятия школьников и не столь доступна в плане понимания.
Британская высшая школа дизайна продолжает набор студентов на программы Pre-Foundation Art & Design и Foundation. Подать заявку на обучение на курсе Pre-Foundation можно до 20 сентября, на Foundation — до 10 сентября 2016 года.